Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:37, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

Работа содержит 1 файл

реферат фик.docx

— 40.40 Кб (Скачать)

 

С самого начала следует констатировать, что нынешние изменения в российской системе  социального страхования оказались  весьма тяжелыми и болезненными. И  это - в обстоятельствах, когда самый  сложный участок реформационного  пути в данной сфере еще не пройден. Трудности в значительной степени  обусловливаются отставанием в  концептуальном и правовом обеспечении  этого среза реформ.

 

Переход к  рыночной экономике существенно  изменяет социально-экономическую  среду, в которой формируется, развивается  и воспроизводится трудовой потенциал. В общественное сознание возвращается понятие "социальный риск" (имеется  в виду вероятность материальном необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать  в экономическом процессе). Причины  и факторы социального риска  зачастую носят объективный по отношению  к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни  и т.д. Такого рода в случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить  негативные события.

Осуществляющийся  в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения  ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся  системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации  и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа  участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

 

На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась  явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела  несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в  виду то, что государство все функции  социальной защиты брало на себя, и  на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия в общественном производстве.

 

Предпринимаемые в настоящее время попытки  перехода от модели социального обеспечения  к модели социального страхования  основаны на том, что он должен ориентироваться  на мировую и отечественную практику. Это означает, что формирование системы  социального страхования связано  с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться в совокупности автономных, самоуправляемых товариществ.

 

Нынешняя  система социального страхования  страховой по своей сути все еще  не является. Она, в основном, все  еще, как и прежде, выполняет функцию  социального обеспечения со всеми  вытекающими отсюда последствиями. Размер страховых взносов и сейчас не увязан с уровнем социального  и профессионального риска, с  объемом прав и гарантий страхователей  и застрахованных, причем и те, и  другие остаются отстраненными от участия  в управлении фондами.

 

Далее, существующий порядок сбора, аккумуляции страховых  взносов и централизованного  государственного распределения, образовавшихся из них средств, делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием (болезнь, несчастные случаи на производстве, льготные пенсии за работу во вредных условиях труда и т.д.), взносами работодателей (предприятий) и получением застрахованными пособий, пенсий, медицинской помощи.

 

Не достигли надлежащего развития институты (государственные, профсоюзные, страховые, общественные), которые могли бы эффективно осуществлять оценку социальных и профессиональных рисков, информационно-статистическое и кадровое обеспечение системы  социального страхования. Активизация  работы в этом направлении тем  более актуальна потому, что существенное отставание в развитии страховых  механизмов происходит в условиях все  более ощутимого нарастания негативных тенденций.

 

 

Из  ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе  социального страхования отмечу две.

Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию.

 

Расходованию  средств из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип  их самоуправляемости, при котором  основную роль призваны играть работодатели и работники.

 

Основными приоритетами решения проблем является:

  • приведение на должный уровень нормативно-правовой базы, так как это есть основной источник прав и обязанностей граждан и органов власти;
  • создание условий для развития социальных институтов;
  • проведение реформ в увязке с государственной социальной политикой;
  • обеспечение "прозрачности" в рациональном использовании средств;
  • обеспечения размера страховых взносов в соответствии с уровнем социального и профессионального риска и т.д.

 

Еще раз стоит отметить: названные здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь перечислены лишь основные.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 2000.
  2. Федеральный закон РФ от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах социального страхования".
  3. Федеральный закон РФ от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
  4. Положение о фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484).
  5. Актуальные вопросы развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательное обеспечение/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2008. - №5 (225).
  6. www.dgmarket.com
  7. www.fss.ru
  8. www.4dk.ru

 


Информация о работе Фонд социального страхования РФ