Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда.
Введение ……………………………………..…………………………………….3-4
1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ …………………………………………………………………………………….5
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………..5-11
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……………………..12
2. Анализ формирования и использования бюджета Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………….13
2.1. Анализ доходов Фонда социального страхования РФ………………..13-15
2.2. Анализ расходов Фонда социального страхования РФ……………….16-17
2.3. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………...…...18-23
3. Пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования
РФ………………………………………………………………………………..24-27
Заключение……………………………………………………………………...28-31
Список литературы…………………………………………………………………32
Приложение 1. Словарь финансовых терминов…………………………...….33-35
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Управление Фондом осуществляет председатель Фонда и его заместители, которые назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.
Председатель Фонда руководит деятельностью
Фонда и несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на него задач;
распределяет обязанности между заместителями
председателя Фонда и руководителями
структурных подразделений центрального
аппарата Фонда; вносит проект бюджета
Фонда на утверждение в Правительство
Российской Федерации, а также после рассмотрения
правлением утверждает бюджеты региональных
и отраслевых органов Фонда; утверждает
сводный финансовый отчет об использовании
средств государственного социального
страхования, рассматривает сводный отчет
по финансово-хозяйственной деятельности
подведомственных санаторно-курортных
учреждений Фонда и вносит предложения
по улучшению этой работы. информирует
правление Фонда о состоянии расчетов
с органами Фонда; разрабатывает совместно
с Министерством труда и социального развития
Российской Федерации, другими заинтересованными
министерствами и ведомствами, профессиональными
союзами предложения по совершенствованию
системы социального страхования и обеспечению
государственных гарантий по социальному
страхованию; совместно с Министерством
здравоохранения Российской Федерации
утверждает инструкцию о порядке выдачи
документов, удостоверяющих временную
нетрудоспособность граждан, и устанавливает
порядок осуществления контроля за организацией
экспертизы временной нетрудоспособности,
соблюдением правил выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность
граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;
с учетом мнения правления Фонда принимает
решения о целесообразности создания
или ликвидации центральных отраслевых
отделений Фонда; открывает (закрывает)
счета Фонда и его исполнительных органов
в банках, принимает решения о списании
с этих счетов в централизованный резерв
платежей, подлежащих обязательному отчислению,
и сверхнормативных остатков; с учетом
мнения правления Фонда утверждает структуру
и штатное расписание центрального аппарата
Фонда, региональных центральных отраслевых
отделений Фонда, сметы расходов (включая
фонды оплаты труда и другие) и отчеты
об их исполнении; руководит деятельностью
региональных и центральных отраслевых
отделений Фонда по исполнению доходной
и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает
контроль за использованием средств государственного
социального страхования; определяет
порядок работы подведомственных санаторно-курортных
учреждений; рассматривает итоги исполнения
бюджета Фонда и принимает меры по улучшению
этой работы, утверждает годовые отчеты
о деятельности региональных и центральных
отраслевых отделений Фонда; принимает
необходимые меры по результатам ревизий
и проверок по расходованию средств Фонда
его органами и подведомственными санаторно-курортными
учреждениями; издает в пределах своей
компетенции приказы, положения, инструкции
и другие документы, обязательные для
исполнения всеми работниками Фонда; рассматривает
разногласия по вопросам формирования
бюджета Фонда, штатов и смет между органами
Фонда; представляет интересы Фонда во
всех организациях, без доверенности действует
от имени Фонда, в установленном порядке
распоряжается средствами и имуществом
Фонда, заключает договоры; осуществляет
в соответствии с законодательством прием
на работу и увольнение работников центрального
аппарата Фонда, а также назначение на
должность и освобождение от должности
управляющих, заместителей управляющих
региональных и центральных отраслевых
отделений Фонда с учетом мнения соответственно
глав исполнительной власти субъектов
Федерации и общероссийских отраслевых
профессиональных союзов; делегирует
отдельные свои права и полномочия подчиненным
ему должностным лицам; утверждает инструкцию
о порядке приобретения, выдачи и учета
страхователями путевок на санаторно-курортное
лечение и отдых за счет средств социального
страхования; ежегодно утверждает норматив
расходов на санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей.
1.2. Место и роль фонда социального страхования РФ в системе
государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ
В советский период подавляющая часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения. С началом экономических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования. В настоящее время среди объективных и субъективных мотивов, лежавших в основе этого решения, трудно выделить главный. Теоретически в пользу внебюджетного финансирования социальных расходов с использованием страховых механизмов можно привести тот аргумент, что оно позволяет установить более жесткую зависимость между вкладом гражданина в производство национального продукта и объемом предоставляемых ему в случае утраты работы или трудоспособности социальных льгот. Однако на практике учреждение в 1991-1993 годах внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения и фондов обязательного медицинского страхования) не изменило принципов финансирования социального обеспечения по сравнению с советским периодом.
В системе социальных услуг, предоставляемых
бюджетной системой Российской Федерации,
федеральные внебюджетные фонды занимают
основное место. Через систему социальных
внебюджетных фондов осуществляется финансирование
почти половины всех социальных расходов
консолидированного бюджета России.
2. Бюджет фонда социального страхования РФ
2.1. Анализ доходов Фонда социального страхования РФ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального
страхования подлежат
налоговые доходы:
- единый социальный налог – по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ
- доходы, распределяемые органами
Федерального казначейства
Неналоговые доходы:
- страховые взносы на
- недоимки, пени, штрафы по взносам
в Фонд социального
- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие
в результате возмещения
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из
федерального бюджета,
- прочие поступления.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года.
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2008 году – 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году – 288,4 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.
Представленный
проект бюджета Фонда сформирован с текущим
дефицитом по средствам на обязательное
социальное страхование и по средствам
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний в 2008 и
2009 годах.
Рис. 2.1 Динамика
доходов и расходов Фонда социального
страхования Российской Федерации в период
с 2003 по 2009 гг
Рис. 2.2 Структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007-2009 годы
2.2. Анализ расходов Фонда социального страхования РФ
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
Расходы Фонда составили – в 2008 году в сумме 323,9 млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование – в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.
Бюджет Фонда на 2008 год определял дефицит бюджета в сумме 18,2 млрд. рублей, что свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования.
Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.
В составе трансфертов, перечисляемых
бюджету Фонда социального страхования
Российской Федерации осуществлены ассигнования
на: выплаты пособий по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет
гражданам, не подлежащим обязательному
социальному страхованию, и гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие
радиационных аварий и ядерных испытаний
в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9
млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей;
обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации, включая изготовление
и ремонт протезно-ортопедических изделий
в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню
2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7%
к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд.
рублей (107,8% к предыдущему году).
Рис.2.3 Структура расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию за 2007-2009 годы
2.3. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ
В таблицах 2.1 и табл. 2.2 представлен вертикальный и горизонтальный анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования.
Таблица 2.1 Вертикальный анализ показателей фонда
Статьи расходов | 2009г.
Сумма расходов, тыс. руб. |
Уд.вес, % | 2010г.
Сумма расходов, тыс. руб. |
Уд.вес, % |
Фонд социального страхования Российской Федерации | 212987313,2 | 287493479,5 | ||
Общегосударственные вопросы | 3 700,0 | 0,001 | 9 732,5 | 0,003 |
Международные отношения и международное сотрудничество | 3 700,0 | 0,001 | 9 732,5 | 0,003 |
Международное сотрудничество | 3 700,0 | 0,001 | 9 732,5 | 0,003 |
Образование | 13 864 931,9 | 6,51 | 15 470 415,6 | 53,8 |
Переподготовка и повышение квалификации | 424 152,7 | 0,2 | 497 388,2 | 1,73 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 424 152,7 | 0,2 | 497 388,2 | 1,73 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров | 424 152,7 | 0,2 | 497 388,2 | 1,73 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 13 440 779,2 | 6,3 | 14 973 027,4 | 52,08 |
Социальное страхование | 13 440 779,2 | 6,3 | 14 973 027,4 | 52,08 |
Оздоровление детей | 13 440 779,2 | 6,3 | 14 973 027,4 | 52,08 |
Социальная политика | 199118 681,3 | 93,5 | 272013 331,4 | 94,6 |
Социальное обслуживание населения | 4 979 794,0 | 2,33 | 6 378 591,2 | 2,18 |
Социальное обеспечение населения | 166270 327,3 | 78,1 | 226202 014,9 | 78,6 |
Социальное страхование | 155686 714,3 | 73,1 | 214640 461,9 | 74,6 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию | 82 026 000,0 | 38,5 | 98 684 300,0 | 34,3 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 1 657 617,5 | 0,77 | 1 602 943,1 | 5,5 |
Пособия по беременности и родам | 15 870 000,0 | 7,45 | 23 760 236,0 | 8,2 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет | 8 624 000,0 | 4,05 | 36 533 338,7 | 1,27 |
Пособия при рождении ребенка | 11 440 000,0 | 5,37 | 13 147 200,0 | 45,7 |
Другие пособия и компенсации | 784 507,7 | 0,36 | 834 802,5 | 2,9 |
Единовременные страховые выплаты | 590 995,4 | 0,28 | 561 085,8 | 1,9 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний | 8 421 931,5 | 3,95 | 9 358 503,1 | 32,55 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 3 300 000,0 | 1,55 | 3 676 192,5 | 12,7 |
Другие вопросы в области социальной политики | 27 796 168,0 | 13,05 | 39 356 921,8 | 13,6 |
Мероприятия в области социальной политики | 810 187,0 | 0,38 | 925 002,0 | 3,21 |
Всего расходов | 212987313,2 | 100 | 28749379,5 | 100 |