Формирование финансовых рынков и институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление со структурой формирования финансовых рынков и институтов в России. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть возможные способы классификации финансовых рынков;
изучить основные направления развития финансового рынка в России;
изучить стратегию развития финансовых рынков.

Работа содержит 1 файл

формирование финансовых рынков и институтов.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

         По сути дериватив представляет собой соглашение между двумя сторонами, по которому они принимают на себя обязательство или право передать определённый актив или сумму денег в установленный срок или до его наступления по согласованной цене.

     Существуют некоторые другие подходы к определению производного финансового инструмента. Согласно этим определениям признак срочности является необязательным — достаточно лишь того, что данный инструмент основан на другом финансовом инструменте. Также существует подход, согласно которому производным инструментом может считаться только тот, по которому предполагается получение дохода за счёт разницы цен и не предполагается использование данного инструмента для поставки товара или иного базового актива.

     Большинство производных финансовых инструментов в соответствии с российским законодательством не признаётся ценной бумагой, как это трактуется в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». Исключение составляет опцион эмитента. Однако встречается такой термин как производная ценная бумага. Под это понятие попадают инструменты, основанные на ценных бумагах (форвардный контракт на облигацию, опцион на акцию, депозитарная расписка).

     Под производными финансовыми инструментами обычно понимаются фьючерсные, опционные и иные стандартные биржевые контракты, а также форвардные, опционные и иные срочные сделки внебиржевого рынка[15].

    Финансовые  инструменты денежного рынка  – денежные средства в форме банковских депозитов, кредитов и иных долговых обязательств.

    Под функциями финансового рынка  чаще всего понимаются обеспечение  участников рыночного процесса детальными данными о спросе и предложении на ресурсы, а также формирование цен на эти ресурсы. 

                              1.2 Финансовые институты 

     С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как  совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов[9, С.57].

     Существуют  следующие виды финансовых институтов: коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы, страховые  компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании.

     Что касается финансовых посредников, то их можно подразделить на четыре группы: финансовые учреждения депозитного  типа, договорные сберегательные учреждения, инвестиционные фонды и иные финансовые организации.

     Наиболее  распространенными финансовыми  посредниками выступают учреждения депозитного типа. В развитых странах  их услугами пользуется значительная часть населения, так как выплату  доходов по депозитным счетам, как  правило, гарантируют страховые  компании, надежность которых обеспечивает государство. Привлеченные депозитными  учреждениями средства используются для  выдачи банковских, потребительских  и ипотечных кредитов. Основными  институтами данной группы являются коммерческие банки, сберегательные институты  и кредитные союзы.

     Коммерческие  банки, как правило, предлагают самый  широкий спектр услуг по привлечению  денежных средств от экономических  субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных займов, кредитов. В силу огромной значимости коммерческих банков не только в функционировании денежно-кредитной системы государства, но и в развитии экономики в целом они являются объектом жесткого государственного контроля. 

    1.3 Особенности формирования финансовых рынков в России 

    Формирование  финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка[14].

    С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

    В зависимости от типа финансового института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на:  денежный рынок; рынок ценных бумаг; рынок

страховых полисов и пенсионных счетов;  валютный и срочный рынок.

    Главное назначение финансовых рынков состоит  в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.

    Основными институтами денежного рынка  являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).

    ЦБ  РФ, как и центральные банки во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его

деятельности  на денежном рынке прежде всего регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [4]. Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

    Решение этой крайне сложной задачи требует предоставления Банку России особых полномочий не только в области денежно-кредитной

политики, но и в других сферах государственного регулирования экономики страны. Однако таких полномочий Банк России не имеет. Поэтому в данных условиях решение задачи по обеспечению Центробанком России устойчивости национальной валюты крайне затруднено.

    Денежно-кредитная, финансовая политика, обладая определенной

самостоятельностью  и независимостью, были, есть и остаются составляющими экономической политики государства. Наряду со снижением инфляции, поддержанием оптимального валютного  курса, платежного баланса страны в качестве приоритетных задач денежно-кредитной политики в развитых странах мира является обеспечение стабильного экономического роста.

    К сожалению, следует признать, что  эта задача была поставлена в число приоритетных задач в России лишь в 2000 г. До этого времени, по существу, решалась другая задача — создание условий для накопления крупного частного капитала. Соответственно на это была нацелена и денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в части регулирования денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосрочных процентных ставок, методов укрупнения банковского капитала.

    Центральный банк России подотчетен Государственной  Думе РФ. Председатель Банка России и члены Совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России во взаимодействии с Правительством России и ежегодно направляются в Государственную Думу для окончательного согласования и принятия.

    Банк  России осуществляет эмиссию наличных денег, организует

их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основными инструментами и методами такого регулирования выступают:

    1. процентная политика, т. е. установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций, что во многом предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты;
    2. установление нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России;
    3. купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;
    4. организация кредитования коммерческих банков, в том числе с помощью учета и переучета векселей;
    5. установление ориентиров роста показателей денежной массы.

    Банк  России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. В случаях выявления нарушения он вправе применять установленные законом санкции вплоть до назначения временной администрации, Банк России может осуществлять все виды банковских операций.

    Часть прибыли Банка России поступает  в доход федерального бюджета. Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров банка. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами.

        Таким образом, без развития институтов финансового рынка в России невозможно создание эффективной рыночной экономики. В то же время следует четко представлять, что прежняя политика развития этих институтов, зачастую игнорировавшая интересы субъектов реального сектора экономики и населения, неизбежно ведет к краху как самих институтов, так и финансовой системы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года 

     Настоящая Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 года. При этом в настоящей Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов, а также вопросы их регулирования, контроля и надзора [6].

     Целью данной стратегии является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора с одновременным созданием условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем.

     Развитие  финансового рынка, а также деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам по государственному регулированию  этого рынка осуществляется с 2006 года в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р, в которой были сформулированы среднесрочные задачи модернизации институтов и инструментов финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, 
трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

     Условия развития мирового финансового рынка  осложняются в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Информация о работе Формирование финансовых рынков и институтов