Фонд социального страхования РФ и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…….…...4
1.1 История возникновения системы внебюджетных фондов……………………....4
1.2 Понятие государственных внебюджетных фондов, источники их формирования…………………………………………………………………………………….…6
1.3 Правовое регулирование доходов, расходов Фонда социального страхования, его управление……………………………………………………………………….....9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………………………….....16
2.1 Структура доходов и расходов, анализ изменения структуры доходов и расходов……………………………………………………………………………………...16
2.2 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ………20
2.3 Расчет страховых взносов в Фонд социального страхования……………….…24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………......33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………

Работа содержит 1 файл

Фонд соц.страх-ния.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

3) средства бюджета;

4) прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой фондом  как юридическим лицом;

5) займы, полученные  фондом у Центрального банка  РФ или у коммерческих банков.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением  ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) ( с изменениями от 24 декабря 1993 г., 5 мая 1997г.) указывает: [ 4 ]

 Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее- ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ФСС создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходование средств социального страхования. Он является самостоятельным государственным финансово – кредитным учреждением.

Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (далее именуется – Федеральный фонд) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.[5,48]

 

1.3 Правовое регулирование доходов, расходов Фонда Социального   Страхования, его управление

 

Фонд социального страхования  является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением, созданным при Правительстве РФ. Денежные средства данного фонда являются государственной собственностью, но не входят в состав федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Большая часть денежных средств, составляющих бюджет Фонда социального страхования, реализуется в государственных ценных бумагах со сроком обращения не более 1 года. Управление денежными средствами Фонда социального страхования находится в руках органов государственной власти. Бюджет данного внебюджетного государственного фонда подлежит рассмотрению и утверждению в Государственной Думе РФ, а операции по исполнению бюджета осуществляются Федеральным казначейством.[9,28]

     Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положение о нем.

Денежные средства и  иное имущество, находящееся в оперативном    управлении  Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.[12,356] Денежные средства не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правления Фонда утверждаются председателем Фонда.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Средства Фонда образуются за счет:

1) страховых взносов  работодателей (администрации предприятий,  организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

2) страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

3) страховых взносов  граждан, осуществляющих трудовую  деятельность на иных условиях  и имеющих право на обеспечение  по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

4) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренные в бюджете  Фонда на соответствующий период;

5) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенные законодательством;

6) ассигнований из  федерального бюджета на покрытие  расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

7) прочих поступлений  (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и другие.)[10,7]

Средства Фонда направляются на:

1) выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2) оплату дополнительных  выходных дней по уходу за  ребенком –инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им  возраста 18 лет; оплату путевок  для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное( диетическое) питание;

3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

4) частичную оплату  путевок в детские загородные  лагеря, находящиеся на территории  Российской Федерации, для детей  работающих граждан;

5) оплату проезда к  месту лечения и обратно;

6) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется – инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерствами финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

7) обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата  управления Фонда;

8) финансирование деятельности  подразделений органов исполнительной  власти, обеспечивающих государственную  защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

9) проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

10) участие в финансировании  программ международного сотрудничества  по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о нем. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.[4]

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образует фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке  формирования и расходования средств  фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств  Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер Фонда.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.[10,3]

Уплата страховых взносов  в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным  законом.

Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются. Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией.[14,137]

Работодатели и банки  обязаны предоставлять работникам Фонда все необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством. При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Пенсионный Фонд РФ  создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского  страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РФ

 

2.1 Структура доходов  и расходов, анализ изменения  структуры доходов и структуры  расходов

 

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В бюджет Фонда социального  страхования подлежат зачислению следующие доходы:

1) налоговые доходы:

а) страховой взнос  в Пенсионный Фонд- 26%;

б) взнос в фонд социального  страхования- 2,9;

в) взносы в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования- 3,1% и 2% (всего 34% от фонда оплаты труда)[19];

г) доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%;

2) неналоговые доходы:

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и перспективы его развития