Фискальная политика в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 85.94 Кб (Скачать)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог  действует следующим образом: при  спаде  уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая  функция имеет вид: Т = tY  (где  Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска  максимальна, налоговые поступления  увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие  поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия  минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика  как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается»  при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике  подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при  отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]),  что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику  подоходного налога. Очевидно, что  наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим  образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС  является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что  увеличивает поступления от косвенных  налогов. Экономика автоматически  стабилизируется.

Что касается пособий  по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается  при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и  сокращаются при буме, когда наблюдается  «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие  по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти  пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата  способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при  буме оказывает сдерживающее влияние  на экономику.

В развитых странах  экономика на 2/3 регулируется с помощью  дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Основными целями фискальной политики являются:

1. ликвидация  безработицы;

2. борьба с  инфляцией;

3. стабилизация  экономического развития;

4. антициклическое  регулирование экономики;

5. стимулирование  экономического роста;

6. достижение  внешнеторговой сбалансированности.

1.3.Влияние фискальной политики:

А)На совокупный спрос

Основными параметрами  фискальной политики являются государственные  закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и  трансферты (обозн. Tr). Разница между  налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD):

Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние  зависят от предельной нормы к  потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько  увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким  образом,

, где

Одновременно, располагаемый  доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные  закупки являются переменными совокупного спроса:

Следовательно, очевидно, что при  изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция  совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.

Б)На совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы  не имеют на предложение особого  влияния. Налоги фирмы принимают  как очередные затраты на единицу  продукции, что заставляет их сократить  предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить  предложение предоставляемых ими  услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений  товаров, изменяется совокупное предложение  всей рассматриваемой экономики. Таким  образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью  правильного введения налогов и  трансфертов. 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ЕЕ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики.

2.1.Временные проблемы.

1. Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается  промежуток времени между началом  спада или инфляции и тем  моментом, когда происходит осознание  этих явлений. Исключительно трудно  точно предсказать будущий характер  экономический характер экономической  активности. Хотя такие инструменты  экономического прогнозирования,  как индекс опережающих показателей,  дают представление о направлении  развития экономики, порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или  спад, набиравшие силу в этот  период, проявятся в соответствующей  статистике и будут осознаны.

2. Административный  разрыв. Обычно значительный промежуток  времени отделяет момент, когда  происходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента,  когда эти меры на самом  деле принимаются. У правительства  иногда уходит так много времени  на корректировку фискальной  политики, что экономической ситуация  успевает полностью измениться  и предлагаемые меры становятся  совершенно неподходящими.

3. Функциональный  разрыв. Кроме того, существуют также  разрыв между тем моментом, когда  правительство принимает решение  о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать  воздействие на производство, занятость  или уровень цен. Если ставки  налогов можно изменить довольно  быстро, то фактическое осуществление  государственных расходов на  общественные работы требует  длительного планирования и еще  более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

2.2.Эффект вытеснения.

Сущность эффекта  вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.

Хотя лишь немногие подвергают сомнению описанную логическую схему, но масштабы эффекта вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся - они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.

Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым. 

2.3.Компенсирующие сбережения.

Некоторые экономисты выдвигают такую теорию: расходы  дефицитного бюджета покрываются  равновеликим увеличением частных  сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расходы в конечном счете обернутся повышением налогов для них самих или их наследников. Поэтому они увеличивают свои сбережения (сокращают текущее потребление) в преддверии этих более высоких налогов. Бюджетный дефицит –государственное расходование сбережений - вызовет увеличение частных сбережений. Эта концепция, впервые выдвинутая английским экономистом Давидом Рикардо в начале XIX в., называется теоремой эквивалентности Рикардо. Говоря более формализованным языком, это теорема гласит, что финансирование дефицита за счет заимствований оказывает такое же ограниченное влияние на ВВП, как и финансирование, путем повышения существующих налогов.

2.4. Инфляция и :

А) Совокупное предложение .Наши рассуждения о сложностях и недостатках фискальной политики до сих пор были связаны исключительно со спросом. Теперь обратимся к проблемам предложения. При восходящей кривой совокупного предложения потенциальное воздействие стимулирующей фискальной политики на реальный объем производства и занятость в какой-то степени может быть ослаблено инфляцией.

Б)Эффекта  вытеснения. Рассмотрим воздействие вытеснения и инфляции на фискальную политику . Предположим, что безинфляционный реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд. руб. Уровень цен остается неизменным вплоть до точки полного использования производственных возможностей и ресурсов. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.

Начнем с совокупного  спроса на уровне ,который дает нам равновесный реальный объем производства 495 млрд. руб. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд. руб.  Таким образом, экономика достигает безинфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд. руб. Из предшествующих рассуждений о дискреционной фискальной политике известно, что увеличение государственных расходов на 5 млрд. руб. или сокращение налогов на 6,67 млрд. руб. приведет к такому значительному росту. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой стимулирующей фискальной политике в чистом виде экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов и возможностей и значительному увеличению занятости.  

2.5.Фискальная политика в открытой экономике.

Дополнительные  сложности осуществления фискальной политики возникают, когда экономика  представляет собой часть мировой  экономики, т.е. открытая экономика.

Известно, что  события и меры экономической  политики, предпринимаемые за рубежом, влияют на чистый экспорт и экономику. В этой связи можно быть подверженными  действию непредвиденных международных  шоков совокупного спроса, которые  могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что все возрастающее участие в мировой экономике  приносит с собой сложности международной  взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и  торговле. Примером может служить  эффект чистого экспорта, который  действует через международную  торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Суть в следующем: сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию  увеличивать чистый экспорт. И наоборот: стимулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставок и в конечном счете сократить  чистый экспорт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фискальная политика в Украине