Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является анализ проблем развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательному обеспечению. Актуальность данного вопроса лежит на поверхности, ибо проблемы, затрагиваемые в работе фонда социального страхования, являются каждодневными для каждого человека.
Это продиктовано необходимостью выработки взвешенной позиции, четких ориентиров и обоснованных предложений по становлению цивилизованной институциональной базы социального страхования в стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ........................................................................................................6
1.1 Развитие системы социального страхования в России………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ…………………………………………………...11
1.3 Модернизация системы социальной защиты в России: итоги перемен…………………………………………………………………………...19
2. Перспективы развития социального страхования 27
2.1 Актуальные проблемы социального страхования 27
2.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования…………………………………………………………………….. 28
2.3 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета ФСС РФ…………………………………………………………………………..30
3. Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования............................................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный технический университет им. М.Т. КАЛАШНИКОВА»

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

 

на тему

«Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития.»

 

Студентка

группы 5-52-3                                                                             Перевощиков С.Н.

«     » ________20___ г.

 

Проверил

к.э.н., доцент                                                                   Ильин С. Ю.

«     » ________20___ г.

 

 

Ижевск, 2012

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность и особенности  функционирования фонда социального страхования РФ........................................................................................................6

1.1 Развитие системы  социального страхования в России………………6

1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ…………………………………………………...11

1.3 Модернизация системы  социальной защиты в России: итоги  перемен…………………………………………………………………………...19

2. Перспективы  развития социального страхования  27

2.1 Актуальные проблемы социального страхования 27

2.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования…………………………………………………………………….. 28

2.3 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета ФСС РФ…………………………………………………………………………..30

3. Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования............................................................................................................39

Заключение……………………………………………………………………….48

Список использованных источников…………………………………………...50

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.

Более чем столетний опыт функционирования систем социального страхования в странах Западной Европы свидетельствует о том, что если они построены на сбалансированных, учитывающих интересы работников, работодателей и государства принципах, то они выступают эффективными механизмами демократизации общества на основе равновесного укрепления общественной солидарности и индивидуальной ответственности.

Социальное страхование  не только обеспечивает социальную защиту трудящихся, но служит одновременно механизмом социальных инвестиций. "Доходы" от этих инвестиций возвращаются в форме обеспечения качества жизни населения, стабильности в обществе, формирования побудительных мотивов к труду, повышения образования и квалификации работников.

Социальное страхование  входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности.

На основе профессиональной и общенациональной солидарности и  справедливо организованной социальной защиты, социальное страхование способствует укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития личности.

Социальному страхованию  как специализированному институту социальной защиты свойственны определенные признаки и характеристики, позволяющие реализовать взаимоувязанную гамму функций по резервированию, аккумуляции и распределению финансовых ресурсов, предназначенных для замещения заработной платы работников и оказания медицинской помощи.

В качестве неотъемлемых черт в их перечень входят следующие  взаимодополняющие виды:

  • распределение материального бремени социальных рисков между основными субъектами правоотношений – работодателями, работниками, государством – на основе сочетания индивидуального и коллективного финансирования;
  • закрепленная законом обособленность и автономность финансовых ресурсов от различных государственных и общественных бюджетов;
  • ответственность всех субъектов правоотношений в данной сфере за неукоснительное исполнение возложенных на них обязательств;
  • участие в управлении всех заинтересованных сторон.

Эти и ряд других характеристик  социального страхования позволяют  оценить основные задачи по формированию института обязательного социального страхования в России, который в нынешнем своем виде еще не приобрел в полной мере присущих только ему свойств.

Понятно, что одновременное  и форсированное формирование столь  многоаспектного института социальной защиты не может быть признано возможным и оптимальным способом. Для этого нужен комплекс условий экономического, социального, организационного и правового характера.

Важно в этой связи  проводить подготовку кадров специалистов и активную разъяснительную работу среди населения, нацеленные на формирование "культуры" социального страхования – как адекватного отражения экономических отношений и гармонизации их с социальными ориентирами развития общества.

Целью моей работы является анализ проблем развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательному обеспечению.  Актуальность данного вопроса лежит на поверхности, ибо проблемы, затрагиваемые в работе фонда социального страхования, являются каждодневными для каждого человека.

Это продиктовано необходимостью выработки взвешенной позиции, четких ориентиров и обоснованных предложений по становлению цивилизованной институциональной базы социального страхования в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и особенности функционирования  фонда социального страхования  РФ

 

1.1 Развитие системы социального страхования в России

 

2 июня 1903 года с высочайшего  соизволения императора Николая  II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении  трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное  социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании  Постановления Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9–3 «О совершенствовании управления и  порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд). С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ.

В настоящее время  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует  санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую  летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального  страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным  законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об  обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения  граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.12. 2004 года №771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы  на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального  страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо  и эффективно аккумулировать и целенаправленно  распределять финансовые ресурсы, обеспечивая  медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

В начале ХХ столетия средняя  продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни – весьма значительной, период же жизни после  выхода на пенсию – коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом, старость была синонимом бедности. Кроме того, практически отсутствовала защита от других видов социального риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к медицинскому обслуживанию оставался весьма ограниченным. К тому же оно было дорогим. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а нередко и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете.

Введение социального  страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди  лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10–20 и более лет. Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, его уровень существенно повысился. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.

Круг проблем, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах.

Уникальность института  социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития