Задача
создания самостоятельного финансового
центра в России предполагает совершенствование
налогообложения на финансовом рынке.
Без формирования благоприятного налогового
климата невозможно качественно
повысить ликвидность рынка финансовых
инструментов и привлекательность
долгосрочных инвестиций, расширить
спектр инструментов, обращающихся на
финансовом рынке, перечень операций и
оказываемых услуг, а также создать
условия для преимущественного
развития организованного рынка
финансовых инструментов.
В
настоящее время необходимо принятие
мер, направленных на создание более
привлекательного режима налогообложения
на российском финансовом рынке, чем
налоговые режимы, существующие в
странах, в которых действуют
конкурирующие финансовые центры. Такие
меры найдут отражение в основных
направлениях налоговой политики Российской
Федерации на долгосрочный период.
Целью настоящей Стратегии является
формирование конкурентоспособного самостоятельного
финансового центра.
До
2020 года необходимо решить следующие задачи
развития финансового рынка:
- повышение
емкости и прозрачности финансового рынка;
- обеспечение
эффективности рыночной инфраструктуры;
- формирование
благоприятного налогового климата для
его участников;
- совершенствование
правового регулирования на финансовом
рынке.
В
рамках решения задачи по повышению
емкости и прозрачности российского
финансового рынка потребуется:
- внедрение
механизмов, обеспечивающих участие многочисленных
розничных инвесторов на финансовом рынке
и защиту их инвестиций;
- расширение
спектра производных финансовых инструментов
и укрепление нормативной правовой базы
срочного рынка;
- создание
возможности для секьюритизации широкого
круга активов;
- повышение
уровня информированности граждан о возможностях
инвестирования сбережений на финансовом
рынке.
В
рамках решения задачи по обеспечению
эффективности инфраструктуры финансового
рынка предусматривается:
- унификация
регулирования всех сегментов организованного
финансового рынка;
- создание
нормативно-правовых и организационных
условий для возможности консолидации
биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
- создание
четких правовых рамок осуществления
клиринга обязательств, формирования
и капитализации клиринговых организаций
финансового рынка, а также функционирования
института центрального контрагента;
- повышение
уровня предоставления услуг по учету
прав собственности на ценные бумаги и
иные финансовые инструменты.
Задача
по формированию благоприятного налогового
климата для участников финансового
рынка должна найти отражение
в основных направлениях налоговой
политики на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть
изменение налогового законодательства
Российской Федерации по следующим направлениям:
- совершенствование
режима налогообложения услуг, предоставляемых
участниками финансового рынка, а также
операций с финансовыми инструментами
налогом на добавленную стоимость;
- совершенствование
режима налогообложения налогом на прибыль
организаций, являющихся участниками
финансового рынка;
- совершенствование
налогообложения доходов физических лиц,
получаемых от операций с финансовыми
инструментами.
В
целях реализации задачи по совершенствованию
правового регулирования на финансовом
рынке необходимо:
- повышение
эффективности регулирования финансового
рынка путем развития системы пруденциального
надзора в отношении участников финансового
рынка, унификации принципов и стандартов
деятельности участников финансового
рынка, а также взаимодействия государственных
органов с саморегулируемыми организациями;
- снижение
административных барьеров и упрощение
процедур государственной регистрации
выпусков ценных бумаг;
- обеспечение
эффективной системы раскрытия информации
на финансовом рынке;
- развитие
и совершенствование корпоративного управления;
- принятие
действенных мер по предупреждению и пресечению
недобросовестной деятельности на финансовом
рынке.
Помимо
решения указанных задач необходимо
повысить эффективность контрольно-надзорной
деятельности Федеральной службы по
финансовым рынкам, проводить постоянный
анализ применения норм законодательства
Российской Федерации и на этой основе
совершенствовать нормативную правовую
базу.
Решение
задач настоящей Стратегии позволит
создать надежную базу долгосрочного
роста российского финансового
рынка и сформировать на его основе
конкурентоспособный самостоятельный
финансовый центр.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
Правительство РФ озабочено развитием
финансового рынка, как одного из
ключевых факторов роста экономики.
Это подразумевает улучшение
инфраструктуры и нормативно-правовой
базы с целью привлечения иностранного
капитала.
Заключение
Финансовый
рынок представляет собой систему
экономических и правовых отношений,
связанных с куплей-продажей или
выпуском и оборотом финансовых активов.
Субъектами этих отношений выступают
государство, а также те, кто желает
передать в пользование свободные
финансовые ресурсы, те, которые требуют
инвестиций, и финансовые посредники,
которые на стабильной, благоустроенной
основе обеспечивают перераспределение
финансовых ресурсов среди участников
рынка.
Лица,
которые инвестируют средства в
деятельность других субъектов рынка,
покупая определенные финансовые активы,
называют инвесторами и собственниками
финансовых активов — акций, облигаций,
депозитов и т.п. Тех, кто привлекает
свободные финансовые ресурсы через
выпуск и продажу инвесторам финансовых
активов, называют эмитентами таких
активов. Каждый финансовый актив есть
активом инвестора — собственника
актива и обязательством того, кто
эмитировал данный актив.
Роль
финансового рынка заключается
в том, что он:
- мобилизует
временно свободный капитал из многообразных
источников;
- эффективно
распределяет аккумулированный свободный
капитал между многочисленными конечными
его потребителями;
- определяет
наиболее эффективные направления использования
капитала в инвестиционной сфере;
- формирует
рыночные цены на отдельные финансовые
инструменты и услуги, объективно отражающие
складывающееся соотношение между предложением
и спросом;
- осуществляет
квалифицированное посредничество между
продавцом и покупателем финансовых инструментов;
- формирует
условия для минимизации финансового
и коммерческого риска;
- ускоряет
оборот капитала, т.е. способствует активизации
экономических процессов.
Несмотря
на множество преимуществ для экономики,
которые несет в себе финансовый рынок,
его существование в России связано с
существенным количеством недостатков.
Тем не менее, положительным является
то, что Федеральная Служба по Финансовым
Рынкам и Правительство РФ принимают стратегические
шаги, нацеленные на привлечение инвестиций,
стабильность, финансовую прозрачность
и улучшение нормативно-правовой базы.
Таким
образом, финансовый рынок представляется
как эффективный механизм функционирования
экономики, инструмент мобилизации
финансовых ресурсов и сбережений населения,
оптимального перераспределения средств.
Список
нормативных актов и литературы
- Федеральный
закон от 26.12.95 N 208-ФЗ (в ред. от 03.06.2009)
"Об акционерных обществах" [Электронный
ресурс] // Справочная система «Консультант
Плюс»
- Федеральный
закон от 22.04.96 N 39-ФЗ (в ред. от 03.06.2009) "О
рынке ценных бумаг" [Электронный ресурс]
// Справочная система «Консультант Плюс»
- Федеральный
закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "Об
иностранных инвестициях в Российской
Федерации" [Электронный ресурс] // Справочная
система «Консультант Плюс»
- Федеральный
закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ ( в ред. от 30.12.2008)
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)"
[Электронный ресурс] // Справочная система
«Консультант Плюс»
- Федеральный
закон от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 29.11.2007)
«Об организации страхового дела
в Российской Федерации» [Электронный
ресурс] // Справочная система «Консультант
Плюс»
- Стратегия
развития финансового рынка Российской
Федерации на период до 2020 года (от 29 декабря
2008 г. № 2043-р) Федеральная служба по
финансовым рынкам [электронный ресурс]
// http://old.ffms.ru
- Буренин А.
Н. Управление портфелем ценных бумаг:
Учеб. пособие /А.Н.Буренин [Текст] - М.: Научно-техническое
общество имени академика И. Вавилова,
2007. - 402 с.
- Деньги. Кредит.
Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И.
Соколова [Текст] - М., Изд-во Проспект,
2008. -572с.
- Лялин В. А.,
Воробьев П. В. Рынок ценных бумаг: учебник
/ В.А. Лялин, П.В. Воробьев [Текст] - М. 2008.
– 452с.
- Селищев
А.С. Финансовые институты, рынки, деньги:
учебник / А.С Селищев [Текст] - Питер
, 2007. – 432с.
- Соколова
О.В. Финансы, деньги, кредит: учебник
/ О.В Соколова [Текст] - М.: Юристъ, 2008.
– 254с.
-
Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева
[Текст] – М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – 380с.
- Финансы:
Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка [Текст] —
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с.
- Классификация
финансовых рынков. Портал информационной
поддержки операций на финансовых рынках
/ [электронный ресурс] //
http://www.fintools.ru
- Особенности
формирования финансовых рынков в России
/ [электронный ресурс] //
http://financialsys.ru
- Энциклопедия
«Википедия» [электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org