Формирование доходов бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:16, реферат

Описание работы

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам.docx

— 49.42 Кб (Скачать)

Государственный университет Высшая школа экономики

Нижегородский филиал 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Финансы»

Тема: «Формирование  доходов бюджетов РФ». 
 

                                                                 

                                                                                     Выполнил: студент гр.09-2

                                                                                     Вохмянина Ю.Н.

                                                                                     Проверил: преп-ль

                                                                                     Жукова Е.В.

                                            
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011 год 

     Государство выполняет различные функции  в области управления и обеспечения  нормальных условий жизнедеятельности  общества. Для осуществления своих  обязательств и полномочий государство  в лице соответствующих органов  формирует бюджет на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и местном. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов РФ и местного самоуправления. Чтобы реализовать все запланированные расходные статьи бюджета в полном объеме, органы власти должны обладать достаточным для этого количеством денежных средств. Эти денежные средства составляют доходную часть бюджета.

     ДОХОДЫ  БЮДЖЕТА — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления.

     В доходах бюджетов выделяют собственную  и регулирующую часть.

     Собственные доходы бюджета - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  действующим законодательством. Это означает, что этот вид доходов ежегодно в установленном объеме поступает в распоряжение бюджета соответствующего уровня. Перечень собственных налогов, которые зачисляются в бюджет определенного уровня, утвержден и закреплен в Налоговом Кодексе РФ.

     К собственным доходам бюджетов РФ Бюджетный Кодекс РФ относит следующие  виды доходов (ст.47 БК РФ):

  1. Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим уровнем бюджетной системы, действующим законодательством РФ. К числу таких доходов относятся налоги и сборы, перечень которых устанавливается Налоговым Кодексом РФ.
  2. Неналоговые доходы,  получаемые от использования  и продажи имущества, оказания платных услуг, штрафы и т.д. (Рисунок 1).

     

     Рис. 1. Неналоговые доходы. 

  1. Безвозмездные поступления, за исключением финансовой помощи в виде межбюджетных трансфертов.

     Регулирующие  доходы бюджетов – это федеральные  и региональные налоги или иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы данных отчислений определяются Бюджетным Кодексом РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Например, согласно БК РФ налог на вмененный  доход, является регулирующим налогом, который распределяется по следующим нормативам:

  • В федеральный бюджет – 30%;
  • В бюджеты субъектов РФ – 15%;
  • В местные бюджеты – 45%;
  • В бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования – 0,5%;
  • В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 4,5%;
  • В бюджет фонда социального страхования РФ – 5%.

     Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О  федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов"  установил на текущий период следующие нормативы по распределению доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо:

  • В федеральный бюджет в 2011 году по нормативу 30%, в 2012 – 23%, 2013 – 28%;
  • В бюджеты субъектов РФ в 2011 году по нормативу – 70%, в 2012 – 77%, в 2013 – 72%.

     Важно заметить, что на федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов РФ. В субъектах РФ для местных бюджетов могут устанавливаться как единые, так и дифференцированные нормативы (групповые или индивидуальные).

       Все денежные средства, полученные от уплаты налогов, которые являются регулирующими, зачисляются на счет определенного бюджета не в полном объеме, а в зависимости от процентной доли, которая предназначается для этого бюджета и закрепляется соответствующими нормативно-правовыми актами (бюджетным законодательством, федеральными законами и законами субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год).

     В итоге, доходы бюджета включают в  себя собственные и регулирующие доходы. Но, к сожалению, как правило, использование этих средств не позволяет в полной мере реализовать поставленные задачи и решить проблему сбалансированности бюджетов. В этом случае, вышестоящий бюджет может принять решение о предоставлении финансовой помощи нижестоящему бюджету в виде межбюджетных трансфертов, которые позволяют не только обеспечить нормальный уровень жизни населения, но и эффективно перераспределять денежные средства между бюджетами разных уровней и способствуют их выравниванию.

     Финансовая  помощь из федерального бюджета выделяется бюджетам субъектов РФ  в форме  дотаций, субсидий, субвенций, и иных межбюджетных трансфертов (ст.129 БК РФ).

     ДОТАЦИИ — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих  расходов. Этот вид межбюджетных трансфертов выделяется для выравнивания бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ и составляет Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ).

     СУБСИДИИ - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ст. 132 БК РФ).  Общий объем выделяемых субсидий из федерального бюджета образует в его расходной части Федеральный фонд софинансирования расходов.

     СУБВЕНЦИИ - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (ст. 133 БК РФ).

     Совокупность  субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета  образует Федеральный фонд компенсаций.

     В 2010 году из федерального бюджета было выделено 1336,3 млрд. руб. в помощь бюджетам субъектов РФ, в том числе: дотаций - 503,2 млрд. руб., субсидии в размере 408,8 млрд. рублей, субвенции на сумму 365 млрд. рублей, иные межбюджетные трансферты - 59,3 млрд. руб.. Также стоит отметить, что из проекта бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г.г., мы можем проследить намерение федерального бюджета постепенно снижать объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов, что делает бюджеты субъектов более самостоятельными и независимыми от вышестоящего бюджета.

     Стоит отметить, что с одной стороны, поддержка нижестоящих бюджетов с помощью выделения им финансовой помощи оказывает на них положительное  воздействие, поскольку позволяет  увеличить их расходы и дает уверенность, что в каких- то сложных и непредвиденных ситуациях они могут рассчитывать на помощь со стороны федерального бюджета. Однако с другой стороны, это  может порождать иждивенческие  настроения среди нижестоящих бюджетов. Большие объемы межбюджетных трансфертов могут просто привести к снижению эффективности собственной бюджетной политики на региональном и местном уровне и их самостоятельности. Поэтому, на мой взгляд, безусловно, межбюджетные трансферты должны выделяться, поскольку они позволяют развивать и модернизировать регионы и стабилизируют ситуацию в отстающих и наименее экономически благоприятных областях нашей страны, но их размеры должны быть разумными, экономически обоснованными и направленными на достижение реально поставленных задач под строгим контролем.

     Как мы уже говорили выше, доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. В нашей стране используется трехуровневая бюджетная система, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Каждое звено бюджетной системы на основе принципов самостоятельности и автономности покрывает свои расходы за счет закрепленных (собственных) доходов и регулирующих, которые выделяются вышестоящим бюджетом для его сбалансирования. Далее остановимся подробнее на каждом из уровней. 

    1. Формирование  доходов федерального бюджета.

     Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых  и неналоговых доходов. Согласно Налоговому кодексу РФ к собственным  федеральным налогам и сборам отнесены (ст.13 НК РФ):

     1) налог на добавленную стоимость;

     2) акцизы на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;

     3) налог на прибыль (доход) организаций;

     4) подоходный налог с физических лиц;

     5) налог на добычу полезных ископаемых;

     6) водный налог;

     7) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

     8) государственная пошлина.

     Среди вышеперечисленных налогов, зачисляемых  в федеральный бюджет, НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) организаций  и подоходный налог с физический лиц являются регулирующими, то есть распределяются между всеми уровнями бюджетной системы согласно установленным нормативам.

     Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

  • Доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;
  • Прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;
  • Доходов от реализации запасов и резервов;
  • Средств, полученных государством от заимствований (внутренних и внешних).

     Кроме этого в федеральный бюджет зачисляются  безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

     В 2010 году объем налоговых и неналоговых  доходов федерального бюджета РФ составил 7860563082  тыс. рублей, что больше чем в 2010 г. на 530387021 тыс. руб. или на 7, 23%. 

    1. Формирование  доходов бюджета субъекта РФ.

             Что касается доходов бюджетов субъектов РФ, то они образуются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, а также неналоговых и безвозмездных поступлений.

          Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся (ст.14 НК РФ):

Информация о работе Формирование доходов бюджетов РФ