Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.
Введение ……………………………………..…………………………………….3-4
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ …………………………………………………………………………………….5
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………..5-11
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……………………..12
2. Анализ формирования и использования бюджета Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………….13
2.1. Анализ доходов Фонда социального страхования РФ………………..13-15
2.2. Анализ расходов Фонда социального страхования РФ……………….16-17
2.3. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………...…...18-23
3. Пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования
РФ………………………………………………………………………………..24-27
Заключение……………………………………………………………………...28-31
Список литературы…………………………………………………………………32
Приложение 1. Словарь финансовых терминов…………………………...….33-35
Таблица 2.2 Горизонтальный анализ показателей фонда
Статьи расходов | 2009г.
Сумма расходов, тыс. руб. |
2010г.
Сумма расходов, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Фонд
социального страхования |
212987313,2 | 287493479,5 | |
Общегосударственные вопросы | 3 700,0 | 9 732,5 | 2,63 |
Международное сотрудничество | 3 700,0 | 9 732,5 | 2,63 |
Взносы в международные организации | 3 032,5 | 2,63 | |
Образование | 13 864 931,9 | 15 470 415,6 | 1,12 |
Переподготовка и повышение квалификации | 424 152,7 | 497 388,2 | 1,18 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 424 152,7 | 497 388,2 | 1,18 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров | 424 152,7 | 497 388,2 | 1,18 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 13 440 779,2 | 14 973 027,4 | 1,11 |
Социальное страхование | 13 440 779,2 | 14 973 027,4 | 1,11 |
Оздоровление детей | 13 440 779,2 | 14 973 027,4 | 1,11 |
Социальная политика | 199118 681,3 | 272013331,4 | 1,37 |
Социальное обеспечение населения | 166270 327,3 | 22202 014,9 | 0,13 |
Социальное страхование | 155686714,3 | 214640461,9 | 1,38 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию | 82 026 000,0 | 98684300,0 | 1,2 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 1 657 617,5 | 1 602 943,1 | 0,97 |
Пособия по беременности и родам | 15 870 000,0 | 23760236,0 | 1,49 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет | 8 624 000,0 | 36533338,7 | 4,23 |
Пособия при рождении ребенка | 11 440 000,0 | 13147200,0 | 1,15 |
Другие пособия и компенсации | 784 507,7 | 834 802,5 | 1,06 |
Единовременные страховые выплаты | 590 995,4 | 561 085,8 | 0,94 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний | 8 421 931,5 | 9 358 503,1 | 1,11 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 3 300 000,0 | 3 676 192,5 | 0,81 |
Другие вопросы в области социальной политики | 27 796 168,0 | 39356921,8 | 1,42 |
Мероприятия в области социальной политики | 810 187,0 | 925 002,0 | 1,14 |
Всего расходов | 212987313,2 | 28749379,5 | 0,13 |
Общая сумма расходов предусмотрена в объеме 278918664,7 тыс. рублей, или 131,0 % к ассигнованиям, утвержденным в бюджете ФСС на 2009 год в действующих условиях и 121,3 % в сопоставимых условиях, из них на обязательное социальное страхование - 198104134,6 тыс. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 43079038,9 тыс. рублей.
Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» - 9732,5 тыс. рублей (0,003 % общего объема расходов ФСС), «Образование» - 15470415,6 тыс. рублей (5,5 %), «Социальная политика» - 263438516,6 тыс. рублей (94,4 процента).
Затраты ФСС по разделу «Общегосударственные вопросы» предусмотрены в сумме 3032,5 тыс. рублей на уплату ежегодного членского взноса в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2002 года № 891 «Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения» и 6700,0 тыс. рублей на частичное финансирование расходов на проведение 29-й Генеральной ассамблеи МАСО.
По разделу «Образование» предусмотрены средства в сумме 15470415,6 тыс. рублей, в том числе из этой суммы передается 457700,5 тыс. рублей (на 19,0 % больше, чем в 2009 году) Минздравсоцразвития России для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных граждан.
Также предусмотрено, что ФСС передает в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование научно - исследовательских работ по вопросам охраны труда в размере 52146,5 тыс. рублей.
На оздоровление детей и подростков предусмотрены средства в сумме 14973027,4 тыс. рублей, или 111,4 % к расходам 2009 года в действующих условиях и 103,1 % в сопоставимых условиях.
Затраты ФСС, связанные с финансированием расходов в связи со страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, отражены по разделу «Социальная политика». Основным видом расходов ФСС на 2010 год (62,0 %) остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. На их финансирование предполагается направить 173063025,3 тыс. рублей (без учета средств, направляемых из федерального бюджета), или 143,7 % к ассигнованиям на эти цели по бюджету ФСС на 2009 год. Большая часть этих средств (57,1 %) будет израсходована на выплату пособий по временной нетрудоспособности (включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) - 98787448,1 тыс. рублей. Это составит 118,0 % к данному виду расходов бюджета ФСС на 2009 год.
Затраты ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены в Законопроекте в сумме 23760236 тыс. рублей, или 149,7 % к данному виду расходов по бюджету 2006 года, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 36533338,7 тыс. рублей, или более чем в 4 раза больше, при рождении ребенка - 13147200,0 тыс. рублей, или 114,9 %, и другие пособия и компенсации - 834802,5 тыс. рублей, или 106,4 процента.
На финансирование затрат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагается направить 43079038,9 тыс. рублей. Из них на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1602943,1 тыс. рублей, или 96,7 % к уровню этих затрат по бюджету ФСС на 2009 год; единовременные страховые выплаты - 561085,8 тыс. рублей, или 94,9 %; ежемесячные страховые выплаты - 26095342,0 тыс. рублей, или 115,6 %; расходы по доставке и пересылке страховых выплат - 386518,2 тыс. рублей, или 99,3 %; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 9358503,1 тыс. рублей, или 111,1 % к уровню 2009 года.
В 2009 году размер единовременной страховой выплаты определялся в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица из максимальной суммы 46900 рублей. Этот же максимальный размер предполагается сохранить и на 2010 год.
Бюджетом ФСС на 2010 год было предусмотрено финансирование расходов на оплату полной стоимости путевок для застрахованных граждан на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний и дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников, осуществляемое в случаях получения дополнительных доходов за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию на 1 января 2010 года по результатам исполнения бюджета Фонда за 2009 год, поступления в бюджет Фонда доходов по обязательному социальному страхованию сверх установленных сумм и снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию.
Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей, или 111,4 % к уровню 2009 года, на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам только для долечивания в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации.
По виду расходов «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов» предусматривается сумма 10891953,0 тыс. рублей, или 109,3 % к уровню этих затрат в 2009 году в действующих условиях и 101,2 % в сопоставимых условиях, включающая все расходы ФСС по центральному аппарату и исполнительным органам ФСС, связанные с осуществлением обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По статье «Непрограммные инвестиции в основные фонды» в бюджете ФСС на 2010 год потрачены средства в сумме 669600,0 тыс. рублей на капитальное строительство административных зданий для исполнительных органов Фонда, в том числе 70000,0 тыс. рублей - на социальное развитие системы ФСС.
По результатам можно сделать вывод о том, что отсутствуют расчеты, обосновывающие размеры объемов средств, передаваемых Фондом Минздравсоцразвития России на финансирование обучения по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных граждан в сумме 457700,5 тыс. рублей и на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда в сумме 52146,5 тыс. рублей. Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам только для долечивания в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения. Не определена сумма передаваемых в 2010 году бюджету ФСС средств федерального бюджета на финансирование реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно. Не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Предложения – с учетом положений Бюджетного
кодекса рассмотреть вопрос о целесообразности
создания в составе бюджета ФСС целевого
бюджетного фонда обязательного социального
страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
При рассмотрении проекта федерального
закона «Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию» установить
максимальный размер пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам с учетом уровня инфляции в 2009
году. Обосновать размеры объемов средств,
передаваемых Фондом Минздравсоцразвития
России на финансирование обучения по
вопросам охраны труда отдельных категорий
застрахованных граждан и на финансирование
научно-исследовательских работ по вопросам
охраны труда. Рассмотреть вопрос об увеличении
объема средств федерального бюджета,
выделяемых в 2010 году ФСС, на обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации,
включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических
изделий; увеличить стоимость родовых
сертификатов в части оплаты медицинской
помощи женщинам в период родов с 7,0 до
9,0 тыс. рублей.
3. Пути совершенствования деятельности
Фонда социального страхования РФ
Социальное страхование — одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную и общественную) денежного и материального обеспечений граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.
Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» — вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем.
Одной из первых проблем можно назвать — сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования (далее – ФСС) осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы Пенсионного фонда (далее – ПФ) на выплату указанной части трудовых пенсий.
Второй проблемой является несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного социального страхования (далее – ОСС) нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами.
Третьей проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации».