Фінансовий контроль в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

Реферат. Финансовый контроль в Украине.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

     Соблюдение  валютного законодательства при  валютных операциях обеспечивает валютный контроль.

     Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования  финансовых ресурсов государства.

     Как и в других государствах, финансовый контроль в Украине осуществляется органами законодательной власти, органами исполнительной власти, специальными органами государственного финансового контроля, а также негосударственными специализированными организациями.

 

Название  субъекта контроля  
Починенность
 
 
Главные функции:
Счётная палата ВРУ Контроль за использованием средств госбюджета
Государственная налоговая администрация Президенту 1. Учет налогов  и других обязательных платежей  в бюджеты и госфондов.

2. Контроль за  правильностью исчисления, своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

3. Контроль за  достоверностью налогового учета  и отчетности.

Государственная контрольно-ревизионная служба Минфину 1. Контроль за  расходованием бюджетных средств  всех уровней и средств внебюджетных фондов.

2. Контроль за  сохранностью госимущества в  бюджетных учреждениях.

3. Контроль за  достоверностью бухгалтерского  учета и отчетности в бюджетных  учреждениях.

Государственное казначейство Минфину 1. Организация  выполнения государственного бюджета Украины и осуществления контроля за этим.

2. Управление  средствами госбюджета и средствами  государственных внебюджетных фондов.

3.Ведение учета  кассового исполнения госбюджета.

Антимонопольный комитет КМУ 1. Осуществление  контроля за соблюдением антимоноп-льного законодательства.

2. Защита законных  интересов предприятий и потребителей  путем применения мер по прекращению  по-рушений антимонопольного законодательства.

Управление  Пенсионного фонда КМУ 1. Сбор и аккумуляция  взносов для пенсионного обеспечения и пособий.

2. Обеспечение  финансирования расходов Пенсионного  фонда.

 

       

Рис. 1. Данные о проверенных  учреждения, в которых  выявлены финансовые

нарушения за 2003-2010 гг

     Количество  проверок бюджетных учреждений и  выявленных в них финансовых правонарушений за 2003-2010 гг имеют тенденцию к уменьшению .

Удельный вес  бюджетных учреждений, в которых  выявлены финансовые нарушения, ежегодно увеличивается, и в 2007 г. достиг наивысшего значения - 96,9%  отобщего количества проверенных, однако в 2009 г. несколько снизилась до 95,5%. %. Количество проверок в бюджетных учреждениях за анализируемый период сократилось почти вдвое с 18000 до 10000 проверок. Рост нарушений свидетельствует не только о необходимости усиления контроля, а также указывает на то, что экономический механизм хозяйствования является несовершенным и содержит очень много слабых позиций, что способствует совершению таких преступлений. Крупнейшими по количеству и объемам среди финансовых нарушений является проведение расходов с нарушением законодательства, незаконные расходы государственных ресурсов и нецелевые расходы бюджетных средств.

       

     Данные  по уровню уплаты административных штрафов  за 2003-2010 гг

     Зачастую  органы финансового контроля с  2003 по 2010 гг применяли привлечение должностных лиц к административной ответственности, кроме того, этот показатель постоянно растет (в с 2003 г. по 2010 г. количество лиц, привлеченных к ответственности, возросло на 44,06%). Суммы штрафов, которые назначают согласно законодательству, значительно меньше, чем объемы бюджетных средств, которые государство теряет из-за злоупотребления ответственных должностных лиц. При этом система контроля за обязательностью уплаты штрафов не в состоянии обеспечить полного возмещения этих убытков.

Проблема применения административной ответственности  на практике обусловлена ​​слабым взаимодействием с судебными органами. Суды неоправданно медлят с рассмотрением административних дел, необоснованно освобождают от ответственности правонарушителей.. В итоге, по материалам, переданным органами финансового контроля в правоохранительные органы, только в 25-30% случаев возбуждают уголовные дела. Привлекают к уголовной ответственности значительно меньшее количество лиц . На практике за финансово-бюджетные нарушения криминальная ответственность применяют очень редко.

   Проблемы  финансового контроля в Украине:

  1. постоянный рост количества выявленных незаконных и нецелевых потерь, недостач денежных средств;
  2. суммы штрафов, которые назначают согласно законодательству, значительно меньше, чем объемы бюджетных средств, которые государство теряет из-за злоупотребления ответственных должностных лиц;
  3. слабое взаимодействие органов фин.контроля с правоохранительными и судебными органами (промедление судов с рассмотрением дел, необоснованное освобождение от ответственности правонарушителей)
  4. проблема отсутствия системности контроля, то есть соответствия предварительного, текущего и последующего контроля.

   Пути  повышения эффективности  финансового контроля

  1. уполномочить финансовые органы и органы Государственного казначейства осуществлять, кроме текущего, еще предварительный контроль за формированием финансовых ресурсов бюджетных учреждений.
  2. решить вопрос неукомплектованности ревизионного аппарата, который возник   в связи с экономией бюджетных средств

Перспективы совершенствования  финансового контроля зависят от его качества на всех его этапах и своевременности адекватного  реагирования финансовых органов, органов  власти на результаты дальнейшего контроля, т.е. на выявленные фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств путем принятия мер для возмещения незаконных расходов, регулирование объемов финансирования и приведения в соответственность с нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс.

Заключение

     Система государственного финансового контроля, которая построена в Украине, не обеспечивает должного уровня финансово-бюджетной  дисциплинойны как в целом  в государстве, так и на региональном уровне в частности. Это является следствием ряда проблем, которые создают тенденции к росту количества и объемов основных финансвых нарушений.

     Что касается совершенствования действующей  системы внутреннего финансового  контроля, то неотложными должны стать  такие меры: совершенствование деятельности органов государственного и коммунального секторов, повышение качества государственного управления; законодательное урегулирование вопросов формирования системы государственного внутреннего финансового контроля; устаноление механизма введениния внутреннего аудита в органах государственного и коммунального секторов; формирование действенной системы мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в государственной или коммунальной собственности, для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

     Таким образом, актуальность совершенствования системы внутреннего финансового контроля в Украине может стать залогом эффективного функционирования государственных финансов.

 

     Список  использованной литературы

 
     
  1. Консититуція України
  2. Інстpукція пpо поpядок пpоведння пеpевіpок, pевізій Рахунковою палатою/ Рахунк. палата Укpаїни. — К., 2009. — 32 с.
  3. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля // Финансы. — 2002 — №4
  4. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. — 2002 — № 5
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под. Ред. Проф. Л.А. Дробози- ной – М.: ЮНИТИ, 2000;
  6. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.
  7. Л.Н. Овсянников: Финансовый контроль как система.-Финансы, №12, 2000.
  8. Андpійко О. Ф. Деpжавний контpоль: теоpія і пpактика: Hаук. доп. / HАH Укpаїни. Ін-т деpжави і пpава ім. В. М. Коpецького. Відділ пpобл. деpж. упp. і адм. пpава; [Відп. pед. В. Б. Авеp’янов]. — К., 1999. — 22 с.
  9. Стефанюк І. Б. Пpо пpоблемні питання діяльності ДКРС: (Hеоголош. ст.). — Львів: [Піpаміда], 1998. — 25 с.: табл.
  10. Баpдаш С. В. и др. Контpоль і pевізія: Пpактикум: [Hавч. посіб. для студ. вузів зі спец. ”Облік та аудит”] / Баpдаш С. В., Деpій В. А., Петpенко H. І. — Житомиp: ПП ”Рута”, 2000. — 382 с.: іл., табл.

Информация о работе Фінансовий контроль в Україні