Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа
В своей работе я хотел бы осветить необходимость создания и финансирования обязательного медицинского страхования (ОМС), а также показать роль системы ОМС в здравоохранении и проблемы медицинского страхования.
Введение
1. Обязательное медицинское страхование
2. Финансирование медицинского страхования
3. Необходимость создания обязательного медицинского страхования
4. Субъекты обязательного медицинского страхования
5. Фонды обязательного медицинского страхования
5.1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
5.2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
5.3. Страховые медицинские организации
6. Роль системы ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ
7. Проблемы медицинского страхования в России. Возможные пути выхода
Заключение
Движение финансовых средств Территориального фонда ОМС:
Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление территориального фонда по мере необходимости, но не реже оного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности ТФОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам исполнительной и представительной власти.
Отчет
о доходах и использовании
средств ТФОМС, а также о результатах
его деятельности ежегодно заслушивается
соответствующими органами представительной
и исполнительной власти и публикуется
в средствах массовой информации.
5.3.
СТРАХОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ (СМО).
Именно
страховым медицинским
По
Положению о страховых
СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях.
СМО выступают в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями – территориальными фондами ОМС. Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:
Все взаимоотношения внутри системы ОМС регулируются на основании территориальных правил ОМС, которые должны соответствовать типовым правилам ОМС от 1.12.93 г., утвержденным Федеральным фондом ОМС и согласованным с Росстрахнадзором.
Основными функциями СМО являются:
Таким
образом, деятельность СМО представляет
заключительный этап в реализации положений
ОМС. Страховые медицинские организации
– важное звено в системе обязательного
медицинского страхования. Цель страховой
медицинской организации – обеспечить
оплату медицинской помощи, следить за
полнотой и качеством предоставляемых
медицинских услуг и защищать право застрахованных
лиц.6
6. РОЛЬ СИСТЕМЫ ОМС В ГОСУДАРСТВЕННОМ
ФИНАНСИРОВАНИИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ
РФ
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет регистрацию страхователей по обязательному медицинскому страхованию.
Отношения по обязательному медицинскому страхованию работающих граждан возникают с момента заключения гражданином трудового договора с работодателем, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика в территориальном налоговом органе , и уплачивающим единый социальный налог (взнос) или иной налог в части, исчисляемой и уплачиваемой в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Расходование
средств территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
осуществляется в соответствии с
их бюджетами.
Распределение территориальных моделей ОМС,
различающихся
по роли страховых медицинских
организаций7
Организации, выполняющие функции страховщиков в системе ОМС в субъекте РФ в 2009 году | Доля регионов, имеющих данную модель, % | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
Территориальный фонды ОМС и его филиалы | 24 | 10 | 5 |
Филиалы Территориального фонда ОМС и страховые медицинские организации | 27 | 36 | 18 |
Только
страховые медицинские |
49 | 53 | 77 |
ТФОМС
финансирует страховую
Договор ТФОМС со страховой медицинской организацией заключается на основе Типового договора ТФОМС со страховой медицинской организацией и регулирует взаимоотношения ТФОМС и страховой медицинской организации. В договоре устанавливается:
Типы государственных (муниципальных)
учреждений, услуги
которых оплачивались
за счет средств ОМС
в 2009 году8
ТФОМС устанавливает порядок использования страховыми медицинскими организациями финансовых средств обязательного медицинского страхования и осуществляет контроль за их целевым и рациональным использованием. При выявлении случаев нецелевого и нерационального использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией ТФОМС вправе расторгнуть договор с одновременным обращением в орган, выдавший лицензию на обязательное медицинское страхование, с ходатайством о применении к ней соответствующих санкций.
Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.
Отношения между медицинским учреждением и страховой организацией (и/или ТФОМС) строятся на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.
Средства, поступившие от ТФОМС на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе ОМС, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению , и в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта РФ.
В территориальных системах ОМС используются 6 основных методов оплаты амбулаторной помощи (по смете расходов, по посещениям, по балльной системе, за отдельные услуги, за законченный случай лечения, по душевому принципу на одного прикрепившегося) и 5 основных методов оплаты стационарной помощи (по смете расходов, по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней, по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении, за законченный случай госпитализации, за согласованные объемы медицинской помощи).
В большинстве регионов одновременно используются несколько методов оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. В 2004-2006 гг. расширялось применение оплаты по посещениям.9
К переходу на этот метод оплаты регионы подталкивались в 2003-2005 гг. со стороны Пенсионного фонда, а затем – Минздравсоцразвития РФ, преследовавших цель связать размеры финансирования амбулаторной помощи с измеримыми показателями ее объемов. Между тем оплата амбулаторной помощи за количество посещений поощряет рост обращений к врачам и не стимулирует работу по профилактике заболеваний. Лишенный этих недостатков и широко используемый в других странах метод оплаты по подушевому принципу на одного прикрепившегося использовался в 2006 г. лишь в 14% регионов (19% в 2004 г.). В числе изменений, произошедших в 2006 г., следует также отметить некоторое увеличение доли регионов, применяющих метод оплаты за законченные случаи лечения – до 36% (26% в 2005 г.).
Среди
методов оплаты стационарной помощи
(см. рис.) значительно расширилось применение
оплаты за законченный случай госпитализации:
в 2005 г. он использовался в 49% регионов,
а в 2006 г. – уже в 65%. Обращает на себя внимание
увеличение в три года доли регионов, применяющих
метод оплаты по количеству фактически
проведенных пациентом койко - дней с 42%
в 2004 г. до 47% в 2006г. Он ориентирует стационары
на поддержание максимального числа коек,
рост госпитализаций и длительности лечения.
Расширилось применение метода оплаты
по средней стоимости лечения больного
в профильных отделениях. Но этот метод
не обеспечивает адекватного учета различий
в расходах на лечение заболеваний разной
сложности. Между тем метод оплаты за согласованные
объемы медицинской помощи, который позволяет
более адекватно учесть реальную сложность
оказываемой помощи и создать стимулы
у стационаров к повышению эффективности
использования ресурсов, применялся лишь
в 8% регионов (в Кемеровской, Костромской,
Самарской, Тульской областях, Чувашской
Республике).
Распространенность методов оплаты стационарной помощи в системе ОМС в субъектах РФ в 2007-2009 гг., в %10
Следует также отметить, что в 8% субъектов РФ средства ОМС используются для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи методом финансирования ЛПУ по смете расходов, а в 10% регионов этот метод применяется для оплаты стационарной помощи. Таким образом, система ОМС до сих пор повсеместно не заменила сметное финансирование ЛПУ, ориентирующее их на затратный тип хозяйствования, методами оплаты их работы в соответствии с результирующими показателями.