Фонд социального страхования Российской Федерации: формирование и использование в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Содержание

История развития социального страхования и принципы организации……………………………………………...3
Формирование и использование Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………….8
Актуальные задачи формирования системы социального страхования в России…………………………………. 18
Список используемой литературы…………...…

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФСС.docx

— 105.34 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  «РИНХ» 

ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ  

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу: «Финансы»

на тему: «Фонд социального страхования Российской Федерации: формирование и использование в современных условиях» 

Выполнена студенткой  II курса

Финансового факультета группы  ФКZS-525        

зачетная  книжка №10329 

Научный руководитель:               

Доцент                                                   
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2012

     Содержание

 
  1. История развития социального страхования и принципы организации……………………………………………...3
  2. Формирование и использование Фонда социального страхования Российской Федерации………………………………….8
  3. Актуальные задачи формирования системы социального страхования в России…………………………………. 18
  4. Список используемой литературы…………...………...26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История развития социального страхования  и принципы организации

Социальное  страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население  страны.

В России государственное  обязательное социальное страхование  представлено четырьмя фондами:

• пенсионным;

• обязательного  медицинского страхования;

• социального  страхования;

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам  формирования и использования страховых  фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической  сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются  негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают  договоры медицинского страхования.

В современных  трудах мало уделяют внимания истории  социальной работы в России, и, как  правило, они носят «статейный»  характер. Может возникнуть предубеждение, что социальная работа появилась только с учреждением этой специальности. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в ее истории следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников

Но с эти  согласиться нельзя, т.к. история  зарождения элементов социальной защиты своими корнями уходит в глубокую древность. Интеллектуальное развитие цивилизации, так или иначе, сопровождалось развитием социально-экономических  отношений. Примером этого являются разработанные в Вавилоне, Китае, Греции, Англии и Франции кодексы  справедливости, которые можно отнести  к элементам социальной политики. Они призывали любить ближнего, заботиться о бедных и старых, фактически зарождалась классификация лиц, нуждающихся в поддержке, т.е. социальной защите. Переход от рабовладельческого к феодальному строю, безусловно, повысил уровень социальной защищенности огромного количества людей – рабов. В развитии социальной сферы заложен огромный созидательный потенциал, способный даже к смене общественно-экономических формаций.

Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для  развития социальной работы. Человек  не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался и сталкивается с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения  в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие  исторические события, которые в  значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи. 
 
 

История развития

В 1912 г. третья Государственная  Дума приняла пакет страховых  законов: "О страховании рабочих  от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам  страхования рабочих" и др. Общее  руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при  Министерстве торговли и промышленности.

После Октябрьской  революции 30 октября 1917 г. была объявлена  программа страхования Советского правительства и издан ряд  декретов. В 1918 г. было принято положение  о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение  всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при  временной утрате заработка в  связи с болезнью, беременностью  и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования  в России началось в 1921 г. в связи  с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных  форм собственности по отдельным  видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную  нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий  взнос был меньше, он составлял  на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.1

После окончания  НЭПа сохранились лишь отдельные  виды медицинского страхования. Однако в целом был осуществлен переход  к государственной системе социального  обеспечения. В 1933 г. социальное страхование  было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального  страхования был консолидирован в госбюджет. Финансы социального  обеспечения и социального страхования  включали госбюджет, бюджет соцстрахования, Союзный фонд соцобеспечения колхозников, социальные фонды госпредприятий и колхозов. Доля госбюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95%.

Таким образом, в плановой системе соцстрахование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы  соцобеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой соцобеспечения страхования  было сложным и бюрократизированным.

Первой попыткой реорганизацией старой системы соцстрахования можно считать Постановление  Совета Министров СССР И ВЦСПС  от 15 августа 1990 г. " О совершенствовании  порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение". В соответствии с  этим документом с 1 января 1991г. образовывался  Фонд Социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, однако эта мера практически не привела  к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда  его средства уже не включались в  состав госбюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное  положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992г. №722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство  РФ, поэтому и Фонд социального  страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы  могли лишь принимать участие  в управлении этого фонда.12 февраля 1994г. постановлением Правительства  РФ №101 было утверждено Положение о  Фонде социального страхования  РФ, в соответствии с которым его  деятельность регламентируется и сегодня.

Сейчас ФСС  РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. В федеральном законе РФ №165-ФЗ от 16 июля 1999г. определено, что  обязательное социальное страхование  – это часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным  законом страхование работающих граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе по независящим  от них обстоятельствам.

В соответствии с Положением о ФСС основными  задачами ФСС являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда, в том числе создание резерва;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами(службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
 

     Формирование  и использование Фонда социального  страхования Российской Федерации

     Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному, потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». 

     На  основании Положения о Фонде  социального страхования от 12.02.1994 года №101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 №484) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

     Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, Постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

     Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

     Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью.

     Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  Российской Федерации; центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации: формирование и использование в современных условиях