Фонд социального страхования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:37, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

Работа содержит 1 файл

реферат фик.docx

— 40.40 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Ростовский  технологический институт сервиса  и туризма (филиал) Государственного   образовательного   учреждения    высшего    профессионального  образования

«Южно-Российский государственный университет экономики  и сервиса»

(РТИСТ ГОУ  ВПО «ЮРГУЭС»)

Кафедра «Экономики»

Реферат

По дисциплине «Финансы и кредит»

Тема: «Фонд социального страхования РФ»

                                                             

 

 

                                                                     Выполнила студентка 3 курса

                                                                     группы ЭУП 301Христофорова А.В.

                                                                     Научный руководитель:

                                                                     .

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

 

 

Реформирование  системы государственных финансов России в 1990-е гг. связанно с появлением внебюджетных фондов. Их создание необходимо для решения ряда жизненно важных задач экономического и социального характера. Так, в частности, речь шла, прежде всего, о формировании устойчивой системы пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.

 

Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного  и прогнозируемого на длительный период источника денежных средств  для финансирования конкретных социальных потребностей общества. Для них характерно четкое закрепление доходных источников, строго целевое использование средств.

 

Внебюджетные  фонды являются важным звеном в системе  публичных финансов. Государственный  внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ утверждаются Федеральным Собранием в форме  федеральных законов. Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются в  основном за счет обязательных платежей по единому социальному налогу.

 

Фонд  социального страхования образован в нашей стране в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 882 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

 

Фонд  социального страхования РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства и иное имущество. Находящиеся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежит.

 

Бюджет фонда  и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты  региональных и центральных отраслевых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура центрального аппарата отражена на рисунке 1.

 

Управляющий фондом

 
   

   

1-ый заместитель управляющего  фондом

     

Заместитель управляющего фондом

     

Контрольно-ревизионный отдел

 

Управление учета и финансирования

 

Отдел организации персонифицированного учета

       

Управление социального  страхования

 

Планово-экономический отдел

 

Управление разработки, внедрения  и эксплуатации АСУ

         

Отдел методологии сбора страховых  взносов

 

Отдел организационно правовой работы и кадров

   

       

Общий отдел

       



 

Рисунок 1.1 – Структура центрального аппарата Фонд

 

Наличие системы социальной зашиты населения  характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для  конкретного гражданина обусловлена  наступлением обстоятельств, исключающих  возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение  и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами  личного характера, системными изменениями  экономико-политического плана, природно-географическими  и культурно-историческими особенностями  государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.

Сущность  социальной защиты населения заключается в системе мер направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.

Содержание  социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, и поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие широко аспектно и включает все меры, связанные с формированием и функционированием всей социальной сферы, в других оно касается помощи больным, инвалидам и пенсионерам, в третьих - обеспечения неработающих и т.д.

Исходя  из уровня социальных услуг, предоставляемых  в той или иной стране населению, все системы социальной защиты комиссией  Европейского сообщества условно поделены на две группы: систему Бисмарка, названную в честь ее основоположника - немецкого канцлера Бисмарка, и  систему Бевериджи.

В первой группе установлена жесткая связь  между степенью участия в общественном производстве и уровнем социальной защищенности. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален тем страховым взносам, которые  делает человек на протяжении всей его активной жизни. Такой принцип  социальной защищенности носит накопительный характер. Помимо этого, в системе Бисмарка существует защита солидарного характера, когда работающие содержат неработающих. Она предназначена для семей с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности в виде помощи, реализуемой через социальные муниципальные службы.

Социальная  защита по системе Бевериджи дает право на минимальную защищенность любому человеку, теряющему по ряду причин свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии, независимо от уровня отчислений от заработной платы, в рамках минимального дохода. Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности.

В мировой  практике «бисмарковская» и «бевериджская» системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общим для них является принцип самообеспечения, означающий обязанность всех граждан трудоспособного возраста зарабатывать на себя, и гибкой системы социальных гарантий по случаю болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормилица, безработицы и т.д.

Таким образом, финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ.

 

Цели функционирования системы социального страхования  заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан.

 

Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования" основными  принципами осуществления обязательного  социального страхования в РФ являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ);
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ);
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

 

В организационную  структуру Фонда социального  страхования входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территориях  субъектов Российской Федерации. Фонд и его региональные отделения  являются юридическими лицами. Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда.

Правовой  основой функционирования обязательного  социального страхования являются федеральные законы и нормативно-правовые акты.

 

Важнейшими  из них являются:

  • Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования”;
  • Закон Российской Федерации от 28.06.91 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;
  • Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;
  • федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

 

Правовая  основа социального страхования  базируется и на международных правовых актах, среди которых особое место  занимает Всеобщая декларация прав человека (1948 года, статьи 22 и 25). Кроме того, Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право  каждого на достаточный жизненный  уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение  условий жизни, и обязуется принять  надлежащие меры к обеспечению осуществления  этого права.

 

Расходы бюджета  Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, а так же утвержденными законами субъектов РФ.

В комплексе  происходящих в России социально-экономических  преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана  рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются  возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно  снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ