Фискальная политика в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Содержание

Содержание

Глава 1. Понятие, типы и цели фискальной политики
1.1. Понятие фискальной политики
1.2. Дискреционная фискальная политика
1.3. Автоматическая фискальная политика

Глава 2. Налоговая политика один из инструментов фискальной политики
2.1. Налоговая политика
2.2. Стратегия и тактика налоговой политики
2.3 Налоговая система в Республике Казахстан

Глава 3. Об утверждении Правил разработки среднесрочной фискальной политики
3.1 Правила разработки среднесрочной фискальной политики
3.2 Структура среднесрочной фискальной политики
3.3 Разработка и утверждение среднесрочной фискальной политики

Работа содержит 1 файл

Реферат по финансам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой  реформы (с 1992 года по июнь 1995 года) В  республике функционировали более 40 видов налогов:

общегосударственные налоги;

общеобязательные местные  налоги;

местные налоги.

Второй этап налоговой  реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они  были подразделены на общегосударственные  и местные налоги. С 1996 года внесены  более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество налогов  и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой  реформы (с 2000 года по 2001 год).

Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов:

общая часть,

особенная часть,

налоговое администрирование.

Остановимся на последнем (третьем) этапе развитии налоговой  реформы.

3 этап.

Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-11.

Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших  частей:

1. Общая

2.Особенная

3. Налоговое администрирование

Общая часть - «конституция»  налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы.

Что же касается Особенной  части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство  является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения.

В части налогового администрирования  определяются процессуальные вопросы. Очень сложно говорить на сегодняшний  день о четкой формулировке всех положений  и требований по данному разделу, так как назревает второй этап правовой реформы.

Многие аспекты Гражданского кодекса, его Особенной части, других законов, регулирующих отдельные сферы  хозяйственной жизни нашего общества, в ближайшие 2-3 года не могут не претерпевать существенных изменений. Это, несомненно, найдет отражение и в процессуальных взаимоотношениях между налогоплательщиками и государством, особенно в процесс апелляции.

Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет (вводятся в действие с 01.01.2002 года)

 

Налоги:

Корпоративный подоходный налог;

Индивидуальный подоходный налог;

Налог на добавленную  стоимость;

Акцизы;

 

Налоги и специальные  платежи недропользователей;

Социальный налог;

Земельный налог;

Налог на транспортные средства;

Налог на имущества.

 

Сборы:

Сбор за государственную  регистрацию юридических лиц;

Сбор за государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним;

Сбор за государственную  регистрацию радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств;

Сбор за государственную  регистрацию механических транспортных средств и принцип;

Сбор за государственную  регистрацию морских, речных и маломерных судов;

Сбор за государственную  регистрацию гражданских воздушных  судов;

Сбор за государственную  регистрацию лекарственных средств;

Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

Сбор за государственную  регистрацию индивидуальных предпринимателей;

Сбор с аукционов;

Гербовый сбор;

Лицензионный сбор;

Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного  спектра телевизионным радиовещательным организациям;

 

Платы:

Плата за пользование  земельными участками;

Плата за пользование  водными ресурсами поверхностных  источников;

Плата за загрязнение  окружающей среды;

Плата за пользование  животным миром;

Плата за лесные пользования;

Плата за использование  особо охраняемых природных территорий;

Плата за использование  радиочастотного спектра;

Плата за пользование  судоходными водными путями;

Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы;

 

Государственная пошлина:

Государственная пошлина  с подаваемых в суд исковых  заявлений, заявлений (жалоб) по делам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судом копий (дубликатов) документов;

Государственная пошлина  за совершение нотариальных действий, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов;

Государственная пошлина  за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам  повторных свидетельств о регистрации  актов гражданского состояния и  свидетельств в связи с изменением дополнением и восстановлением  записей актов гражданского состояния;

Государственная пошлина  за оформление документов на право  выезда за границу и приглашение  в Республику Казахстан лиц из других государств, а также за внесение изменений в эти документы;

Государственная пошлина  за выдачу визы к паспортам иностранцев или заменяющим им документам на право выезда в Республику Казахстан;

Государственная пошлина  за оформление документов о приобретение гражданство Республики Казахстан, восстановление гражданство Республики Казахстан и прекращение гражданство  Республики Казахстан;

Государственная пошлина  за регистрацию местожительства  Государственная пошлина за выдачу разрешений на право охоты;

Государственная пошлина  за выдачу паспортов и удостоверений  личности граждан Республики Казахстан;

Государственная пошлина за выдачу разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз из Республики Казахстан оружия и патронов к нему;

Государственная пошлина  за регистрацию и перерегистрацию  гражданского оружия (за исключением холодного охотничьего, пневматического и газовых аэрозольных устройств).

 

Таможенные платежи:

Таможенная пошлина;

Таможенные сборы;

Платы;

Сборы.

 

Глава 3. Об утверждении  Правил разработки среднесрочной фискальной политики

 

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 677, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2006 года № 909

 

3.1 Правила разработки  среднесрочной фискальной политики

 

Общие положения

1. Настоящие Правила  разработаны в соответствии с  Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года и определяют порядок разработки среднесрочной фискальной политики Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы и районов (городов областного значения).

2. Среднесрочная фискальная  политика представляет собой  документ, определяющий налогово-бюджетную  политику на предстоящий трехлетний  период, в том числе: 

· прогнозные показатели государственного, республиканского и местных бюджетов; исключен;

· приоритетные направления  расходования бюджетных средств  с учетом установленных приоритетов  стратегического, социально-экономического развития республики или региона  на среднесрочный период; исключен;

· направления развития межбюджетных отношений; политику в  сфере государственного и гарантированного государством заимствования и долга; исключен;

· возможные фискальные риски.

3. Среднесрочная фискальная  политика Правительства Республики Казахстан разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию (далее - центральный уполномоченный орган).

4. Среднесрочная фискальная  политика местного исполнительного  органа разрабатывается местным  уполномоченным органом по бюджетному планированию области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) (далее - местный уполномоченный орган).

5. Среднесрочная фискальная  политика разрабатывается с учетом  ежегодных посланий Президента  Республики Казахстан народу Казахстана на основе:

· Бюджетного кодекса Республики Казахстан;

· Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);

· программы Правительства  Республики Казахстан;

· стратегических и среднесрочного планов социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;

· государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ;

· среднесрочной фискальной политики, утвержденной в истекшем финансовом году;

· анализа исполнения бюджета за истекший финансовый год, оценки программ с ежегодной корректировкой ее основных направлений, оценки разработки и реализации бюджетных программ.

6. Среднесрочная фискальная  политика разрабатывается ежегодно  на трехлетний период на скользящей  основе, предполагающей продление планируемого периода на один год. В среднесрочную фискальную политику могут вноситься изменения и дополнения в случаях, если корректируются ее основные направления при разработке или уточнении бюджета.

7. Информационно-статистические материалы, необходимые для разработки среднесрочной фискальной политики, представляются в центральный и местный уполномоченные органы государственными органами, организациями и предприятиями в установленном законодательством порядке.

 

3.2 Структура среднесрочной фискальной политики

 

1. Среднесрочная фискальная  политика состоит из следующих  основных разделов:

1)социально-экономическое  положение; 

2) цели и задачи  фискальной политики;

3) политика доходов; 

4) политика расходов;

5) бюджетное кредитование;

6) исключен;

7) межбюджетные отношения; 

8) управление государственным  и гарантированным государством  заимствованием и долгом.

2. Раздел "Социально-экономическое  положение" должен содержать  краткий анализ социально-экономического  развития Республики Казахстан или региона в прошедшем периоде, основные направления и прогноз основных показателей социально-экономического развития Республики Казахстан или региона на планируемый период.

3. Цели среднесрочной  фискальной политики формируются,  исходя из стратегических и среднесрочных планов социально-экономического развития страны.

Задачи определяют пути достижения поставленных целей наиболее эффективными методами.

4. Политика доходов  должна содержать цели и задачи  политики формирования доходов  бюджета и Национального фонда Республики Казахстан в среднесрочном периоде, а также меры, стабилизирующие поступления доходов, направленные на достижение справедливого возможного уровня налоговой нагрузки, позволяющие реализовать цели экономической политики государства.

5. Политика расходов должна содержать цели и задачи бюджетной политики в части расходов бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, приоритетные направления расходов на трехлетний период, отражающие выполнение функций государства и реализацию государственной политики в республике или по отраслям (секторам) экономики, направления политики Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа в части приобретения и продажи финансовых активов государства.

Информация о работе Фискальная политика в Республике Казахстан