Фонд социального страхования РФ и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности са-мого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…….…...4
1.1 История возникновения системы внебюджетных фондов……………………....4
1.2 Понятие государственных внебюджетных фондов, источники их формирования…………………………………………………………………………………….…6
1.3 Правовое регулирование доходов, расходов Фонда социального страхования, его управление……………………………………………………………………….....9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………………………….....16
2.1 Структура доходов и расходов, анализ изменения структуры доходов и расходов……………………………………………………………………………………...16
2.2 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ………20
2.3 Расчет страховых взносов в Фонд социального страхования……………….…24
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа содержит 1 файл

Фонд соц.страх-ния.doc

— 218.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

 

Факультет экономики, управления и  права

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы» на тему:

«Фонд социального страхования  РФ и перспективы его развития»

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: студентка гр. БА 33

                                                                                     Трубаненко В.И.

                                                              Проверила: к.т.н., доцент

                                                                                     Невзорова И.А..

 

 

 

 

 

 

Пенза - 2011

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….…3                                                                                                           

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…….…...4

1.1 История возникновения системы внебюджетных фондов……………………....4    

1.2 Понятие государственных внебюджетных фондов, источники их формирования…………………………………………………………………………………….…6

1.3 Правовое регулирование доходов, расходов Фонда социального страхования, его управление……………………………………………………………………….....9

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………………………….....16

2.1 Структура доходов и расходов, анализ изменения структуры доходов и расходов……………………………………………………………………………………...16

2.2 Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ………20

2.3 Расчет страховых взносов в Фонд социального страхования……………….…24

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………......33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….36

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Актуальность выбранной  темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий.

Существование государственного социального страхования – это  объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд Социального Страхования, с помощью которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиты населения страны.[7,186]

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и особенности  функционирования фонда социального страхования и его место в бюджетной системе России.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие  задачи:

─  изучить историю возникновения системы внебюджетных фондов;

─  определить сущность, цели, задачи, структуру управления фонда;

─ проанализировать бюджет фонда;

─ рассмотреть проблемы и перспективы развития фонда.

Объектом исследования является деятельность фондов обязательного государственного социального страхования и участников страхового процесса (страхователей, страховщиков, застрахованных) по обеспечению социальной защиты населения в страховой форме.

В данной работе в качестве информационной базы были использованы:  нормативно-правовые акты, учебная литература, экономические журналы, материалы периодической печати, интернет ресурсы, статистическая отчетность за 2009-2010 годы.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФСС

 

1.1  История возникновения  системы внебюджетных фондов.

     

Переход к рынку изменил  содержание хозяйственного механизма  в нашей стране, организационные  структуры  отдельных его частей, в т. ч. модернизовал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную экономику привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Одним за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды в виде целевых фондов.[12,74]

Прежняя хозяйственная  система аккумулировала в государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы  к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым, оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди  которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных фондов- четкое закрепление за ними доходных источников и как правило строго целевое использование их средств.

Статья 144 Бюджетного Кодекса  РФ В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

1) Пенсионный фонд  Российской Федерации;

2) Фонд социального  страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования.[1]

История возникновения  внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, эти операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и  обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.[2]

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

 

1.2 Понятие государственных  внебюджетных фондов, источники их формирования

  

 Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства – форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевым назначениями фондов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.[10,6]

Пенсионный фонд, фонды  обязательного медицинского страхования  и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой – приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально были по форме, и по сути страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения  бюджетных средств гораздо шире, чем  внебюджетных фондов, рамки, перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативные решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.[3]

Но условий для экономической  самостоятельности они лишены. Поэтому  государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности.

Страховая природа средств  внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

1) запланированы органами  власти и управления и имеет  строгую целевую направленность;

2)денежные средства  фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

4)страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

5) на отношения, связанные  с отчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонды, распространено  большинство норм и положений  Закона РФ «Об основах налоговой  системы РФ»;

6) денежные ресурсы  фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7) расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.[15,343]

Внебюджетные фонды  создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение, другой формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и  сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центральных, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.[13,25]

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих  источников:

1) специальные целевые  налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда;

2) отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и перспективы его развития