Форма безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Безналичные расчеты способствуют сокращению потребности в наличных денежных средствах, а также расходов, связанных с их изготовлением, перевозкой и хранением, что способствует экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 85.37 Кб (Скачать)

Введение

 

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

В современных условиях особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности банковской деятельности, сокращения издержек обращения, минимизации затрат на проведение банковских операций. Важную роль в решении  этих задач играют безналичные расчеты.

Сущность безналичных  расчетов состоит в том, что они  осуществляются при помощи банковских операций (посредством перечисления по счетам), используемых для замещения  наличных денег.

Безналичные расчеты нашли  широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд  преимуществ перед расчетами  с использованием наличных денег.

Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в  виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного  количества денежных знаков, которые    потребовались      бы  при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты  при четкой работе банков позволяют  лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

Безналичные расчеты населения  в нашей стране носят строго добровольный характер. К их числу относятся: перечисления на счета по вкладам части заработной платы и других денежных доходов, выплата через учреждения банка заработной платы рабочим и служащим, выдача чеков за счет сумм вкладов, переводов, перечисление сумм со счетов по вкладам в уплату за товары, за квартиру, коммунальные и прочие услуги, перечисление вклада с одного счета на другой и т.д.

Безналичные расчеты способствуют сокращению потребности в наличных денежных средствах, а также расходов, связанных с их изготовлением, перевозкой и хранением, что способствует экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

В соответствии с действующим  законодательством в современных  условиях допускается использование  следующих форм безналичных расчетов:

 

    1. Расчеты платежными поручениями;
    2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
    3. Чековая форма расчетов
    4. Расчеты аккредитивами
    5. Вексельная форма расчетов  
    6. Факторинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты платежными поручениями

 

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца  счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Возможности применения в  расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты  в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

При расчетах за товары и  услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

- за полученные товары  и оказанные услуги прямого  акцепта товара при условии  ссылки в поручении на номер  и дату товарно-транспортного  документа, подтверждающего получение  товаров или услуг плательщиком;

- для платежей в порядке  предварительной оплаты и услуг  (при условии ссылки в поручении  на номер договора, соглашения, контракта,  в которых предусмотрена предварительная  оплата);

- для погашения кредиторской  задолженности по товарным операциям;

- при расчетах за товары  и услуги по решениям суда  и арбитража;

- при арендной плате  за помещения;

- платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное  обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям  платежные поручения используются для:

- платежей в бюджет;

- погашения банковских  ссуд и процентов по ссудам;

- перечисления средств  органам государственного и социального  страхования;

- взносов средств в  уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.;

- приобретения акций,  облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

- уплаты пени, штрафов, неустоек и т. Д.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной  формы, содержащем все необходимые  реквизиты для совершения платежа  и представления в банк, как  правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

- 1-й экземпляр используется  в банке плательщика для списания  средств со счета плательщика  и остается в документах для  банка;

- 4-й экземпляр возвращается  плательщику со штампом банка  в качестве расписки о приеме  платежного поручения к исполнению;

- 2-й и 3-й экземпляры  платежного поручения отсылаются  в банк получателя платежа;  при этом 2-й экземпляр служит  основанием для зачисления средств  на счет получателя и остается  в документах для этого банка,  а 3-й экземпляр прилагается  к выписке со счета получателя  как основание для подтверждения банковской проводки.

Платежное поручение принимается  банком к исполнению только при наличии  достаточных средств на счете  плательщика. Для совершения платежа  может использоваться также ссуда  банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

Поручение действительно  в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается). Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы выглядит следующим  образом 

 

 

 

Расчеты платежными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению  с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить  качество оплачиваемых товаров или  услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты платежными требованиями-поручениями

 

Платежное требование-поручение  представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании  приложенных к нему отгрузочных  и товарных документов стоимость  поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение  выписывается поставщиком на основании  фактической отгрузки продукции  или оказания услуг на стандартизированном  бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и  на инкассо (в банке поставщика).

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий  на основе товарных, расчетных и  денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения  в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями  исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена  только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в  банк покупателя платежные требования-поручения  регистрируются в специальном журнале  и передаются банком непосредственно  плательщику под расписку для акцепта.

При согласии оплатить полностью  или частично платежное требование-поручение  плательщик заверяет его подписями  лиц, уполномоченных распоряжаться  счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк. При этом:

- 1-й экземпляр служит  основанием для списания средств  со счета плательщика и остается  в документах для банка;

- 2-й экземпляр высылается  в банк поставщика, где служит  основанием для зачисления средств  на счет поставщика;

- 3-й экземпляр возвращается  плательщику как расписка в  совершении банковской операции по его счету.

Расчеты платежными требованиями-поручениями, которые являются новой для нашей  банковской практики формой безналичных  расчетов  (введена в 1990 г.), можно  оценить как перспективные, так  как они отвечают финансовым и  хозяйственным интересам поставщиков  и покупателей и укрепляют  договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа, (поставщик) сразу после отгрузки продукции  или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговый кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чековая форма  расчетов

 

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают  денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются  для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные  расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных  расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.

Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем  на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

Непокрытые расчетные  чеки - чеки, платежи по которым гарантируются  банком. В этом случае банк гарантирует  чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков  за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут  быть оплачены чеки, учитывается в  банке-гаранте на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”.

В настоящее время, согласно указаниям ЦБР, предусматривается  использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.

Для получения расчетных  чеков клиент обращается в обслуживающий  его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются  количество чеков и сумма общей  потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне  каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем  предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Лимитированная чековая  книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут  быть выписаны предприятием на общую  сумму, не превышающую установленного по этой книжке лимита. Лимит чековой  книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств  на отдельном банковском счете. Депозит  создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита, что отражается следующими бухгалтерскими операциями по счетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты аккредитивами

 

Аккредитив - это поручение  банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг  на условиях, предусмотренных в аккредитивном  заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем  обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими  правилами не регламентируется, а  устанавливается в договоре между  поставщиком и покупателем. При  данной форме расчетов платеж совершается  по месту нахождения поставщика. В  отличие от других форм безналичных  расчетов аккредитивная форма гарантирует  платеж поставщику либо за счет собственных  средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Информация о работе Форма безналичных расчетов