Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы курсовой работы обусловлена тем, что хозяйственная система страны структурно представляет собой сложное явление – она функционирует как смешанная экономика, в рамках которой наряду с бизнес-сектором, ориентированным на получение прибыли, существуют и другие секторы экономики, деятельность которых направлена на достижение общественного благосостояния. Помимо государственного к ним относится и быстрорастущий некоммерческий сектор,
Введение……………………………………………………………….3
1. Теоретические основы финансов организаций, осуществля
ющих некоммерческую деятельность
1.1. Понятие, сущность и основные организационно-
правовые формы некоммерчески организаций…………………………………………..6
1.2. Особенности финансов некоммерческих организаций…….13
2. Оценка деятельности негосударственного пенсионного фонда
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности негосударственного пенсионного фонда Сберегательного банка за 2008 год…22
2.2. Предложения развития и успешного функционирования негосударственных пенсионных фондов…..27
Заключение………………33
Список использованной литературы……….35
Приложение……….37
Динамику основных показателей можно проследить из следующих данных (таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1
Динамика основных показателей НПФ Сбербанка за период 1999-2008 гг.
Год деятельности | Сумма пенсионных резервов, млн.руб. | Сумма пенсионных взносов, млн.руб. | Выплачено пенсий, млн.руб. | Кол-во действующих договоров, шт. | В том числе с юридич. лицами, шт. | Кол-во участников, чел. | Доходность по пенсионным счетам, % годовых |
1999
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 |
46,9
86,98 147,5 235,4 301,56 410,9 568,31 788,75 1031,94 1399,02 |
26,2
36,6 45,9 44,56 50,28 68,71 95,08 140,76 149,38 232,93 |
0,12
1 5,1 6,12 8,72 9,3 11,5 16,3 16,6 23,62 |
53594
61497 59642 57931 61412 67570 70976 74055 73844 75709 |
163
227 284 343 425 462 510 531 543 566 |
54402
63117 61158 137098 141971 153059 159639 164770 165316 169283 |
22,03
14,56 30,23 22,92 18,7 20,05 17,15 14,10 15,07 15,38 |
Размещение пенсионных резервов, сформированных Фондом, в 2008 году осуществлялось в соответствии с действующими нормативными документами и Планом размещения пенсионных резервов, утвержденным Советом НПФ Сбербанка. В 2008 году Фонд размещал пенсионные резервы самостоятельно в размере (средневзвешенный удельный вес за год) 16,59% от размещенных пенсионных резервов, а также через ООО "УК КапиталЪ" - 33,03%, ЗАО "ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент" - 19,63%, ЗАО "Регион Эссет менеджмент" - 11,23%, ЗАО "ОФГ- Инвест" - 19,51%.
Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов в 2008 году составил 225,5 млн. рублей
На 01.01.2008 в Фонде сформировано имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, в размере 32275 тыс. рублей, в том числе: 30000 тыс. рублей - совокупный вклад учредителя.
По состоянию на 01.01.2009 размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, соответствует нормативным требованиям законодательства и составляет 39 482 тыс. руб., в том числе: 30 000 тыс. руб. - совокупный вклад учредителя.
Направления размещения имеющихся пенсионных резервов представлены в следующих данных (таблица 2.1.2).
Таблица 2.1.2
Структура направлений размещения пенсионных резервов по состоянию на 01.01.2009г.(%)
Федеральные государственные ценные бумаги | Акции и облигации предприятий и организаций | Векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги | Банковские вклады | Паи паевых инвестиционных фондов | Денежные средства на счетах Фонда, у управляющей компании | Ценные бумаги субьектов РФ и органов местного самоуправления |
8 | 49 | 1 | 6 | 2 | 4 | 30 |
Баланс НПФ Сбербанка представлен в следующей таблице (таблица 2.1.3)
Таблица 2.1.3
Баланс на 1 января 2009 года (тыс. руб.).
Актив | Пассив | ||||
Статьи | 01.01.08 | 01.01.09 | Статьи | 01.01.08 | 01.01.09+- |
Внеоборотные активы | 1934 | 1924 | Целевое финансирование и резервы | 32292 | 39482 |
Долгосрочные финансовые вложения | 745802 | 1321358 | |||
Краткосрочные финансовые вложения | 245505 | 15431 | Пенсионные резервы | 1031941 | 1399018 |
Денежные средства | 32230 | 45500 | |||
Оборотные активы | 44869 | 63743 | Прочие обязательства | 6107 | 9456 |
БАЛАНС | 1070340 | 1447956 | БАЛАНС | 1070340 | 1447956 |
Достоверность бухгалтерской отчетности НПФ Сбербанка по состоянию на 1 января 2009 года подтверждена аудиторским заключением ЗАО "Аудиторская фирма "Скарабей" (Лицензия № Е 005160 на осуществление аудиторской деятельности (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 октября 2003 года №321) (www.npfsberbanka.ru)
Таким
образом, результаты анализа финансово-хозяйственной
деятельности НПФ Сбербанка за 2008 год
свидетельствуют о финансовой устойчивости
Фонда и выполнении им обязательств перед
его участниками в соответствии с законодательством.
2.2.
Предложения развития и успешного функционирования
негосударственных пенсионных фондов
Развитие всей системы негосударственного пенсионного страхования сдерживается рядом негативных факторов. Рынок пенсионных резервов отличается высокой концентрацией и неравномерностью распределения по регионам. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению охватывает сотрудников крупных компаний, а прочие наемные работники, занятые на предприятиях среднего и малого бизнеса, не имеют доступа к дополнительному пенсионному обеспечению. Неясность с налогообложением средств пенсионных накоплений ведет к недоверию населения к деятельности НПФ. Отсутствует четкая законодательная база по профессиональному пенсионному страхованию.
В связи с этим очевидна актуальность разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности НПФ, следует определить приоритеты в повышении эффективности деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию в рамках накопительной части трудовой пенсии, которые связаны, в том числе, с повышением доверия населения к деятельности негосударственных пенсионных фондов и системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Устойчивая
деятельность НПФ обуславливается
объемом финансовых ресурсов, поступающих
в систему негосударственного пенсионного
обеспечения, и тем, каким образом
эти ресурсы распределяются по источникам
поступления и между
Основные
факторы, обеспечивающие успешное функционирование
системы НПФ, - это повышение
1. Создание экономических стимулов для развития негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающих:
а) благоприятный налоговый режим, стимулирующий работодателей, работников и самозанятое население к уплате взносов на формирование пенсионных сбережений и означающий:
- для работодателей - исключение из налогооблагаемой базы по ЕСН взносов, вносимых работодателем в негосударственный пенсионный фонд, исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль пенсионных взносов, отражаемых на солидарных пенсионных счетах, а также пенсионных взносов, уплачиваемых в пользу лиц, не являющихся работниками предприятия;
- для работников - облегчение получения социального налогового вычета по взносам, вносимым в негосударственный пенсионный фонд, увеличение размера стандартного налогового вычета, предоставляемого при выплате негосударственной пенсии, сформированной за счет пенсионных взносов предприятий в пользу работников;
- для негосударственных пенсионных фондов - полная отмена налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов, освобождение от налогообложения имущества, приобретенного за счет пенсионных резервов и пенсионных накоплений (налог на имущество).
Следует
подчеркнуть, что предлагаемые меры
по совершенствованию
б) рациональное использование инвестиционного потенциала негосударственных пенсионных фондов, которое предполагает как совершенствование регулирования инвестиционного процесса, так и расширение допустимого для инвестирования набора инструментов.
Дальнейшее
совершенствование
При этом фондам, которые удовлетворяют определенным стандартам, разработанным регулирующими государственными органами, необходимо предоставить право самостоятельного инвестирования своих активов на финансовых рынках. Это повысит прозрачность пенсионной системы и, соответственно, будет способствовать повышению доверия к их деятельности.
Такая
постановка возможна как в связи
с ростом квалификации специалистов
негосударственных пенсионных фондов
и управляющих компаний, так и
в связи с приданием
Размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений требуют от НПФ равной ответственности за их сохранность и преумножение. Представляется целесообразным обеспечить единый подход к инвестированию пенсионных активов независимо от их происхождения.
Одновременно с совершенствованием регулирования инвестиционного процесса необходимо (соответствующие предложения внесены) вести работу по расширению перечня доступных для инвестирования инструментов. Фонды должны иметь возможность приобретать активы не только тех эмитентов, которые "раскручены" на рынке, но и тех, которые, имея признанно высокий рейтинг надежности, по каким-либо причинам не выпускают свои активы в широкую продажу и поэтому не входят в котировальные листы высокого уровня. Необходима активная государственная поддержка акциям компаний, имеющих стратегическое значение для России (например, в виде предоставления гарантий со стороны государства либо региона России). Такой механизм с одной стороны позволил бы повысить финансовую устойчивость пенсионных фондов, а с другой - оказать поддержку тем компаниям, которые могут стать локомотивами российской экономики (предприятия в сфере высоких технологий, глубокой переработки сырья и т.д.).
Необходимо
также разработать условия
2. Повышение доверия населения к деятельности НПФ;
Повышения
доверия населения к
- введения обязательного страхования пенсионных накоплений граждан по типу обязательного страхования банковских вкладов;
- организации и функционирования объединенных гарантийных фондов, осуществляющих страхование накоплений граждан по негосударственному пенсионному обеспечению.