Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности са-мого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…….…...4
1.1 История возникновения системы внебюджетных фондов……………………....4
1.2 Понятие государственных внебюджетных фондов, источники их формирования…………………………………………………………………………………….…6
1.3 Правовое регулирование доходов, расходов Фонда социального страхования, его управление……………………………………………………………………….....9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………………………….....16
2.1 Структура доходов и расходов, анализ изменения структуры доходов и расходов……………………………………………………………………………………...16
2.2 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ………20
2.3 Расчет страховых взносов в Фонд социального страхования……………….…24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………
С 1 января 2010 года произошли небольшие изменения. Главным изменение можно считать отмену ЕСН. В 2010 году общего изменения ставок не было, они оставались на прежнем уровне. Только в 2011 году произошли изменения- сумма взносов в фонд социального страхования составила 34% от фонда оплаты труда.[19]
Ставки страховых взносов для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы) в ФСС -2,9%.
В течение расчетного периода, которым является календарный год, компания или предприниматель уплачивают страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Каждый ежемесячный платеж должен быть уплачен в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется платеж. Фирмы и коммерсанты рассчитывают и перечисляют суммы страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. При этом сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленная к уплате в ФСС России, уменьшается на сумму выплаченных соответствующих пособий. Расчет ежемесячных платежей производится нарастающим итогом с начала расчетного периода. Рассмотрим на примере.
Пример:
Сумма выплат по зарплате
ООО «Волна» в январе 2010 г. составляла
159 000 руб. При этом заработная плата административно-управляющего
персонала - 69 000 руб., а работников производственного
подразделения - 90 000 руб. Один сотрудник
производственного подразделения болел
5 календарных дней. Пособие по нетрудоспособности
было выплачено в сумме 3500 руб., в т. ч. из
средств организации за первые 2 дня болезни
ему было выплачено пособие в сумме 1400
руб. Кроме того, другому работнику по
заявлению была выплачена материальная
помощь в размере 5500 рублей. Компания применяет
общий режим налогообложения, не имеет
права на применение пониженных ставок
взносов.
В 2010 году компания должна уплатить в ФСС -2,9%. Рассчитаем суммы страховых взносов за январь 2010 г. Базу для начисления страховых взносов определяют отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Мы для упрощения расчетов будем рассчитывать в целом по подразделениям. База по административному подразделению -69000 рублей.
При формировании базы по производственному подразделению не будут учитываться суммы пособий по нетрудоспособности и материальной помощи в размере 4000 руб. Оставшуюся часть материальной помощи (1500 руб.) надо включить в базу для начисления взносов. Размер базы для начисления страховых взносов: 90000+1500=91500.
Таким образом, взносы в
ФСС будут начислены в
по производственному подразделению 91500*2,9:100%=2653,5 руб.
Суммы страховых взносов к уплате в бюджет определяются в полных рублях. Поэтому бухгалтеру ООО "Волна" надо провести округление сумм взносов по производственному подразделению. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма в 50 копеек и более округляется до полного рубля. В итоге надо скорректировать следующие суммы. По производственному подразделению в ФСС-2654 рубля.
В связи с тем, что один из работников производственного подразделения болел в течение отчетного месяца, сумму начисленных взносов в ФСС России надо уменьшить на сумму пособия по нетрудоспособности, выплачиваемую за счет средств ФСС России. Ее размер составит: 3500-1400=2100 руб. Сумма к уплате в Фонд социального страхования составит: 2654-2100=554 рубля.[19]
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Необходимость реформирования
социального обеспечения в
Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе - это то, что средства социального страхования (а на самом деле средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования в ФОМС, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия в ФСС и так далее.
Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по-прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.
Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто государственной социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность дополнительного индивидуального пенсионного страхования. Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действует ряд негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом. В-третьих, некоторые ведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхования нетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, и другие.
Помимо системы пенсионного обеспечения предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно намерение слить два государственных фонда – Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге также ведет в направлении усиления именно страховых тенденций.
В то же время с упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы.
В целом же действия Правительства пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования в стране. Однако, недостаточная системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.
С точки зрения специалистов
Российского объединения
В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.
В законе должны быть точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица, в первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь работодатели, сами застрахованные лица, в том числе работники, в некоторых случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования и другие), негосударственные фонды и страховые компании; участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц.
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. Очевидно, что после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, например в закон о негосударственных пенсионных фондах.
В этом законе необходимо определить общие правила дополнительного социального страхования, которые будут касаться не только дополнительного пенсионного обеспечения, но и таких видов социального страхования как добровольное медицинское (помимо обязательного), дополнительное социальное страхование профилактических мероприятий и другие.
Для нас, очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня при формировании накопительной пенсионной системы могут быть в полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования.
В конечном итоге взаимоувязанная
и непротиворечивая система законов
в области социального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение.
Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования - для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, сборов из бюджетов и займов.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.
Расходы бюджета Фонда
социального страхования
Доходы бюджета Фонда социального страхования включают в себя налоговые и неналоговые поступления.
Проанализировав расходную часть бюджета, можно сделать следующие выводы: система Фонда Социального Страхования имеет не только свои преимущества, но и недостатки, так, например, в период с 2008 по 2010 год бюджет был дефицитным, темп роста его средств сокращался по сравнению с предыдущими годами от 116,5% в 2008 году до 112,6 % в 2010, хотя в натуральном выражении суммы бюджета повышались от 305,7 млрд. рублей в 2008 году до 389,96 млрд. рублей в 2010. В 2011 году бюджет составляет 456,87 млрд. рублей (116,9% по отношению к прошлому году). Предполагается, что это его оптимальная величина на этот период. Хотя какие-то прогнозы еще делать рано, до конца года еще слишком много времени и все может координально измениться.
В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1) Увеличить объем
средств федерального бюджета,
выделяемых Фонду на
Информация о работе Фонд социального страхования РФ и перспективы его развития