Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа
Фондовый рынок является одним из важнейших элементов группы финансовых институтов. Самым важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами стала растущая интеграция национальных фондовых рынок в единый мировой фондовый рынок. Основным фактором этого процесса явилась интеграция международного фондового рынка и национальных рынков стран с переходной экономикой, к которой и относится экономика Республики Беларусь.
С обретением независимости Республика Беларусь начала активный процесс привлечения иностранного капитала для осуществления структурных преобразований и рыночных реформ. Однако до сегодняшнего дня положение дел в этой области остается крайне неудовлетворительным. В настоящее время около 50% общих капитальных вложений Республики Беларусь составляют собственные средства предприятий, около 25% - консолидированного государственного бюджета. Положительной тенденцией является увеличение веса средств населения в финансировании капитальных вложений страны - с 2,8% в 1992 г. до 18,2 в 1999 г. Следует отметить низкий уровень использования такого источника, как иностранные инвестиции, удельный вес которых за период с 1994 по 1999 г. снизился с 11,5 до 1,7%. Продолжающаяся финансовая нестабильность, инфляция, валютные ограничения, сдерживание приватизации делают республику малопривлекательной для иностранных инвесторов. Беларусь до сих пор не имеет кредитного рейтинга, без которого иностранные инвесторы, как правило, не приобретают ценных бумаг государства и его субъектов хозяйствования как на национальном, так и на международном фондовом рынке.
Кроме того, структура иностранных инвестиций нашей страны не является удовлетворительной.
Объемы привлечения прямых иностранных инвестиций незначительны и не соответствуют основным макроэкономическим параметрам белорусской экономики. Общепризнанным является тот факт, что темпы роста производства, обеспечиваемые сегодня в нашей стране за счет внутренних источников (максимально возможного задействования неиспользуемых мощностей), можно поддержать в среднесрочном периоде лишь путем перехода к росту, основанному на обновлении существующего капитала. В этом процессе ввиду недостатка национальных сбережений основная роль должна принадлежать фондовому рынку и иностранным инвестициям. Таким образом, поиск дополнительных источников внешнего финансирования - это один из основных вопросов, стоящих ныне перед правительством Беларуси.
В целом можно констатировать, что Республике Беларусь удалось создать инфраструктуру фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг, однако низкие темпы рыночных преобразований и неблагоприятный инвестиционный климат оказывают негативное влияние на развитие самого фондового рынка.
С целью определения степени развития рынка ценных бумаг нашей страны и выявления его роли в инвестиционном процессе необходимо рассчитать объем капитализации рынка, исследовать динамику прироста эмиссии ценных бумаг, проанализировать сделки на вторичном рынке.
Таким образом, в настоящее время в республике сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, создана инфраструктура фондового рынка, нормативно-правовая база, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг, отвечающие требованиям международных стандартов; с другой стороны, размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализация национального фондового рынка не соответствуют макроэкономическим показателям Республики Беларусь и отстают от других стран с переходной экономикой.
Отсутствие существенных объемов иностранных инвестиций в инструменты фондового рынка при сформированной инфраструктуре обусловлено теми же причинами, что и в целом для иностранных инвестиций (сохраняющейся финансовой нестабильностью, низкими темпами приватизации и т.д.). Низкая капитализация национального фондового рынка объясняется низким рыночным спросом и предложением на рынке ценных бумаг. Развитие спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке требует стабильной макроэкономической политики, направленной па увеличение объема сбережений и появление институциональных инвесторов, таких как пенсионные и инвестиционные фонды, повышения уровня монетизации экономики, а увеличение предложения ценных бумаг - повышения темпов приватизации и разгосударствления.
Выход Республики Беларусь на международный фондовый рынок путем выпуска еврооблигаций способен создать благоприятные предпосылки для использования иностранного капитала в целях становления национального фондового рынка. Необходимая первоначальная работа в этом направлении уже сделана. В то же время инфляция является основным экономическим препятствием для получения республикой кредитного рейтинга. [2, c. 16]
Обобщая изложенное, следует отметить, что сегодня в стране назрела необходимость в развитии фондового рынка, служащего механизмом привлечения национальных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики и индикатором эффективности функционирования отраслей. Ввиду высокой степени износа производственных фондов требуется выработка продуманной политики государства по развитию фондового рынка и интеграции рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему.
Получение в настоящее время Республикой Беларусь кредитного рейтинга и выход на международный рынок путем выпуска еврооблигаций должны создать благоприятные предпосылки для использования иностранного капитала в целях становления национального фондового рынка, технологического перевооружения и наращивания производственного потенциала.
3. Регулятивная инфраструктура фондового рынка
3.1. Государственное регулирование фондового рынка РБ
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают;
- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. В данном случае либо государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, либо последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает, некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.
Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выступает в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют:
— порядок и образование акционерных обществ;
— порядок эмиссии и виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;
— ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
— деятельность биржи и разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
2. Выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация — 90 дней) и т.д.
3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-денежную политику Центрального банка. Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей тесного регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее НБ представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
При выкупе облигаций НБ резервы банков возрастут. Продажа или скупка государственных бумаг обусловливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.
Фондовый рынок реагирует также на учетную политику НБ. НБ может предоставлять ссуды другим банкам. Это называется «учетом векселей». Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в НБ. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко — раз в несколько лет.
Следующий канал воздействия НБ на фондовый рынок может состоять в ограничении на покупку акций. Например, в США Федеральная Резервная Система наделена властью устанавливать определенный процент от стоимости акций, который покупатель должен оплатить за счет своих денег; оставшуюся сумму он может внести, пользуясь кредитом.
Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того, чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия НБ по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повышению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.
В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.
К направлениям прямого вмешательства относятся:
- законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы;
- постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам;
- меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг. [8, c. 312]
Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны государственных органов невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализа макроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественного производства, изменением цен и т. д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающейся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими факторами, на них воздействующими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективное регулирование фондового рынка является одной из важнейших задач правительства, поскольку этот рынок является настолько масштабным и колеблемым, что может угрожать устойчивости всей экономической системы страны. Для этого необходимо всестороннее и продуманное воздействие государства на фондовый рынок, включающее как правовое регулирование, так и экономические способы воздействия.
В области законодательного регулирования рынка ценных бумаг одной из первоочередных задач является принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка, Первые шаги в этом направлении были сделаны с принятием закона "О рынке ценных бумаг", который решил многие проблемы регулирования фондового рынка. Законом установлен новый режим для ценных бумаг и профессиональных участников фондового рынка, позволяющий избежать "суррогатной" деятельности на рынке, а также определена четкая структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Необходимо принятие и других законов и нормативных актов в соответствии с избранной линией регулирования, способствующих дальнейшему развитию и упрочнению фондового рынка в России, и осуществление контроля за их исполнением.