Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:44, реферат
Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Соблюдение валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Как и в других государствах, финансовый контроль в Украине осуществляется органами законодательной власти, органами исполнительной власти, специальными органами государственного финансового контроля, а также негосударственными специализированными организациями.
Название субъекта контроля | Починенность |
Главные функции: |
Счётная палата | ВРУ | Контроль за использованием средств госбюджета |
Государственная налоговая администрация | Президенту | 1. Учет налогов
и других обязательных 2. Контроль за правильностью исчисления, своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. 3. Контроль за
достоверностью налогового |
Государственная контрольно-ревизионная служба | Минфину | 1. Контроль за
расходованием бюджетных 2. Контроль за сохранностью госимущества в бюджетных учреждениях. 3. Контроль за
достоверностью бухгалтерского
учета и отчетности в |
Государственное казначейство | Минфину | 1. Организация
выполнения государственного 2. Управление
средствами госбюджета и 3.Ведение учета
кассового исполнения |
Антимонопольный комитет | КМУ | 1. Осуществление
контроля за соблюдением 2. Защита законных
интересов предприятий и |
Управление Пенсионного фонда | КМУ | 1. Сбор и аккумуляция
взносов для пенсионного 2. Обеспечение
финансирования расходов |
Рис. 1. Данные о проверенных учреждения, в которых выявлены финансовые
нарушения за 2003-2010 гг
Количество проверок бюджетных учреждений и выявленных в них финансовых правонарушений за 2003-2010 гг имеют тенденцию к уменьшению .
Удельный вес бюджетных учреждений, в которых выявлены финансовые нарушения, ежегодно увеличивается, и в 2007 г. достиг наивысшего значения - 96,9% отобщего количества проверенных, однако в 2009 г. несколько снизилась до 95,5%. %. Количество проверок в бюджетных учреждениях за анализируемый период сократилось почти вдвое с 18000 до 10000 проверок. Рост нарушений свидетельствует не только о необходимости усиления контроля, а также указывает на то, что экономический механизм хозяйствования является несовершенным и содержит очень много слабых позиций, что способствует совершению таких преступлений. Крупнейшими по количеству и объемам среди финансовых нарушений является проведение расходов с нарушением законодательства, незаконные расходы государственных ресурсов и нецелевые расходы бюджетных средств.
Данные по уровню уплаты административных штрафов за 2003-2010 гг
Зачастую органы финансового контроля с 2003 по 2010 гг применяли привлечение должностных лиц к административной ответственности, кроме того, этот показатель постоянно растет (в с 2003 г. по 2010 г. количество лиц, привлеченных к ответственности, возросло на 44,06%). Суммы штрафов, которые назначают согласно законодательству, значительно меньше, чем объемы бюджетных средств, которые государство теряет из-за злоупотребления ответственных должностных лиц. При этом система контроля за обязательностью уплаты штрафов не в состоянии обеспечить полного возмещения этих убытков.
Проблема применения административной ответственности на практике обусловлена слабым взаимодействием с судебными органами. Суды неоправданно медлят с рассмотрением административних дел, необоснованно освобождают от ответственности правонарушителей.. В итоге, по материалам, переданным органами финансового контроля в правоохранительные органы, только в 25-30% случаев возбуждают уголовные дела. Привлекают к уголовной ответственности значительно меньшее количество лиц . На практике за финансово-бюджетные нарушения криминальная ответственность применяют очень редко.
Проблемы финансового контроля в Украине:
Пути повышения эффективности финансового контроля
Перспективы совершенствования финансового контроля зависят от его качества на всех его этапах и своевременности адекватного реагирования финансовых органов, органов власти на результаты дальнейшего контроля, т.е. на выявленные фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств путем принятия мер для возмещения незаконных расходов, регулирование объемов финансирования и приведения в соответственность с нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс.
Заключение
Система государственного финансового контроля, которая построена в Украине, не обеспечивает должного уровня финансово-бюджетной дисциплинойны как в целом в государстве, так и на региональном уровне в частности. Это является следствием ряда проблем, которые создают тенденции к росту количества и объемов основных финансвых нарушений.
Что
касается совершенствования действующей
системы внутреннего
Таким образом, актуальность совершенствования системы внутреннего финансового контроля в Украине может стать залогом эффективного функционирования государственных финансов.