Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующее:
• Современное состояние жилищного строительства в России.
Жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение.
Нормативно-правовая база регулирования жилищного строительства в России.
Анализ современного состояния цветной анализ современного состояния в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА………………………………………….
5
1.1. Жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение………………………………………… 5
1.2. Нормативно-правовая база регулирования жилищного строительствам в России……………………………………….
8
1.3. Анализ современного состояния жилищного строительства в России………………………………………………………….
12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА…....
15
2.1.

2.2. Формы и методы воздействия государственных финансов на
экономику …………………………………………………….
Формы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации…………
15
22
2.3. Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации………….
29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………
33
3.1. Основные проблемы жилищного строительства в Российской Федерации………………………………………..
33
3.2. Перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации…………………………………………
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 35

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_moya2.docx

— 649.18 Кб (Скачать)

     Постановления и распоряжения Правительства РФ:

  • Постановление Правительства от 22 сентября 2008 года № 708 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры»
  • Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2008 года № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»
  • Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» - устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации: при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства; при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо проектная документация таких объектов.
  • Постановление от 5 мая 2007 года №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» - проведение в 2007 году отбора экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства (далее - проекты), при реализации которых будут отрабатываться организационные, технологические, правовые и финансовые механизмы комплексного освоения территорий, включающего помимо строительства жилых домов строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, за счет средств различных источников финансирования

Так же сферу жилищного строительства  регулируют такие нормативно- правовые документы, как: приказы, письма Министерства регионального развития РФ, Нормативные правовые документы подведомственных фондов и агентств и т.д..

 

 

 

1.3.      Анализ современного состояния жилищного строительства  в России.

 

 

Жилищное строительство  в России после двух лет спада  наконец-то показало положительный  прирост. Тенденция роста стала заметно устойчивой во второй половине года (приросты по отношению к периоду предыдущего года становятся ежемесячными.

Рис.1. Динамика ввода жилья в РФ в 2009-2011 гг. по месяцам, млн. м2

 Итак, по данным Росстата, в 2011 году в России было введено в эксплуатацию 788,2 тыс. квартир общей площадью 62,3 млн. м2, что составило 106,6% к соответствующему периоду предыдущего года (в 2010 году было введено 58,4 млн.кв.метров жилья, это 97,6% к 2009 году). Правда, результаты 2008 года, когда было введено 64,1 млн. м2, пока еще не достигнуты. Таким образом, в период кризиса жилищное строительство потеряло всего 9% своего объема(рис.1).

 
 

Рис.2. Динамика ввода жилья в РФ в 2001 -2011 гг., млн. м2 и ежегодные приросты, %

В 2011 г. индивидуальными застройщиками  было введено 201,2 тыс. жилых домов  общей площадью 26,7 млн. м2, что составило 104,6% к 2010 году. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила: в целом по России - 42,9%; в республиках Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Дагестан и Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Астраханской и Белгородской областях - от 73,3% до 94,5%.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного  строительства осуществлялись, как  обычно, в 12 регионах (этот список в  последнее время практически  неизменен). Так, в Московской области  было введено 13,2%(рис.3) от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае - 5,9%, Санкт-Петербурге - 4,3%, Республике Татарстан -3,8%, Республике Башкортостан - 3,4%, Тюменской области - 3,3%, Ростовской области - 3,0%, Москве и Свердловской области -по 2,9%, Нижегородской и Новосибирской областях - по 2,4%, Саратовской области -1,9% .В этих субъектах Российской Федерации построено чуть меньше половины введенной общей площади жилья в России.

Рис.3. Долевое распределение строительства жилья по ведущим регионам       страны в 2010-2011 гг.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

 

                  2.1. Формы и методы воздействия государственных   финансов на экономику.

 

 

Государственное регулирование  экономики - одна из основных форм участия  государства в экономике, состоящая  в его воздействии на распределение  ресурсов и доходов, на уровень и  темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.

Рассмотрим формы и  методы воздействия государственного регулирования ,описываемых в пяти разных источниках.

В первом источнике различают административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

Прямые формы регулирования  способствуют выравниванию финансового  положения отдельных звеньев  хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность  рыночных регуляторов. В отличие  от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические  стимулы и открывают простор  для действия механизмов рыночного  регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как  и ставки процента за кредит, ведет  к расширению производства в соответствии со спросом. [13]

Во втором источнике  все используемые правительством регуляторы экономической жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования  базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.).

 Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику. [14]

В третьем источнике методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых  при государственном регулировании  административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого  решения в виде правового акта управления, юридически обязательного  для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как  меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Прямые и косвенные  методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют  единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Самостоятельную группу средств  государственного регулирования экономики  образуют так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся  такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные  и иные правовые средства широко применяются  не только во взаимоотношениях между  субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании  экономики и предпринимательской  деятельности.

Средства административного  регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики  чрезвычайно разнообразны. Среди  них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т. д. .[16]

В четвёртом источнике государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики  является, то что они:

- не связаны с созданием  дополнительных материальных стимулов  для их реализации;

- базируются на силе  и авторитете государственной  власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства