Финансы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в следующем: определить роль малого предпринимательства в развитии страны и возможности становления малых предприятий основным сектором экономики, провести анализ сложившейся в Российской Федерации системы государственной поддержки малого бизнеса, раскрыть отдельные, наиболее важные её элементы и в общих чертах определить направления, способствующие ускорению развития и повышению роли малых предпринимательских структур в решении социально-экономических проблем страны.

Содержание

I. Теоретическая часть
Введение
Финансы малого предпринимательства:
1.Сущность и критерии малого предпринимательства
2.Организация финансов малого предприятия
3.Способы государственной поддержки малого предпринимательства
4.Налогообложение малых предприятий
Заключение
II. Расчетная часть
III.Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Теория.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Если  не вдаваться в подробности, то сегодня  выделяют четыре основных направления  для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия, вынуждены уклоняться от налогов. В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

     Россия  должна жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы  общества, а не наоборот.

        Рассматривая систему элементов государственной поддержки малого предпринимательства, можно выделить субъективный и функциональный аспекты.

        Субъективный аспект – это федеральные органы поддержки малого предпринимательства и общественных организаций.

     Федеральные органы – это Президент РФ, Государственная  дума и Правительство. Они определяют и создают условия для реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства.

       Все основные положения функционирования и развития субъектов малого бизнеса отражаются в законах Российской Федерации, принимаемых Государственной Думой, указах Президента РФ и постановлениях Правительства; Государственная Дума утверждает на каждый календарный год разрабатываемый Правительством федеральный бюджет. В нём предусматриваются соответствующие средства на развитие малого предпринимательства.

         В 1995 г. Указом Президента РФ (от 6 июня 1995 г. №563) создан федеральный орган с широкими полномочиями в отношении малого бизнеса – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Его основные задачи:

  • разработка предложений и реализация политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства;
  • координация деятельности федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования малого предпринимательства;
  • Разработка и реализация совместно федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ федеральной программы развития малого предпринимательства;
  • Активизация органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ;
  • Разработка положений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий;
  • Обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки;
  • Совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов использованной власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства;
  • Разработка предложений по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;
  • Защита законных прав и интересов предпринимателей, учёт и обобщение мнений малых форм предпринимательства;
  • Взаимодействие с международными коммерческими и общественными организациями в области развития малого предпринимательства, координация этой работы в РФ и от её имени за рубежом;
  • Разработка проектов законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование и развитие предпринимательской деятельности;
  • Обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на развитие малого предпринимательства.

      В задачи Комитета входит также образование и обеспечение работы экспертного совета по рассмотрению всех проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых комитетом, а также вопросов развития малых предприятий.

          Анализ приведённых задач показывает, что их реализации достаточно для достижения цели системы государственной поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем в настоящее время Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства не обладает необходимыми правами и возможностями для выполнения поставленных перед ним задач.

          Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в определённой мере выступает и как инвестиционный орган. Он принимает долевое участие в капитале малых предприятий и объектов инфраструктуры предпринимательства, предоставляет гарантии и поручительства по кредитам, запрашиваемым субъектами Федерации на развитие малых предприятий, а также осуществляет финансирование региональных программ.

     В настоящее время для малого предпринимательства  России важным аспектом является создание общественной инфраструктуры, призванной обеспечить его социальный статус. В состав инфраструктуры входят объединения предпринимателей, функционирование в рамках различных организационно-правовых форм: «объединения», «ассоциации», «союзы».

          Представителей малого предпринимательства объединяют известные организации, имеющие достаточно высокий авторитет в предпринимательском сообществе. Это торгово-промышленные палаты во главе с Торгово-промышленной палатой РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства».

       Кроме того, есть ряд организаций инфраструктур поддержки малого предпринимательства. Среди них:

  • Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»;
  • Морозовский проект, включающий сеть учебно-деловых региональных центров;
  • Некоммерческое партнерство «Национальное сотрудничество бизнес-инкубаторов»;
  • Ассоциация «Технопарк».

     В состав общественной инфраструктуры входят организации, выражающие интересы отдельных групп населения (ассоциация женщин-предпринимателей России, Российский союз молодых предпринимателей), а также организации с основными задачами по социальной защите своих членов (Профессиональный союз работников средних и малых предприятий, Профессиональный союз работников малых и инновационных предприятий).

     Следует отметить также многочисленные объединения, действующие на региональных и муниципальных уровнях. Среди них Московская ассоциация малого бизнеса (Московская область), Союз товаропроизводителей (г. Екатеринбург), ассоциация строителей (Приморский край) и другие.

     Существуют  организации, осуществляющие поддержку  и пропаганду только идеи малого предпринимательства: Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация Крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов, лига кооператоров и предпринимателей России.

     Как видим, организаций много. Однако их вклад в развитие малого предпринимательства далеко не однозначен. Некоторые из них практически еще не сказали своего слова. Вместе с тем для всех них характерны общие проблемы и недостатки: малое количество членов, отсутствие навыков лоббирования, попытки дублирования профессиональных сервисных организаций.

     Задачи  общественных организаций по поддержке  малых предприятий обусловлены целями их создания и иерархическим уровнем.

          На федеральном уровне общественные организации занимаются координацией региональных отделений, лоббированием интересов региональных структур на федеральном уровне, а также представляют интересы малого предпринимательства в государственных органах управления.

       На региональном уровне задачи общественных организаций в большей мере связаны с защитой интересов предприятий-членов ассоциаций (союзов), представлением интересов малых предприятий на региональном уровне, оказанием сервисных услуг членов ассоциаций.

       Как правило, все общественные организации включают в свои задачи оказание услуг по подготовке кадров, консалтингу и информационному обеспечению. Однако. Необходимо отметить, что по качеству оказываемых услуг они уступают профессиональным организациям, работающим в этой сфере.

       Перейдём к раскрытию функционального аспекта системы элементов государственного регулирования малого предпринимательства.

       Функциональный аспект – это блоки системы государственной поддержки малого предпринимательства по направлениям регулирования: организационный, финансово-кредитный, инфраструктурный.

     Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется на всех уровнях законодательной и исполнительной власти на основе осуществления соответствующих мероприятий.

     На  федеральном уровне наиболее важными  и оказывающими реальное воздействие на поддержку малого предпринимательства являются следующие меры. Их четыре.

       Во-первых, учёт особенностей и потребностей малых предприятий при принятии законодательства по предпринимательству.

       Во-вторых, разработка и принятие законодательных актов по малому предпринимательству, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла.

       В-третьих, создание нормальных экономических условий формирования и развития организационно-технической и финансово-кредитной инфраструктуры малого предпринимательства.

       В-четвёртых, оказание малым предприятиям прямой на основе специальных программ организационно-финансовой помощи и косвенной помощи на основе льготных налоговых и кредитных режимов.

     На  региональном уровне от законодательных и исполнительных органов власти во многом зависит исполнение положений федеральных законов, а также они имеют право принятия собственных правовых актов, отражающих региональные особенности развития малого предпринимательства.

      Очень важно для эффективного развития малых предприятий участие местных органов власти. На этом уровне решаются вопросы регулирования земельных, арендных и других отношений, организация всех видов контроля, обеспечения, функционирования городского транспорта.

4. Налогообложение малых предприятий

     Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций  и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей предусматривается замена уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществлении предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. С момента перехода на упрощенную систему налогообложения проблемы бухгалтерского учета для соответствующих предприятий предельно упрощаются. Достаточно вести Книгу учета доходов и расходов по форме, и строго следовать изложенному в данном приказе порядку отражения в ней хозяйственных операций. Кроме этого, для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется общий для всех порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Предприятиям, для которых объектом налогообложения является совокупный доход, при его исчислении нужно четко руководствоваться установленным Законом перечнем затрат, вычитаемых из валовой выручки, который несколько конкретизирован в Порядке отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций. К таким затратам относятся:

      - Стоимость использованных в  процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров и топлива.

       Как и для всех прочих предприятий  и организаций, данная стоимость  формируется исходя из цен приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранении и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

      - Эксплуатационные расходы.

       К данным расходам относятся  расходы на содержание и эксплуатацию оборудования других рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

      - Расходы на текущий ремонт  оборудования и других рабочих мест, зданий, сооружений и помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности.

      - Затраты на аренду помещений,  используемых для производственной и коммерческой деятельности.

      - Затраты на аренду транспортных  средств.

       К транспортным средствам относятся  автомобили, суда, аппараты летательно-воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности.

      - Расходы на уплату процентов по кредитам банков в пределах

     учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3% .

      - Стоимость оказанных предприятию  услуг.

      - Суммы НДС, уплаченного поставщикам.

      - Суммы налога на приобретение  автотранспортных средств.

      - Суммы отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды.

      - Суммы уплаченных таможенных  платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

       Естественно, что по всем перечисленным  позициям суммы фактически произведенных  расходов должны быть подтверждены  соответствующими первичными документами. Никакие другие расходы отнесению на уменьшение налогооблагаемого дохода не подлежат. В частности, не вычитаются их налогооблагаемого дохода заработная плата, командировочные расходы, и амортизационные отчисления, для всех прочих предприятий относимые на себестоимость продукции (работ, услуг). Впредь до выпуска соответствующих разъяснений остается не понятным, что же понимается под оказанными предприятию услугами, стоимость которых вычитается из налогооблагаемого дохода, и относится ли сюда услуги по рекламе, обучению персонала и другие аналогичные расходы, обычно также относимые на себестоимость продукции.

Информация о работе Финансы малого предпринимательства