Фінансовий контроль в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

Реферат. Финансовый контроль в Украине.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

Введение

    Успешное  реформирование украинской экономики  кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении  основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

        Как свидетельствует мировой  опыт, цивилизованное экономическое  развитие возможно только при  соблюдении установленных государством  законов и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

      Для Украины в высшей степени актуальна  организация эффективной и всеобъемлющей  системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

 

     I. Содержание финансового контроля, формы, виды, значение и функции в условиях рыночной экономики. 

     Финансовый  контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.

     Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

  1. строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
  2. неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

     Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

     Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [5,163].

     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

     Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

     Предмет финансового контроля.

Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды.

     Сфера финансового контроля.

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и  т. п.).

     Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

     Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, экологическому оздоровлению

     Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

     Трудности переходного к рыночной экономике непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности.

     По  мере укрепления основ рыночного  хозяйствования организация финансового  контроля приобретает все более  правовой характер и постепенно приближайся к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.

     Финансовый  контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

     1.  времени  проведения:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

     2.  форме проведения:

  • обязательный (внешний);
  • инициативный (внутренний);

     3.  методы проведения:

  • проверки; 
  • надзор;
  • анализ финансовой деятельности;
  • наблюдение (мониторинг)
  • ревизии.

      Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. (процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны.

     На  микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов.

  • Текущий финансовый контроль  производится  в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд .Он предупреждает злоупотребления при   получении   и   расходовании   средств, способствует   соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления расчетов. Большую роль играют бухгалтерские службы.
  • Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии   отчетной   финансовой   и   бухгалтерской  документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с    результатами, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

а)В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

б)Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на финансовую деятельность, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

в)Анализ финансовой деятельности -детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния

г)Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

Д)Ревизия - это наиболее глубокий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.  
 

 

II. Система государственного контроля в Украине

     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля.. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в Украине –  Контрольно-ревизионная служба; в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов,, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

     Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем более необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий.

     В развитых странах государственные органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. В США суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных органов,по данным исследовательской группы конгресса США, за последние 50 лет исчисляется примерно в 500 миллиардов долларов.

     Государственный финансовый контроль в Украине основывается на Конституции Украины, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах Украины, законах и законодательных актах Украины и органов местного самоуправления.

     Государственному  финансовому контролю в Украине подлежат:

  • органы государственной власти
  • государственные предприятия и учреждения
  • предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
  • государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
  • предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

     Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

     Особое  место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная  организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства  и, следовательно, возможность государства  исполнять свои функции.

     Важное  значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами  и несут обязанности налоговых  органов по взиманию налогов и  сборов при пересечении товарами таможенной границы.

Информация о работе Фінансовий контроль в Україні