Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:07, курсовая работа
Кризисное положение, охватившее фактически все сферы хозяйственной жизни России, породило широкий спектр социально-экономических проблем: безработицу, увеличение масштабов бедности, рост общей и профессиональной заболеваемости, резкое снижение рождаемости, ухудшение положения в жилищно-коммунальной сфере и т. д.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Экономические и правовые основы функционирования ФОМС.
1.1. Российский и зарубежный опыт деятельности социальных фондов…………………………………………………………………..5
1.2. Содержание и классификация ФОМС и их характеристика……….9
Глава II. Анализ деятельности федерального ФОМС.
2.1. Доходы федерального ФОМС………………………………………15
2.2. Использование средств ФОМС……………………………………..20
2.3. Современное состояние и перспектива развития медицинского страхования в РФ……………………………………………………..23
Заключение..........................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………..31
Приложение 1…………………………………………………………………...32
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Введение
Белгородский Государственный Университет
Экономический факультет
Дневное отделение
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.
Студентка гр.100602
Клачкова Ольга
Проверил:
Герасимов Виктор
Григорьевич.
Кризисное положение, охватившее фактически все сферы хозяйственной жизни России, породило широкий спектр социально-экономических проблем: безработицу, увеличение масштабов бедности, рост общей и профессиональной заболеваемости, резкое снижение рождаемости, ухудшение положения в жилищно-коммунальной сфере и т. д. В связи с этим важнейшее значение приобретает система социальной защиты населения, высокого развития которой возможно достичь не только по собственным пробам и ошибкам, но и с учетом зарубежного опыта.
Целью моей работы является рассмотрение формирования социальных фондов, а именно фонда обязательного медицинского страхования в Российской федерации и порядка расчетов с внебюджетными фондами.
Ключевым механизмом социальной поддержки в России можно считать деятельность внебюджетных социальных фондов, в состав которых входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ. Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.
Отчисления страховых
взносов в государственные
На мой взгляд, роль
системы социального
Следует отметить, что большинство западных стран в наши дни находятся в поиске «новой структуры равновесия» между государственным финансированием и медицинским страхованием, особенно не рассчитывая на личные средства граждан. Органы власти заинтересованы сократить расходы, чтобы либо снизить налоговое бремя на граждан, либо использовать эти средства в других целях. Но, с другой стороны, власти должны понимать непопулярность таких мер и все их последствия. Гражданам тоже хотелось бы меньше платить налогов (и личных средств, как у нас), но чтобы при этом объем, доступность и качество помощи не снижались.
Медицинское страхование зародилось в XVIII-XIX веках в виде страхования жизни от несчастных случаев. Рабочие создавали на заводах общества взаимопомощи, куда сами сдавали взносы, стремясь таким образом обеспечить свою семью в случае утраты трудоспособности. Сейчас обязательное медицинское страхование (ОМС) - это государственная система социальной защиты интересов граждан по охране здоровья. Цель ОМС - обеспечить гражданину при возникновении ситуации, требующей медицинской помощи, ее получение за счет финансовых средств, аккумулированных в конкретной страховой компании. Программа обязательного медицинского страхования - это гарантированный минимум оказания бесплатной медицинской помощи. Однако, если средств, предназначенных на это, окажется недостаточно, то претензии предъявить не к кому - формально это означает, что бесплатная помощь может быть оказана в урезанном виде или не оказана вообще, притом в полном соответствии с законом. К сожалению, на практике часто так и происходит. Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый в 1991 году. Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Структура системы обязательного медицинского страхования представлена:
В зависимости от административно-
Динамика организационной структуры системы ОМС
в субъектах Российской Федерации в 1995-1999 годах*)
Организационные схемы |
Число субъектов РФ | |||||
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. | ||
I |
ТФОМС - филиалы ТФОМС
- филиалы ТФОМС с правами |
23 |
21 |
22 |
21 |
21 |
II |
ТФОМС - филиалы ТФОМС - СМО |
21 |
29 |
32 |
29 |
29 |
III |
ТФОМС - СМО |
17 |
14 |
10 |
13 |
11 |
IV |
ТФОМС - филиалы ТФОМС - филиалы ТФОМС с правами страховщиков |
11 |
9 |
9 |
11 |
14 |
V |
ТФОМС - филиалы ТФОМС |
4 |
4 |
5 |
6 |
5 |
VI |
ТФОМС |
11 |
10 |
9 |
10 |
10 |
Федеральный фонд ОМС — самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ. Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ. Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором. Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N857. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Территориальный фонд ОМС
— самостоятельное
по утвержденным в законодательном
порядке тарифам и финансирования за счет
собранных взносов территориальных программ
ОМС. Территориальный фонд подотчетен органу
представительной и исполнительной власти
субъекта РФ. Территориальные фонды ОМС
действуют во всех субъектах РФ и г.Байконуре.
К началу 2001 года в системе обязательного
медицинского страхования действовали
1129 филиалов территориальных фондов в 71 субъекте
РФ, из них 516 выполняют функцию страховщиков.
Для выполнения своих задач Территориальный
фонд может создавать в городах и районах
филиалы, которые осуществляют свою деятельность
в соответствии с положением, утверждаемым
исполнительным директором Территориального
фонда. Контроль за деятельностью Территориального
фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление Территориального фонда по мере
необходимости, но не реже одного раза в год,
назначает аудиторскую проверку деятельности
Территориального фонда, осуществляемую
специализированной организацией, имеющей
соответствующую лицензию. Отчет о результатах
этой проверки представляется соответствующим
органам представительной и исполнительной
власти. В основе ОМС лежат следующие основные
организационно-экономические и правовые
принципы:
Всеобщий и обязательный характер.
Все граждане РФ, независимо от пола, возраста,
состояния здоровья, места жительства,
уровня личного дохода, имеют право на бесплатное
получение медицинских услуг, включенных
в государственную программу ОМС. Нормы,
касающиеся обязательного медицинского
страхования, распространяются на всех
взрослых граждан с момента заключения
с ними трудового соглашения, а также на детей. Государственный характер
гарантии бесплатной медицинской помощи.
Средства ОМС находятся в государственной
собственности РФ. Для реализации государственной
политики в области ОМС созданы Федеральный
и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Общественная солидарность и социальная справедливость. Все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»). Номенклатура и объем предоставляемых услуг не зависят от абсолютного размера взносов на ОМС. Граждане с различным уровнем дохода и соответственно с различным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип «богатый платит за бедного»).
Информация о работе Фонд обязательного медицинского страхования