Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель работы изучить финансы в системе рыночных отношений. Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:
-раскрыть сущность финансов;
- выделить основные функции финансов;
- выделить основные теории финансов;
- определить этапы развития финансов в СССР и России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 ФИНАНСЫ: ИХ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ……………………………………....4
1.1Необходимость и сущность финансов ………………………………….…….4
1.2Функции финансов……………………………………………………………...7
2 ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ ……………………………………...……..12
2.1Роль современной теории финансов в теоретической экономике……….....12
2.2Классическая теория финансов……………………………………………….13
2.3Неоклассическая теория финансов…………………………………………...17
2.4 Этапы развития финансов в СССР и России ……………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...27
-межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, внебюджетных фондов, финансового рынка и страхования.
-межотраслевое, осуществляется через финансовой рынок, бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.
-внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий
-внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях
-между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхования.
-между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхования
-между социальными группами, имеющими различный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.
-межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.
Распределение финансовых ресурсов осуществляется в два этапа:
1.первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]) До формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства
2.вторичное распределение (перераспределение) – которое государство проводит путем взимания различных налоговых отчислений и сборов. Средства несколько раз переходят от одного собственника к другому, и в результате формируется три фонда: возмещения, накопления, потребления.
Таким
образом распределительная
Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.[13]
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов: Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и т.д.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.[16]
Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.[16]
В
условиях рыночных отношений финансы
должны выполнять стабилизационную функцию.
Ее содержание заключается в том, чтобы
обеспечить для всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильные условия в экономических
и социальных отношениях. Особое значение
при этом имеет вопрос о стабильности
финансового законодательства, поскольку
без этого невозможно осуществление инвестиционной
политики в производственную сферу со
стороны частных инвесторов. Достижение
стабилизации рассматривается Правительством
РФ как необходимое условие для перехода
рыночной экономики к социально ориентированному
экономическому росту.
2 ЭВОЛЮЦИЯ
ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
2.1
Роль современной теории
Француза
Башелье считают
В
20 веке теория финансов получила существенное
развитие – это, во-первых , теория корпоративных
финансов , во-вторых, теория инвестиций,
или инвестиционный анализ. Многие
современные авторы вообще под теорией
финансо понимают науку о закономерностях
функционирования финансовых рынков и
оценке ценных бумаг. Таким образом,
если до 19 века теория финансов развивалась
как теория государственных финансов,
то в 20 веке она стала теорией
рынков капитала. Удивительно, что Парижская
и Амстердамская биржи
Не
будет преувеличением сказать, что
большинство заметных достижений в
области теоретической
В чем причина роста значимости теории финансов в экономике? Это связано с двумя тенденциями. Первая тенденция – математизация экономики, т.е стремление к описанию ее законов в модельной форме требует точного определения ее параметров (а они, как правило, имеют стоимостную денежную форму). Вторая тенденция – использование результатов теоретической экономике в практике, т.е в экономической политике и в управлении экономическими процессами (бизнес – администрирование ), что требует детальнейшего изучения и модельного описания денежных потоков и рисков применения моделей (точности предсказаний).
2.2. Классическая теория финансов
Можно
выделить две крупные стадии, характерные
для становления и развития науки
о финансах. Первая, начавшаяся во времена
Римской империи и
Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории – в доминанте финансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).
Ввиду исключительной продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792 - 1870) выделил три периода в ее развитии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный (рациональный) период.[13]
Период ненаучного состояния был самым продолжительным – историки финансовой науки относят начало этого периода ко времени Древней Греции и Рима. В те годы господствовал патриархальный взгляд, согласно которому государство рассматривалось в части аккумулирования средств на общественные нужды как обыкновенное частное лицо. Доходы государства складывались из нескольких источников, основным из которых была плата за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями и т.п. Направления расходования государственных средств также не отличались большим разнообразием. В то время не было нужды в сложной финансовой системе, так как виды и направления государственных расходов были весьма немногочисленными.
В
средние века каких – либо значимых
систематических разработок по финансовой
тематике все еще не было, тем
не менее именно конец средневековья
рассматривается многими учеными как
начало второго периода развития финансовой
науки – перехода к научной
Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными; более того, по мнению известного петербургского ученого А. И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки. Так, вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Д. Карафа (? - 1487), Н. Макиавелли (1480 - 1540), Дж. Ботеро (1540 - 1617) и другие.[13]
Это
были годы раннего меркантилизма, открывшего
эпоху первоначального
Труды итальянских ученых дали толчок к появлению подобных работ и в других странах. Впервые определенную систематизацию финансов выполнил французский ученый Ж. Боден (1530 - 1596), выделивший семь основных источников государственных доходов: домены, воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с воза и вывоза, налоги с поданных. Английский философ и экономист Т. Гоббс (1588 - 1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения, У. Петти (1623 - 1687) разрабатывал идею о стимулировании развития хозяйственной жизни путем разумной налоговой политики, Дж. Локк (1632 - 1704) предлагал заменить все налоги одним – поземельным.
Несмотря
на бурное развитие способов и методов
пополнения государственной казны,
имевшее место к началу XVII века
во многих феодальных государственных,
наука о финансах еще не стала
общепризнанной. Более того, один из
величайших мыслителей того периода, Н.
Макиавелли, выражая сомнение в самой
возможности существования
Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.[4]
XVIII
век вообще считается