Финансы социальной сферы и особенности их организации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика – это система мер (действий, мероприятий), осуществляемая ее субъектами (органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленная на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования
1.1. Сущность социальной политики и ее инструменты………………………5
1.2. Источники финансирования социальной политики РФ…………………10
1.3. Нормативные документы, регламентирующие порядок
финансирования социальной сферы ……………………………………………..13
Глава 2. Анализ финансирования и реализация социальной политики
2.1. Оценка финансирования социальной политики в
Нижегородской области…………………………………………………………..19
2.2. Анализ реализации социальной политики на 2012 год…………………….22
Глава 3. Пути оптимизации финансирования социальной политики
3.1. Недостатки существующей системы социальной защиты,
пути их минимизации…………………………………………………………….26
3.2. Оптимизация расходной бюджетной политики государства
в социальной сфере………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………...34
Список литературы………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

на сдачу2.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 в ред. от 28.12.2007 № 935 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи»

Правила финансового  обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

 Вопросы социальной  защиты, включая социальное обеспечение,  на основании пункта «ж» части  1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих социальные права и свободы человека и гражданина. Воплощение в жизнь данных конституционных принципов - основная конституционная обязанность государства.

Особенностью правового  регулирования социальной защиты являются ее динамизм и изменяемость. Объясняется это тем, что российская система социальной защиты в последние годы реформируется. Реформа направлена на приближение России к международным стандартам в социальной сфере, на повышение эффективности и результативности самой защиты, а также на обеспечение финансовой основы для государственной социальной поддержки. Развитие отдельных частей социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом - создаются, обусловленные новыми экономическими и социальными новеллами. Вместе с тем, складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов.

Современные тенденции  государственно-правового развития показывают, что, взяв курс на построение социального государства, Российская Федерация в качестве основных стратегических задач ставит усиление социальной защищенности граждан путем повышения благосостояния граждан, эффективное использование мер адресной социальной поддержки, увеличение занятости, реализацию социальных гарантий отдельным категориям граждан.

В системе социально-правовой защиты населения можно выделить:

общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные с процессом и механизмом правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты. Важнейшее место в общей части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства;

особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения.

В последние годы одним из направлений  законотворческой деятельности стала  формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.).

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансирования и реализация социальной политики.

    1. Оценка финансирования социальной политики в Нижегородской области.

В РФ: Размер расходов федерального бюджета на социальную политику в 2012 году 3,93 трлн. руб., что на 25,6% больше, чем в предыдущем году. Ожидается, что в 2013 году эти расходы составят 3,9 трлн. руб., в 2014 году — 4,01 трлн. руб. Кроме того, к социальным можно отнести траты на образование (614,8 млрд. руб. в 2012 году, рост на 11,1% к предыдущему году) и здравоохранение (554,7 млрд. руб. и 11% соответственно). Только расходы на выплату пособий и социальную помощь в 2010 году, по информации Росстата, составили около 1,5 трлн. руб. На конец 2011 года в стране действовали 6,3 тыс. больничных учреждений (1,35 млн. коек) и 16,3 тыс. поликлиник. В стране работают 45 тыс. государственных дошкольных образовательных учреждений; 46,5 тыс. государственных общеобразовательных учреждений; 2,7 тыс. учреждений среднего профессионального образования и 634 государственных вуза.

25 сентября 2012 года Губернатор  Нижегородской области Валерий  Шанцев провел заседание Правительства  Нижегородской области. Основной  темой обсуждения стал проект  закона «Об областном бюджете  на 2013 год». В своем докладе министр  финансов Нижегородской области Ольга Сулима озвучила следующие параметры бюджета-2013: доходы составят 92,6 миллиарда рублей, то есть 113% к первоначальному бюджету на 2012 год (без учета целевых федеральных средств), расходы предусмотрены в сумме 99,3 миллиарда рублей, что составляет 106% к бюджету 2012 года. Дефицит бюджета прогнозируется в размере 6,7 млрд. рублей (62% к уровню 2012 года).

«Бюджет, как и в  предыдущие годы, сохранит традиционную социальную направленность, - подчеркнул Губернатор в интервью журналистам. - На все отрасли социальной сферы будет потрачено 64% доходов. Мы сохраним все социальные выплаты, часть из них проиндексируем. Будут строиться новые детсады, поликлиники, школы. Я поставил задачу вводить не менее трех физкультурно-оздоровительных комплексов ежегодно. На очереди у нас Ардатовский, Княгининский и Кстовский районы».

«Львиная доля средств  пойдет на повышение заработной платы  практически всем работникам социальной сферы», - продолжила Ольга Сулима. По словам министра, зарплаты учителей с 1 сентября 2013 года вырастут на 29,7%; педагогических работников дошкольных учреждений - с 1 июня 2013 года на 15% и с 1 октября 2013 года на 60,3%; врачам, социальным работникам, преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального обучения и научным работникам поднимут заработную плату с 1 октября 2013 года на 15%; преподавателям и мастерам производственного обучения учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, работникам культуры, младшему и среднему медицинскому персоналу, биологам и химикам медицинских учреждений - с 1 октября 2013 года на 10%.

Проект бюджета области  на 2013 год был в целом одобрен  и отправлен на доработку. В Законодательное  собрание региона его передадут  до 15 октября 2012 года.

Кроме того, Правительство Нижегородской области одобрило среднесрочный финансовый план региона до 2015 года. Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в соответствии с этим документом запланированы в объеме 123 миллиардов рублей - на 2013 год, 136 миллиардов рублей - на 2014 год и 151 миллиард рублей – на 2015 год.

Удельный вес государственного долга, по словам министра финансов региона, будет последовательно снижаться. В 2013 году составит 59% от общего объема доходов бюджета (97% к прогнозируемому уровню на конец 2012 года), в 2014 году - 58% (95% к прогнозируемому уровню на конец 2012 года), в 2015 году - 53,6% (88% к прогнозируемому уровню на конец 2012 года). 

Справка. Налоговые и  неналоговые доходы областного бюджета  спрогнозированы в сумме 91,8 миллиардов рублей, что составляет 115% к первоначальному бюджету 2012 года. Безвозмездные поступления из федерального бюджета (без учета целевых федеральных средств) составляют 791 миллион рублей.

В соответствии с Уставом  области выдержана социальная направленность бюджета, расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная политика, физкультура и спорт) с учетом расходов, предусмотренных на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, составляют 63,8 млрд. рублей (64% в общих расходах).

Наибольший объем расходов областного бюджета на 2013 год составляют расходы по следующим разделам:

- социальная политика – 22,9%;

- образование – 18,7%;

- здравоохранение – 17,3%;

- национальная экономика – 15,2%.

В составе областного бюджета сформирован дорожный фонд в объеме 9,9 млрд. рублей, в том  числе 8,4 млрд. рублей будут направлены на реализацию программы "Совершенствование  транспортной инфраструктуры области".

В 2013 году за счет средств  областного бюджета планируется финансирование 35 областных целевых программы на общую сумму 19,4 млрд. рублей, что составляет 20% в общих расходах бюджета.

 

 

 

 

   

 

 

 2.2.Анализ реализация социальной политики на 2012 год.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика» характеризуются следующими данными:

Таблица 1. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика»

       

млн. рублей

Наименование

2012 год

2013 год

в % к предыдущему году

     

2011

2012

2013

Социальная политика

3185 792,3

3437 459,6

88,7

108,3

107,9

Пенсионное обеспечение

2281 392,8

2491 222,7

85,4

108,9

109,2

Социальное обслуживание населения

13 230,1

13 230,1

104,6

101,0

100,0

Социальное обеспечение  населения

744 057,2

774 638,1

94,0

106,8

104,1

Охрана семьи и детства

141 678,6

153 219,3

123,2

109,3

108,1

Прикладные научные  исследования в области социальной политики

147,3

147,3

107,6

101,8

100,0

Другие вопросы в  области социальной политики

5 286,3

5 002,1

195,4

92,5

94,6


 

Подраздел «Пенсионное обеспечение».

В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены  бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения в 2012 году – 279 197,6 млн. рублей, в 2013 году – 282 673,8 млн. рублей, в том числе публичные нормативные обязательства в 2012 году – 267 303,6 млн. рублей, в 2013 году – 270 775,8 млн. рублей ;

По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2012 году – 2 002 195,2 млн. рублей, в 2013 году – 2 208 548,9 млн. рублей.

Принимаемые меры позволят обеспечить дальнейшее повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом уже проведенных преобразований нового этапа реформирования пенсионной системы, направленных на ликвидацию бедности среди пенсионеров.

Объем бюджетных ассигнований на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и инвалидам вследствие военной травмы, учитывающий тенденцию к сокращению в связи с убывающим контингентом его получателей, определен в 2012 году – 9 063,3 млн. рублей (90,3%)%, в 2013 году – 8 690,4 млн. рублей (95,9%).

Подраздел «Охрана семьи  и детства».

В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены  бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения в 2012 году – 2 765,7 млн. рублей, в 2013 году – 2 917,9 млн. рублей на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий.

По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в сумме в 2012 году – 138 912,9 млн. рублей, в 2013 году – 150 301,5 млн. рублей, которые предоставляются на:

– софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2011–2013 годах в сумме 6 222,9 млн. рублей ежегодно, что более чем в 5,5 раза превышает объем субсидии, предусмотренный на 2010 год. Увеличение указанного объема обусловлено необходимостью оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации с целью недопущения роста их задолженности по выполнению обязательств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

– предоставление материнского (семейного) капитала в 2012 году – 132 690,0 млн. рублей, в 2013 году-144 078,6 млн. рублей. Увеличение бюджетных ассигнований обусловлено увеличением размера материнского (семейного) капитала и численности получателей.

Подраздел «Другие вопросы  в области социальной политики»

Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России