Фискальная политика в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Содержание

Содержание

Глава 1. Понятие, типы и цели фискальной политики
1.1. Понятие фискальной политики
1.2. Дискреционная фискальная политика
1.3. Автоматическая фискальная политика

Глава 2. Налоговая политика один из инструментов фискальной политики
2.1. Налоговая политика
2.2. Стратегия и тактика налоговой политики
2.3 Налоговая система в Республике Казахстан

Глава 3. Об утверждении Правил разработки среднесрочной фискальной политики
3.1 Правила разработки среднесрочной фискальной политики
3.2 Структура среднесрочной фискальной политики
3.3 Разработка и утверждение среднесрочной фискальной политики

Работа содержит 1 файл

Реферат по финансам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Реферат по финансам

Фискальная  политика РК.

 

Содержание 

 

Глава 1. Понятие, типы и  цели фискальной политики

1.1. Понятие фискальной  политики 

1.2. Дискреционная фискальная  политика 

1.3. Автоматическая фискальная  политика 

 

Глава 2. Налоговая политика один из инструментов фискальной политики

2.1. Налоговая политика

2.2. Стратегия и тактика  налоговой политики

2.3 Налоговая система  в Республике Казахстан

 

Глава 3. Об утверждении  Правил разработки среднесрочной фискальной политики

3.1 Правила разработки  среднесрочной фискальной политики

3.2 Структура среднесрочной  фискальной политики

3.3 Разработка и утверждение  среднесрочной фискальной политики

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, типы и цели фискальной политики

 

    1. Понятие фискальной политики

 

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования  экономики посредством изменений  государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы  являются основными инструментами  фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных  мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших  задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно- технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Доля государственного сектора в расходах на товары и  услуги весьма велика, государство  выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство  обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

В условиях нормального  экономического развития правительство  должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы  включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы  позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых  ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

Сознательное манипулирование  налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная политика

ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически

Процесс ускоренного  развития экономики сопряжен с созданием  стимулирующих условий для функционирования предприятий и организаций. В  определенной степени это связано  с совершенствованием налогового режима.

Переход от политики выживания  к стратегии устойчиво высоких  темпов экономического развития требует  совершенствования механизмов регулирования  процесса перераспределения получаемого  дохода между государством, населением и предприятиями. Актуальность решения этой проблемы состоит в том, что основу экономического роста составляют отрасли, занятые добычей и первичной переработкой сырья. Продукция этих отраслей занимает более 70% объема промышленного производства и экспорта страны.

 

Цели фискальной политики:

§ Сглаживание колебаний  экономического цикла;

§ Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции;

§ Стабилизация темпов экономического роста;

 

Типы фискальной политики;

1. Дискреционная;

2. Автоматическая.

 

    1. Дискреционная фискальная политика

 

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения  и государственных расходов с  целью воздействовать на реальный объем  национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Эффективная дискреционная  фискальная политика предполагает грамотную  диагностику происходящих экономических  процессов, на основе которой правительство  настраивает свои рычаги: налоги и  государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.

Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.

Эффект от принятия новой  фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств  в развитие производства окупаются  по истечении достаточно большого срока времени.

Отмеченные запаздывания, временные лаги, между периодом возникновения  потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

В период спада стимулирующая  дискреционная фискальная политика складывается из:

1) Увеличение государственных расходов;

2) Снижение налогов;

3) Сочетание роста  государственных расходов со  снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции вызванной избыточным спросом дискреционная фискальная политика складывается из:

1) Уменьшения государственных  расходов

2) Увеличение налогов

3) Сочетание, сокращение  госрасходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

 

    1. Автоматическая фискальная политика

 

На практике уровень  государственных расходов, налоговых  поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

1. Изменения налоговых  поступлений. Сумма налогов зависит  от величины доходов населения  и предприятий. В период спада  производства доходы начнут уменьшаться,  что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие  оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

2. Системы пособий  по безработице и социальные  выплаты. Они также оказывают  автоматическое антициклическое  воздействие. Так, увеличение  уровня занятости ведет к росту  налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы  смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать  выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство  не дискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она  только помогает сглаживать циклические  колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна не дискреционная политика.

Политика встроенных стабилизаторов или автоматическая фискальная политика, под ней понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизатором относятся:

1) Изменение налоговых  поступлений сумма налогов зависит  от величины доходов и в период активного роста ВВП налогового поступления автоматически возрастают, что обеспечивают снижение покупательной способности и сдерживания экономического роста.

Система пособий по безработице  и различных соц.выплат, программы  по поддержанию малоимущих слоев населения.

 

Глава 2. Налоговая политика один из инструментов фискальной политики

 

2.1 Налоговая политика

 

Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Информация о работе Фискальная политика в Республике Казахстан