Финансы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику финансов населения:
1) источники денежных средств граждан;
2) налогообложение граждан;
3) финансовая защита граждан: страхование и пенсионные фонды

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность финансов населения
1.1 Понятие финансов населения
1.2 Значение финансов населения
1.3 Сущность финансов населения
2. Источники денежных средств граждан
2.1 Источники денежных средств
2.2 Формирование бюджета прожиточного минимума
3. Налогообложение граждан
3.1 Виды налогов для населения
3.2Основные налоги
4. Финансовая защита граждан
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 98.21 Кб (Скачать)

Для большинства людей  доходы от неформальной занятости являются вторичными. Прежде всего, это касается тех, кто работает неполную рабочую  неделю или находится в административных отпусках, тех, кто занят в отраслях с низким уровнем оплаты труда.

 

2.2 Формирование бюджета прожиточного  минимума

 

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным  законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. Федеральных  законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную  оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и  услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности, а также  обязательные платежи и сборы. Потребительская  корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов  Российской Федерации.

Таким образом, бюджет прожиточного минимума представляет собой самую "жесткую" разновидность минимального потребительского бюджета, рассчитанную на использование только в ограниченные сроки - период кризисного существования  экономики.

Указанный бюджет в отличие  от минимального потребительского бюджета, обеспечивающего удовлетворение основных материальных и духовных потребностей, ориентирован на физическое выживание  и сохранение здоровья людей. Однако сегодня именно бюджет прожиточного минимума служит основой для определения минимального размера заработной платы, расчета пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. Расчеты бюджета прожиточного минимума позволяют обосновать систему социальных гарантий для малообеспеченных и слабо защищенных слоев населения.

Назначение прожиточного минимума

Прожиточный минимум в  целом по Российской Федерации предназначается  для:

    • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
    • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
    • формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в  субъектах Российской Федерации  предназначается для:

    • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
    • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
    • формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Таблица №1

Величина  прожиточного минимума, рубль, Волгоградская  область, IV квартал20081

все население4301

трудоспособное  население4644

пенсионеры3469

дети4135


 

Соотношение среднего размера  начисленной заработной платы и  величины прожиточного минимума для  населения трудоспособного возраста составило в 2007 году 3,3 раза, а в 2008 году, по данным за первые три квартала - 3,4 раза.

 

Рисунок 2. Соотношение средней заработной платы с величиной прожиточного минимума и динамика реальной начисленной  заработной платы (1990=100), 1990-2008, %2

 

Таким образом, денежные доходы населения России формируются за счет заработной платы, выплаченной  наемным работникам, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, страховых  возмещений и прочих выплат), доходов  лиц, занятых предпринимательской  деятельностью, доходов от собственности  в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и других доходов. Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы: если ранее она обеспечивала более 80% совокупных денежных доходов, то в 1993-2006 годах - около 2/3 (рис.1). Доля социальных трансфертов в совокупных доходах повышалась до 15,2% в 2001-2002 годах, а затем вновь несколько снизилась - до 12% в 2006 году. Практически таков же вклад предпринимательских доходов, хотя в последние годы он снижался. Если в 1993-1995 и 2000 годах их удельный вес в совокупных денежных доходах населения составлял от 15 до 19%, то в 2007-2008 годы он снизился до 10%. В 2005-2006 годах до 10% возрастала доля доходов от собственности, в предшествующие годы игравших менее заметную роль - от 5% до 8%. Однако в 2007 и, особенно, в 2008 году она вновь снизилась. Предварительные данные за 2008 год показывают более высокий удельный вес в денежных доходах населения оплаты труда (68,5%) и социальных трансфертов (12,9%) за счет снижения удельного веса остальных источников их формирования, прежде всего - доходов от собственности, но впоследствии эти данные будут еще уточняться.

 

Рисунок 1. Состав денежных доходов  населения России, 1970-2008 годы, %3

 

 

3. Налогообложение граждан

 

3.1 Виды налогов для населения

 

Номинальные доходы населения  включают в себя, помимо чистых доходов  населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население  осуществляет через финансовую систему  в виде различного рода налогов и  сборов. Через аккумуляцию налоговых  платежей и сборов государство реализует  свое право на формирование части  своих ресурсов для осуществления  в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно  допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает  пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время  для высоких доходов устанавливаются  прогрессивно более высокие ставки налогов.

Налоги в России разделены  на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в  соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте налогового кодекса:

1. федеральные  (на уровне России);

2. региональные (на  уровне регионального органа  государственной власти);

3. местные (на  уровне органа местного самоуправления).

Федеральные налоги. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. 4 (Налоговый кодекс РФ (НК РФ) Глава 2).

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Настоящим Кодексом устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок  введения в действие и применения указанных специальных налоговых  режимов.

Региональные  налоги. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. (Налоговый кодекс РФ (НК РФ) Глава 2).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги и  сборы. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. (Налоговый кодекс РФ (НК РФ) Глава 2).

В соответствии со статьей 15 НК РФ местными налогами будут являться:

    • налог на имущество физических лиц,
    • земельный налог (порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле),

 

3.2Основные налоги

 

К основным видам налогов, взимаемых с населения относиться подоходный налог. Это - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего  исторического развития отечественной  и зарубежной экономики. Подоходный налог - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного  дохода юридических и физических лиц за вычетом документально  подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. 5 В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). НДФЛ в России равен 13% и отчисляется с каждой зарплаты сотрудника. НДФЛ включает в себя множество выплат, в том числе в пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.

Основным нормативным  актом, регулирующим взимание подоходного  налога с физических лиц является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В соответствии с этим законом налогоплательщиками  налога на доходы физических лиц (далее  в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. 6

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской  Федерации и (или) от источников  за пределами Российской Федерации  - для физических лиц, являющихся  налоговыми резидентами Российской  Федерации;

2) от источников в Российской  Федерации - для физических лиц,  не являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации. 7

При налогообложении учитывается  совокупный доход, полученный как в  денежной (национальной или иностранной  валюте), так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной  форме, учитываются в составе  совокупного годового дохода по государственным  регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

Доходы, полученные за пределами  Российской Федерации физическими  лицами, имеющими постоянное местожительство  в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению  в Российской Федерации.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны:

  • вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;
  • представлять в предусмотренных настоящим Законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;
  • предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;
  • своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.

Также к основным видам  налогов, взимаемых с населения  относиться Налог на имущество физических лиц. Он является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности  недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации. Согласно ст.15 НК данный налог относится к  местным налогам.

Налог на имущество физических лиц до сих пор не включен отдельной  главой в часть вторую НК РФ. Его  правовое регулирование осуществляется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах  на имущество физических лиц". Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и  по иным критериям. Ставки налога устанавливаются  в следующих пределах: до 300 тыс. рублей - до 0,1%; от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3%; свыше 500 рублей - от 0,3 до 2,0%. Плательщиками данного налога являются граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности  следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Главным  критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество. Налоговые льготы устанавливаются как федеральным законодательством (Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1), так и органами местного самоуправления.

Исчисление налога на имущество  физических лиц производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые  органы. Налог исчисляется на основании  данных об их инвентаризационной стоимости  по состоянию на 1 января каждого  года. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами  равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

"Финансовые известия" неоднократно писали о планах  Министерства финансов ввести  налог на недвижимость. Напомним, что сейчас в стране нет  налога на недвижимость. За пользование  своим приватизированным жильем  мы платим чисто символический  налог на имущество. Причем  оценивается оно исходя из  балансовой стоимости, которую  утверждает БТИ. Его оценка  отличается от рыночной стоимости  в десятки раз. Владелец стандартной  "однушки" сейчас платит 150-300 рублей в год за пользование  собственной квартирой. Если планы  Министерства финансов будут  реализованы, то счет пойдет  на сотни и тысячи, но уже  долларов. 8

Информация о работе Финансы населения