Фондовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Фондовый рынок является одним из важнейших элементов группы финансовых институтов. Самым важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами стала растущая интеграция национальных фондовых рынок в единый мировой фондовый рынок. Основным фактором этого процесса явилась интеграция международного фондового рынка и национальных рынков стран с переходной экономикой, к которой и относится экономика Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

С обретением независимости Республика Беларусь начала активный процесс привлечения иностранного капитала для осуществления структурных преобразований и рыночных ре­форм. Однако до сегодняшнего дня положение дел в этой области остается крайне неудовлет­ворительным. В настоящее время около 50% об­щих капитальных вложений Республики Бела­русь составляют собственные средства предпри­ятий, около 25% - консолидированного государственного бюджета. Положительной тен­денцией является увеличение веса средств насе­ления в финансировании капитальных вложений страны - с 2,8% в 1992 г. до 18,2 в 1999 г. Следу­ет отметить низкий уровень использования та­кого источника, как иностранные инвестиции, удельный вес которых за период с 1994 по 1999 г. снизился с 11,5 до 1,7%. Продолжающаяся фи­нансовая нестабильность, инфляция, валютные ограничения, сдерживание приватизации дела­ют республику малопривлекательной для иностранных инвесторов. Беларусь до сих пор не имеет кредитного рейтинга, без которого иност­ранные инвесторы, как правило, не приобрета­ют ценных бумаг государства и его субъектов хозяйствования как на национальном, так и на международном фондовом рынке.

Кроме того, структура иностранных инве­стиций нашей страны не является удовлетвори­тельной.

Объемы привлечения прямых иностранных инвестиций незначительны и не соответствуют основным макроэкономическим параметрам бе­лорусской экономики. Общепризнанным является тот факт, что темпы роста производства, обеспечи­ваемые сегодня в нашей стране за счет внутрен­них источников (максимально возможного задей­ствования неиспользуемых мощностей), можно поддержать в среднесрочном периоде лишь пу­тем перехода к росту, основанному на обновле­нии существующего капитала. В этом процессе ввиду недостатка национальных сбережений ос­новная роль должна принадлежать фондовому рынку и иностранным инвестициям. Таким об­разом, поиск дополнительных источников внеш­него финансирования - это один из основных вопросов, стоящих ныне перед правительством Беларуси.

В целом можно констатировать, что Рес­публике Беларусь удалось создать инфраструк­туру фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обраще­ния ценных бумаг, однако низкие темпы рыноч­ных преобразований и неблагоприятный инвес­тиционный климат оказывают негативное влия­ние на развитие самого фондового рынка.

С целью определения степени развития рынка ценных бумаг нашей страны и выявле­ния его роли в инвестиционном процессе не­обходимо рассчитать объем капитализации рын­ка, исследовать динамику прироста эмиссии ценных бумаг, проанализировать сделки на вто­ричном рынке.

Таким образом, в настоящее время в рес­публике сложилась уникальная ситуация. С од­ной стороны, создана инфраструктура фондово­го рынка, нормативно-правовая база, системы государственного регулирования и регулирова­ния межгосударственного обращения ценных бумаг, отвечающие требованиям международных стандартов; с другой стороны, размеры иност­ранных портфельных инвестиций и капитализа­ция национального фондового рынка не соот­ветствуют макроэкономическим показателям Республики Беларусь и отстают от других стран с переходной экономикой.

Отсутствие существенных объемов ино­странных инвестиций в инструменты фондо­вого рынка при сформированной инфраструк­туре обусловлено теми же причинами, что и в целом для иностранных инвестиций (сохраня­ющейся финансовой нестабильностью, низки­ми темпами приватизации и т.д.). Низкая ка­питализация национального фондового рынка объясняется низким рыночным спросом и пред­ложением на рынке ценных бумаг. Развитие спроса на ценные бумаги на внутреннем рын­ке требует стабильной макроэкономической по­литики, направленной па увеличение объема сбережений и появление институциональных инвесторов, таких как пенсионные и инвести­ционные фонды, повышения уровня монети­зации экономики, а увеличение предложения ценных бумаг - повышения темпов привати­зации и разгосударствления.

Выход Республики Беларусь на междуна­родный фондовый рынок путем выпуска евро­облигаций способен создать благоприятные предпосылки для использования иностранного капитала в целях становления национального фондового рынка. Необходимая первоначальная работа в этом направлении уже сделана. В то же время инфляция является основным эконо­мическим препятствием для получения респуб­ликой кредитного рейтинга. [2, c. 16]

Обобщая изложенное, следует отметить, что сегодня в стране назрела необходимость в развитии фондового рынка, служащего механиз­мом привлечения национальных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики и ин­дикатором эффективности функционирования отраслей. Ввиду высокой степени износа произ­водственных фондов требуется выработка про­думанной политики государства по развитию фондового рынка и интеграции рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему.

Получение в настоящее время Республи­кой Беларусь кредитного рейтинга и выход на международный рынок путем выпуска еврооб­лигаций должны создать благоприятные пред­посылки для использования иностранного ка­питала в целях становления национального фондового рынка, технологического перевоо­ружения и наращивания производственного потенциала.

3. Регулятивная инфраструктура фондового рынка

3.1. Государственное регулирование фондового рынка РБ

 

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают;

- государственное регулирование рынка, осуществляемое государствен­ными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, или саморегулирование рынка. В данном случае либо государ­ство может передавать часть своих функций по регулированию рынка упол­номоченным им организациям профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, либо последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает, некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1. Выступает в качестве административного органа, из­дающего законы, которые регулируют:

—           порядок и образование акционерных обществ;

—           порядок эмиссии и виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;

—           ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;

—           деятельность биржи и разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.

2. Выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресур­сов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация — 90 дней) и т.д.

3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-де­нежную политику Центрального банка. Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей тесного регу­лирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее НБ представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.

При выкупе облигаций НБ резервы банков возрастут. Продажа или скупка государственных бумаг обусловливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.

Фондовый рынок реагирует также на учетную политику НБ. НБ может предостав­лять ссуды другим банкам. Это называется «учетом вексе­лей». Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.

Фондовый рынок реагирует также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в НБ. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают доволь­но редко — раз в несколько лет. 

Следующий канал воздействия НБ на фондовый рынок может состоять в ограничении на покупку акций. Например, в США Федеральная Резервная Система наделена властью устанавливать определенный процент от стоимости акций, который покупатель должен оплатить за счет своих денег; оставшуюся сумму он может внести, пользуясь кредитом.

Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государст­венного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того, чтобы изы­скать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия НБ по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повы­шению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.

В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблю­щимся процентом, государство проводит политику облег­чения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства относятся:

- законотворческая деятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой ос­новы;

- постановления и распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам;

- меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг. [8, c. 312]

Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны государ­ственных органов невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализа макроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественного производства, изменением цен и т. д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающей­ся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими фак­торами, на них воздействующими.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эффективное регулирование фондового рынка является одной из важнейших задач правительства, поскольку этот рынок является настолько масштабным и колеблемым, что может угрожать устойчивости всей экономической системы страны. Для этого необходимо всестороннее и продуманное воздействие государства на фондовый рынок, включающее как правовое регулирование, так и экономические способы воздействия.

В области законодательного регулирования рынка ценных бумаг одной из первоочередных задач является принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка, Первые шаги в этом направлении были сделаны с принятием закона "О рынке ценных бумаг", который решил многие проблемы регулирования фондового рынка. Законом установлен новый режим для ценных бумаг и профессиональных участников фондового рынка, позволяющий избежать "суррогатной" деятельности на рынке, а также определена четкая структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Необходимо принятие и других законов и нормативных актов в соответствии с избранной линией регулирования, способствующих дальнейшему развитию и упрочнению фондового рынка в России, и осуществление контроля за их исполнением.

Информация о работе Фондовый рынок