Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики, выявление недостатков проблем фискальной политики.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
исследовать методические основы развития дискреционной фискальной политики;
исследовать методические основы недискреционной фискальной политики;
выявить основные проблемы, недостатки сложности фискальной политики;
проанализировать фискальную политику в Республике Казахстан;
выявить воздействие фискальных мероприятий на экономику Казахстана.
Глава IV. Фискальная политика в Республике Казахстан
4.1 Фискальная
политика в Республике
Основной целью фискальной
политики является эффективное применение
налогово-бюджетных
Достижению данной цели будет способствовать решение следующих основных задач:
Кроме того, фискальная политика, являясь важнейшей составляющей общеэкономической политики государства, будет содействовать поддержанию установленного коридора по среднегодовому уровню инфляции, устойчивости платежного баланса, росту конечного потребления товаров и услуг и накопления капитала.
4.2 Политика доходов
В соответствии с ежегодными посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана, стратегией индустриально-инновационного развития в целях снижения налоговой нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы с 2004 года снижены ставки индивидуального подоходного налога, введена регрессивная шкала ставок по социальному налогу, снижена ставка налога на добавленную стоимость, установлены особые режимы налогообложения на территориях специальных экономических зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов.
С целью дальнейшего устойчивого развития экономики, углубления проводимых реформ усовершенствованы налогообложение нефтяных операций, финансового лизинга, нерезидентов, финансовых инструментов, а также нормы налогового администрирования и усиления инвестиционной активности предпринимателей, расширена форма предоставления инвестиционных налоговых преференции, введены льготы для нефтехимических производств, производства товаров с высокой добавленной стоимостью.
Для ускорения процессов обновления и модернизации основных фондов в стране усовершенствована амортизационная политика в целях налогообложения.
Доходы государственного бюджета на 2009 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики (Приложение 8, таб.4).
В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений в 2009 и 2010 годах на 25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования с 3 % до 4 % в 2009 году и до 5 % в 2010 году и увеличения минимальной заработной платы в 2009 – 2013 годах.
Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2009 – 2013 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.
В 2009 году поступления прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне – 7,1 % к ВВП, в 2010 году – 7,1 %, в 2011 году – 6,7 %, в 2012 году – 6,1 %, в 2013 году- 5,6 %.
В настоящее время
Правительство Республики Казахстан
проводит работу по совершенствованию
механизма взаимоотношений
4.3 Политика затрат
Бюджетная политика в 2009-2013
годах будет основана на комплексном
решении целей и задач
Объем расходов государственного бюджета по отношению к ВВП остается стабильным и составляет в среднем 20,1%.
Инвестиционная политика
в 2009 – 2013 годах будет осуществляться
в рамках четких приоритетов с
учетом переориентации на наиболее значимые
в социально-экономическом
Прогноз объемов гарантированного трансферта на 2009 – 2013 год определен в соответствии с базовым сценарием макроэкономического развития страны и прогноза государственных расходов. Объемы гарантированного трансферта из Национального фонда на 2009 – 2011 годы утверждены законом о республиканском бюджете на соответствующий период (Приложение9, таб.5).
В 2009 – 2010 годах доходы от сырьевого сектора, ранее зачислявшиеся в Национальный фонд, в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 6 марта текущего года «Через кризис к обновлению и развитию» будут направлены на осуществление нового плана модернизации экономики и реализацию стратегии занятости населения. При этом ранее накопленные по состоянию на начало 2009 года активы Национального фонда останутся неизменными. Указанная мера является временной и вводится только на два года
В долгосрочной перспективе
будет продолжена политика недопущения
“истощения” Национального
Параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджета исходя из прогнозных объемов ненефтяного дефицита.
Политика Правительства Республики Казахстан направлена на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны.
В соответствии с Концепцией по управлению государственным и валовым внешним долгом Правительством будут приниматься меры, направленные на повышение уровня управления государственным внешним долгом, включающим долги Правительства, местных исполнительных органов и Национального Банка.
Правительственное заимствование будет ограничиваться лимитом правительственного долга, установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Правительством будут привлекаться внешние займы для реализации крупных инфраструктурных и социально-значимых проектов.
Погашение внешних правительственных займов будет осуществляться согласно графикам погашения правительственного долга по займам, предоставленным международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств, иностранными коммерческими банками и фирмами.
Прогноз расходов государственного бюджета основан на приоритетах бюджетной политики на предстоящий пятилетний период с учетом вышеобозначенных ограничений и фискальных возможностей государства.
В долгосрочной перспективе расходы государственного бюджета в приоритетном порядке будут направлены на:
В среднесрочном периоде будет проводится политика разумного потребления и экономии бюджетных средств, направленная на сохранение социальных гарантий государства и подготовку к последующему экономическому росту.
В предстоящий среднесрочный период расходы государственного бюджета в приоритетном порядке будут направлены на:
4.4 Налоговая политика
Фискальная политика в предстоящем среднесрочном периоде будет направлена на обеспечение стабильности национальной экономики.
Для достижения целей
сбалансированного и
Во исполнение поручения Главы государства, данного в рамках ежегодного послания народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» (далее - Послание) принят новый Налоговый кодекс, который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».
Новый Налоговый Кодекс предусматривает:
Основными наиболее важными и концептуальными моментами Налогового кодекса являются следующие нормы:
- поэтапное снижение
ставки корпоративного
- инвестиционные налоговые преференции будут предоставляться только по корпоративному подоходному налогу. Льгота будет действовать в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет.
- ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года будет равна 12 %. С 2009 года будет введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств.