Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хотел бы осветить необходимость создания и финансирования обязательного медицинского страхования (ОМС), а также показать роль системы ОМС в здравоохранении и проблемы медицинского страхования.

Содержание

Введение
1. Обязательное медицинское страхование
2. Финансирование медицинского страхования
3. Необходимость создания обязательного медицинского страхования
4. Субъекты обязательного медицинского страхования
5. Фонды обязательного медицинского страхования
5.1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
5.2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
5.3. Страховые медицинские организации
6. Роль системы ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ
7. Проблемы медицинского страхования в России. Возможные пути выхода
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

     Эффективность применения методов оплаты медицинской  помощи в системе ОМС зависит от степени разработанности нормативно-методической базы, регулирующей объемы предоставляемых медицинских услуг. В 2006 году получила развитие практика разработки медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, выделения клинико-статистических групп (КСГ) заболеваний и использования этого инструментария при расчете тарифов в системе ОМС. Число субъектов РФ, применяющих эту методологию, достигло в 2009 г. 34 (в 2007 г. – 27,  в 2008 г. - 32). При этом в 10 субъектах РФ используются развитые системы КСГ (более 270 КСГ): к Брянской области, Республике Коми, Калужской области, Приморском крае, Республике Татарстан, Ростовской области, Самарской области добавились Астраханская, Воронежская, Ростовская области и Санкт-Петербург.

      Дифференциация  тарифов на медицинские услуги в  территориальных системах ОМС осуществляется по разным основаниям. Пока превалируют достаточно простые способы дифференциации: на амбулаторно-поликлиническую помощь - по категориям ЛПУ; на стационарную помощь – также по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационаров (см. рис.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Дифференциация  тарифов на оплату медицинской помощи амбулаторно-поликлинических учреждений в системе ОМС

      в субъектах РФ в 2008-2009 гг.

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Дифференциация  тарифов на оплату медицинской помощи стационаров в системе ОМС в субъектах РФ в 2008-2009 гг.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Причем  доля регионов, использующих эти способы  дифференциации тарифов, заметно выросла в 2009 г. Почти в трети регионов для ЛПУ устанавливаются индивидуальные тарифы на оплату амбулаторной и стационарной помощи. Этот метод ориентирует на возмещение фактически сложившихся затрат каждого ЛПУ и обесценивает принцип оплаты их работы по результирующим показателям. Правда, в качестве позитивного сдвига нужно отметить значительное сокращение доли регионов, в которых такая дифференциация тарифов применялась при оплате амбулаторной помощи: с 45% в 2008 г. до 31% в 2009 г. Однако доля регионов, использующих такую дифференциацию при оплате стационарной помощи, не уменьшилась.

      Существующая  практика дифференциации тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС обеспечивает воспроизводство сложившейся в медицинских учреждениях структуры оказания  медицинской помощи и не создает стимулов к ее изменению в целях повышения  эффективности и качества.

     Ограниченный  объем средств, аккумулируемых в  системе ОМС, обусловливает практику использования «неполных» тарифов  для оплаты медицинской помощи, то есть тарифов, предназначенных для возмещения лишь части видов расходов медицинских учреждений, связанных с ее оказанием. Практически во всех субъектах РФ, из средств ОМС возмещаются затраты на оплату труда, и на увеличение стоимости материальных запасов, то есть медикаментов, мягкого инвентаря, продуктов питания и др.  
 
 
 
 
 
 

Виды  затрат ЛПУ, возмещаемые  из средств ОМС  в 2008-2009 гг.

Виды  затрат ЛПУ, возмещаемые  из средств ОМС Код бюджетной классификации11 Доля  субъектов РФ, в  которых из средств ОМС возмещается данный вид затрат
2008 2009
Оплата  труда и начисления на оплату труда 210 99 100
Услуги  связи, транспортные услуги12 221,222 9 8
Коммунальные  услуги 223 3 4
Приобретение  прочих услуг13 224,225,226 51 54
Увеличение  стоимости основных средств14 310 89 55
Увеличение  стоимости нематериальных активов15 320 8 7
Увеличение  стоимости материальных запасов16 340 98 97
 

     В 2008 г. в подавляющем большинстве регионов средства ОМС использовались для увеличения стоимости основных средств (приобретение нового оборудования и др.), но в 2009 г. их доля резко сократилась – до 55%. В небольшом числе регионов средства ОМС тратились на оплату транспортных и коммунальных услуг, а также на увеличение стоимости нематериальных активов (приобретение программного обеспечения и баз данных и т.п.), и примерно в половине регионов – на оплату прочих услуг.

      Медицинское учреждение ведет учет услуг, оказанных  застрахованным, и предоставляет ТФОМС и страховым медицинским организациям сведения по формам учета и отчетности, утвержденным в установленном порядке.

      Расчеты между страховой медицинской  организацией (ТФОМС) и медицинским  учреждением производятся путем  оплаты ею счетов медицинского учреждения.

      При оказании медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС  гражданам, застрахованным на территории другого субъекта РФ, медицинские услуги оплачиваются в установленном порядке.

      Медицинские учреждения несут ответственность  за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. 17 В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

      Контроль  качества медицинской помощи, предоставленной застрахованным лицам по ОМС, осуществляется страховой медицинской организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7. ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО  СТРАХОВАНИЯ В  РОССИИ.

     ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА. 

     В настоящее время система обязательного  медицинского страхования в Российской Федерации представляет собой явно неэффективный финансовый инструмент обеспечения государственных гарантий охраны здоровья граждан. Система ОМС, в ее современном виде не способна удовлетворить потребности личности, общества и государства в медицинской помощи. Следствием чего является высокая смертность, низкая производительность труда, высокие потери по нетрудоспособности, снижение обороноспособности страны.

     За последний год, в ходе реализации приоритетного  национального проекта «Здоровье», в стране созданы объективные предпосылки и необходимые условия для осуществления радикальной модернизации системы ОМС, целью которой должно стать адекватное удовлетворение потребностей личности и общества в услугах здравоохранения и потребностей государства в росте производительных сил, обороноспособности и безопасности, при соблюдении принципов солидарной ответственности социальной справедливости.

     В настоящее время в системе  ОМС существует ряд проблем. В  том числе это недостаточное  финансирование, отсутствие единой системы  стандартов медицинской помощи и контроля качества оказания медицинской помощи, отсутствие персонифицированного учета.

     Вопросы совершенствования и доступности  медицинской помощи населению приобрели в последнее время особое значение. Назрела необходимость модернизации обязательного медицинского страхования, требуется принятие неотложных мер по обеспечению россиян равнодоступной и качественной медицинской помощью, а также по профилактике заболеваний.

     Гарантии  бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. Как отмечал нынешний премьер министр РФ В.В. Путин, по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены гарантированные государством базовые стандарты оказания медицинской помощи с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарственных средств.

     Определяющей  возможностью дальнейшего реформирования системы ОМС является построение единой системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи. Пока не сформирован единый методологический подход к организации персонифицированного учета. Вариативность сложившихся процессов предопределила различия в подходах к учету медицинской помощи. Еще более затрудняет осуществление персонифицированного учета отсутствие единой системы идентификации граждан.

     Внедрение персонифицированного учета медицинской помощи в системе ОМС является основополагающим, т.к. только на уровне индивида представляется возможным связать воедино все существующие информационные потоки, целостно отражающие различные аспекты деятельности системы ОМС, а также предусмотреть интеграцию новых информационных потоков. На современном этапе существует необходимость сбора и обработки огромных массивов медико-экономической информации, используемой при анализе, прогнозировании и оптимизации расходов на медицинскую помощь. Очевидно, что без организации единого информационного пространства и создания единой информационной системы отрасли решить эти задачи невозможно.

     С целью решения проблем на уровне информационных взаимодействий Федеральным фондом ОМС разработана и утверждена правлением ФОМС Концепция информатизации системы ОМС на 2008—2010 гг., которая освещает различные аспекты создания единого информационного пространства системы ОМС на принципах персонифицированного учета медицинской помощи.

     Модернизация  отрасли требует, в том числе, изменения сложившихся механизмов финансирования. В 2007 г. Федеральным фондом ОМС за счет средств федерального бюджета начато финансирование пилотного проекта в сфере здравоохранения, направленного на повышение качества услуг с ориентацией на конечный результат, целью которого является переход на преимущественно одноканальное финансирование. Реализация страховых принципов сформировала новые методы медико-экономической оценки предоставляемой медицинской помощи, в частности систему вневедомственного контроля ее качества. Российский и международный опыт подтверждает, что введение страховых механизмов ОМС должно обеспечить изменение принципов организации финансирования здравоохранения.

     Для достижения принципа предоставления медицинской  помощи определенного уровня и объема, обеспеченной конкретным целевым источником финансирования, необходимо прежде всего увеличить тариф на ОМС, что соответственно повлечет увеличение налоговой нагрузки, но этот вопрос находится в компетенции Правительства РФ.

     С целью привлечения дополнительных средств в систему ОМС необходимо ввести новые механизмы управления расходными обязательствами, определив стоимость страхового года. Требуется введение понятия “стоимость страхового года” как суммы денежных средств, подлежащей уплате в территориальный фонд ОМС страхователем за застрахованное лицо либо самим застрахованным в текущем году на обеспечение оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Стоимость страхового года должна устанавливаться высшим органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Несмотря  на то, что медицинское страхование  как впрочем, и все другие виды страхования в России за последние 10 лет сделало огромный шаг вперед, мы все еще отстаем от развитых стран по этому показателю. И поэтому, как и для многих других сфер экономики, пришедших к нам после перестройки, для страхования в России открываются огромные возможности для развития. Медицинское страхование имеет также очень важное значение для развития отечественной системы здравоохранения и медицины. Кроме обязательного медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования.

Информация о работе Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации