Фондовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Фондовый рынок является одним из важнейших элементов группы финансовых институтов. Самым важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами стала растущая интеграция национальных фондовых рынок в единый мировой фондовый рынок. Основным фактором этого процесса явилась интеграция международного фондового рынка и национальных рынков стран с переходной экономикой, к которой и относится экономика Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

з) разработка, внедрение и распространение программных средств и автоматизированных комплексов для осуществления операций и расчетов на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг.

Свою деятельность Биржа осуществляет на основании специальных разрешений (лицензий).

Биржа постоянно совершенствует механизм биржевой торговли (вторичного обращения) государственными ценными бумагами (государственными краткосрочными облигациями, государственными долгосрочными облигациями с купонным доходом, ценными бумагами Национального банка РБ).

Совершенствуется механизм биржевой торговли ценными бумагами (акциями и облигациями) субъектов хозяйствования и местных органов государственного управления.

Необходимо и далее расширять спектр услуг, предоставляемых Биржей участникам торгов ценными бумагами, обеспечивать их наиболее полной и достоверной информацией о состоянии фондового рынка, что позволит сделать рынок ценных бумаг более прозрачным, а значит и более предсказуемым. [5, c. 47]

В составе «Белорусской валютно-фондовой биржи» организована Секция фондового рынка. С целью обеспечения функционирования биржевого рынка в рамках действующего законодательства ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» выступила эмитентом и приобрела пакет акций собственной эмиссии. Она получила возможность продажи своих акций профессиональным участникам рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на коммерческую и (или) посредническую деятельность и желающим стать членами Секции фондового рынка. Биржевой совет в мае 1999 года утвердил также нормативно-правовые документы для функционирования фондового рынка и совершения торгов: Положение о допуске ценных бумаг к размещению и обращению в ОАО БВФБ, Временный порядок проведения операций по купле-продаже ценных бумаг в ОАО БВФБ, Положение о Секции фондового рынка ОАО БВФБ, Правила членства в Секции фондового рынка ОАО БВФБ. Приняты формы: заявления о приеме в члены Секции, регистрационной карточки юридического лица – члена Секции, а также физического лица, уполномоченного на основании доверенности совершать операции от имени члена Секции. Это далеко не «формальные формы», поскольку они определяют состав необходимых документов для членов Секции, т.е. нормативные требования к ним.

 

2.2. Анализ состояния и структура белорусского фондового рынка

 

Рынок ценных бумаг в РБ находится в процессе становления. Здесь возникает еще много проблем, которые приходится решать «на ходу». Одна из них – налоговые льготы на инфляционное увеличение стоимости акций, без которых продать акции многих белорусских ОАО Мингосимуществу не удастся.

Инвестор, покупающий акции, делает это для того, чтобы рано или поздно их продать, т.е. получить доход не только в виде дивидендов, но и в виде прироста рыночной стоимости акций. Такой доход во многих странах мира облагается специальным налогом, величина которого регулируется отдельно от других налогов. Если страна стремится привлечь инвестиции в свою экономику, она устанавливает льготные ставки по данному налогу. Льготы распространяются только на покупку ценных бумаг на срок один год и более, что связано с предотвращением уклонения от налогообложения других доходов с помощью покупки и продажи акций.

Для Беларуси необходимость льготирования в гораздо большей степени вызывается еще одним специфическим белорусским фактором – высокой инфляцией. Из-за инфляции стоимость основных фондов ОАО возрастает, и соответственно должна увеличиваться и стоимость их акций. Этот рост, по сути, является фиктивным и не имеет никакого отношения к приросту реальной стоимости капитальных активов, однако, если учитывать цены акций, он выглядит как некоторый доход, который должен облагаться налогом.

Доход и налоги получаются совсем не маленькими. Допустим, что инфляция за год составит 100%, т.е. стоимость акций за счет инфляции возрастет в 2 раза. Следовательно, владелец акций, продавший их через год после покупки с целью только вернуть вложенные деньги, 100% продекларирует как прибыль и заплатит 35-процентный подоходный налог, что приведет его к потере 17,5% вложенных в акции денег (предположим, что размер пакета акций настолько велик, что его владелец платит налог по максимальной ставке подоходного налога). Если он продаст пакет не через год, а позже, то с каждым годом величина потерь будет возрастать, постепенно приближаясь к 35% стоимости акций.

Таким образом, покупать акции белорусским гражданам имеет смысл только за полцены их стоимости в условиях отсутствия инфляционного налога. Но и это еще не беда, настоящая проблема в том, что и сами ОАО не смогут с выгодой для себя и инвесторов продать акции дополнительных эмиссий, то есть не смогут привлечь инвестиции.

Все эти рассуждения по поводу налогообложения справедливы только для граждан РБ, но и юридические лица находятся в подобном положении. Впрочем, надо отметить, что наличие инфляционного налога не может помешать продаже акций всех ОАО – покупка акций может быть выгодной не из соображений получения прибыли, а из каких-либо других, например, формирования контрольного пакета акций. Выгодной может быть и покупка акций самими ОАО с последующей продажей их акционерам. Но все эти соображения и мотивы имеют весьма отдаленное отношение к привлечению инвестиций [3, c. 63].

Специалисты предполагают в ближайшее время на фондовом рынке некоторое оживление. Возможны, в частности, дополнительные выпуски акций. Для белорусских предприятий выпуск дополнительных эмиссий акций, помимо желания осуществить совместные проекты с инвесторами, может быть простимулирован стремлением приобрести статус совместного предприятия. Предоставляемые этим статусом преимущества довольно существенны.

Дополнительные выпуска акций могут оказаться целесообразными и для некоторых ОАО без расчета на привлечение иностранных инвесторов. Это выгодно только тогда, когда стоимость акций увеличивается вместе с ростом доходов ОАО.

В 1999 году был решен вопрос о налогообложении дивидендов в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения, имеющимися у республики с другими государствами. Общий принцип здесь следующий. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, то действуют эти правила. Во всех других случаях ставка налога равна 15%, как и для акционеров, живущих и работающих непосредственно в Беларуси. К примеру, дивиденды, выплачиваемые юридическим лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь лицу с постоянным местопребыванием в Австрийской республике, не облагаются налогами в Республике Беларусь. А дивиденды, выплачиваемые юридическим лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь лицу с постоянным местопребыванием в Федеративной Республике Германии, облагаются налогами в Республике Беларусь по ставке 15% и т.д. В каждом отдельном случае уточняется также содержание термина «дивиденд», поскольку оно не всегда совпадает в договорах с разными государствами (этот термин всегда относится к доходам по акциям, но часто дивидендом называются и некоторые другие доходы).

Особо надо также сказать о рынке государственных ценных бумаг. Этот рынок является одним из наиболее объемных и динамичных. Он представлен двумя видами государственных ценных бумаг – государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями с купонным доходом (ГДО).

Казначейское обязательство (государственное казначейское обязательство – ГКО) – государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этой ценной бумагой.

Основная задача, которую решают государственные ценные бумаги, – это финансирование дефицита республиканского бюджета с учетом минимизации расходов по обслуживанию внутреннего государственного долга и увеличения сроков государственного заимствования.

Рынок государственных ценных бумаг традиционно выполняет следующие основные функции:

- во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков и иных юридических лиц. Полученные таким образом денежные ресурсы используются для неинфляционного финансирования государственного бюджета;

- во-вторых, государственные ценные бумаги активно используются при проведении Национальным банком денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью операций с государственными облигациями размеров денежной массы, находящейся в обращении;

- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

Рынок государственных ценных бумаг предоставляет инвесторам ряд уникальных возможностей благодаря многим его особенностям, среди которых:

- наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам;

- гарантия полноты и своевременности платежей;

- возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм свободных денежных средств;

- высокая ликвидность;

- возможность получения стабильных доходов по сделкам на вторичном рынке.

Кроме того, в целях повышения заинтересованности инвесторов в размещении свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, государство освобождает от налогообложения прибыль, полученную по операциям с этими ценными бумагами, кроме прибыли от их реализации по ценам, превышающим номинальную стоимость, увеличенную на сумму процентной ставки, установленной при их выпуске.

Стабильность данных льгот по налогообложению рассматривается как важный элемент политики внутренних заимствований. Осуществление каких-либо изменений такого подхода не предполагается.

Надежность государственных облигаций подчеркивается и тем фактом, что, начиная с 1994 года, Министерство финансов всегда выполняло свои обязательства по погашению облигаций. Национальный банк, согласно договору с Министерством финансов, может по просьбе последнего осуществить погашение облигаций за счет собственных средств.

Как неоднократно заявляло Министерство финансов РБ, сравнительно невысокие размеры дефицита бюджета и взвешенная, осторожная политика при эмиссии государственных ценных бумаг позволили Министерству финансов поддерживать величину государственного долга, выраженного в облигациях, в пределах, обеспечивающих безусловное выполнение обязательств. В обращении находится такой объем государственных ценных бумаг, который составляет примерно 5% от доходов республиканского бюджета, что позволяет не прибегать к новым заимствованиям. Государство заинтересовано в увеличении числа инвесторов в эти ценные бумаги.

Операции с государственными ценными бумагами в РБ осуществляются на БВФБ. Торги облигациями проводятся с соблюдением следующих принципов:

- гласное и публичное проведение торгов;

- заключение сделок только через электронную систему биржи;

- регистрация сделок и доведение информации о них (включая информацию о ценах) до участников торгов;

- публикация данных о котируемых облигациях;

- свободное ценообразование на представленные на торги облигации;

- юридическая и экономическая защита участников торгов и их клиентов;

- ответственность участников торгов;

- равенство прав и обязанностей участников торгов облигациями.

Торги облигациями на бирже проводятся в зале электронных торгов биржи или (чаще) с использованием удаленных терминалов, имеющихся у банков.

Операции с облигациями через биржу на вторичном рынке проводятся в следующих режимах:

- сделки купли-продажи (сделки «до погашения»);

- сделки типа РЕПО – сделки купли-продажи облигаций с обязательством: для продавца – последующего их выкупа; для покупателя – последующей их продажи.

Информацию об операциях с ГКО систематически публикуют некоторые СМИ.

Обращение краткосрочных облигаций регламентируется Правилами размещения, обращения и погашения краткосрочных облигаций Национального банка Республики Беларусь (утверждены протоколом заседания правления Национального банка Республики Беларусь 3 августа 1998 года, протокол № 13.4) [1, c. 67].

По государственным долгосрочным облигациям (ГДО) Министерство финансов периодически издает приказы, устанавливающие процентные ставки для конкретного купона соответствующего выпуска. Ставки рассчитываются на основании специальной инструкции.

 

2.3. Проблемы развития белорусского фондового рынка. Пути их решения

 

В условиях глобализации мирового фондо­вого рынка практически невозможно поддержи­вать изоляцию национальных фондовых рынков. Следовательно, необходима разработка государ­ственной программы по интеграции финансовой системы Республики Беларусь в мировое инвес­тиционное пространство, в первую очередь, пу­тем выхода на рынок евробумаг как наиболее пер­спективного источника инвестиций для эмитен­тов стран с переходной экономикой.

Привлечение инвестиций посредством международного фондового рынка - важнейший способ финансирования экономик стран с пере­ходной экономикой, и дальнейшее совершенство­вание указанного института в нашей стране свя­зано сегодня именно с этой задачей. Условием появления субъектов хозяйствования на между­народном фондовом рынке является выход на этот рынок правительства страны заемщика.

Информация о работе Фондовый рынок