Финансы культуры и искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Работа содержит 1 файл

Финансы культуры и искусства.docx

— 96.11 Кб (Скачать)

Центральное место в системе  фундаментальных исследований занимают государственные академии наук. На них приходится более 80% бюджетных  ассигнований на фундаментальные исследования. Академический сектор науки —  это важнейший механизм развития и передачи из поколения в поколение интеллектуального и культурного потенциала нации. В настоящее время существует точка зрения об академической науке как о пережитке прошлого, ее противопоставляют другим структурам всего научного сообщества. Действительно, существуют неэффективные академические институты и «работают» неэффективные сотрудники, но это отнюдь не значит, что неэффективна вся система. Конечно, необходимо расширение конкурентной среды в научных организациях академического сектора науки, в том числе за счет оптимизации соотношения сметного, программно-целевого и конкурсного финансирования и совершенствования порядка замещения должностей.

До настоящего времени не урегулирован ряд конкретных вопросов, касающихся правового статуса организаций, подведомственных государственным  академиям наук, что постоянно  создает проблемы в их текущей  деятельности. Поскольку президиумы государственных академий наук создают  учреждения на базе федеральной собственности  и от лица Российской Федерации, постольку  они должны представлять собой разновидность  государственных учреждений (наряду с бюджетными и автономными учреждениями). Это предполагает внесение соответствующих  изменений в Гражданский и  Бюджетный кодексы РФ. Решение  этого вопроса, помимо прочего, откроет  путь к реализации принятого Правительством РФ решения о финансировании государственных  академий наук, в первую очередь  РАН, из федерального бюджета через  механизм субсидий.

Существенное влияние на выполнение фундаментальных исследований оказывают  федеральные бюджетные фонды  поддержки науки – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Являясь государственными структурами, РФФИ и РГНФ обеспечивают целевую адресную поддержку передовых ученых, независимо от того, к какому ведомству они относятся. Данные структуры, называемые грантодателями, сами определяют конкретные условия предоставления на безвозмездной и безвозвратной основах грантов. Оформляется предоставление гранта путем заключения грантового соглашения (договора). Гражданский кодекс РФ не предусматривает подобный вид обязательств, но никаких запретов на заключение таких договоров и положений по регулированию отношений между грантодателем и получателем грантов не установлено. С точки зрения гражданского законодательства к гранту наиболее близок договор пожертвования. Однако существует одно серьезное отличие между этими двумя видами правоотношений, которое показывает специфику грантов. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же касается гранта, то его характерная особенность — именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом соглашении, как правило, стороны фиксируют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализации проекта; порядок учета средств гранта, их использования и предоставления отчетности грантодателю; условия взаимодействия сторон в случае установления факта нецелевого использования выделенных средств и пр. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на полученные результаты деятельности грантополучателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантополучателем за счет средств гранта.

Ключевое условие ускоренного  развития фундаментального сектора  науки — увеличение его бюджетной  обеспеченности в расчете на одного научного работника. Текущий низкий уровень бюджетной обеспеченности является основной причиной еще относительно низкого уровня заработной платы, служит барьером на пути создания эффективных мотиваций для работников, препятствует нормальному обновлению материально-технической базы и, тем самым, принципиально сдерживает развитие фундаментальной науки. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности необходимо реализовать меры по двум базовым направлениям:

— увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку, как в абсолютном, так и в  относительном выражении в сочетании  с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и  научно-образовательными центрами;

— оптимизация численности персонала, занятого в фундаментальном секторе, на основе рационализации состава и  структуры организаций академической  науки и переаттестации их сотрудников. При этом должна быть учтена и в  максимальной степени использована возможность создания научными организациями  дополнительных ставок, финансируемых  за счет внебюджетных средств. «Бюджетные»  рабочие места должны предназначаться  персоналу, непосредственно занятому фундаментальными исследованиями, «внебюджетные» — работникам, осуществляющим инновационную  деятельность и ведущим прикладные разработки.

Одним из основных показателей, характеризующих научную и научно-техническую  деятельность и определяющих уровень  выделяемых на нее финансовых средств, является объем внутренних затрат на исследования и разработки. Этот показатель отражает затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами научных  организаций, включая текущие и  капитальные затраты. Россия и в  абсолютном, и в относительном  исчислении еще существенно отстает  по данному показателю от развитых стран.  

 

 

Напомним, что валовые  затраты на исследования и разработки – это выраженные в денежной форме  фактические расходы на их реализацию. В составе валовых затрат выделяются внутренние, связанные с выполнением исследований и разработок собственными силами, и внешние — на выполнение работ другими организациями по договорам. Внутренние затраты на исследования и разработки включают следующие позиции: 1) текущие затраты, в том числе на оплату труда, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования, включаемые в себестоимость, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых на стороне сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты; 2) капитальные затраты, в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр

В отечественной динамике внутренних затрат на исследования и  разработки c 1991 по 2008 г. можно выделить пять периодов:

1-й период (1991—1994) — их  значительное снижение по сравнению  с советским периодом. В 1991 г.  внутренние затраты на исследования  и разработки составили 66,9 % от  уровня 1990 г., а в 1994 г. они уже  не превышали 23%. Именно в этот  кризисный период началось отставание  России по данному показателю  от развитых стран.

2-й период (1995—1997) — рост  объемов внутренних затрат на  исследования и разработки. В  этот период внутренние затраты  на исследования и разработки  в постоянных ценах 1989 г. увеличились  с 2,45 млн руб. до 2,98 млн руб. и достигли 28% от уровня 1990 г.

3-й период (1999—2003) — стабильное  увеличение объемов внутренних  затрат на исследования и разработки  после их резкого падения в  1998 г. в связи с неблагоприятной  обстановкой и острым финансовым  кризисом в стране. В 1998 г. внутренние  затраты на исследования и  разработки в действующих ценах  составляли 25,1 млрд руб., что в постоянных ценах 1989 г. соответствовало 2,58 млн руб. (на 13,4% ниже, чем в предыдущем году).

В дальнейшем, до 2003 г., наблюдался рост внутренних затрат на исследования и разработки в постоянных ценах 1989 г. — с 2,58 млн руб. в 1998 г. до 4,79 млн руб. в 2003 г.; с 1998 по 2003 г. этот показатель вырос на 85,7%.

4-й период (2004—2005) — характеризовался  снижением внутренних затрат  на исследования и разработки. В 2005 г. они (в постоянных  ценах 1989 г.) сократились до 4,55 млн руб.

5-й период (2006—2008)— наблюдался  рост внутренних затрат на  исследования и разработки в  постоянных ценах 1989 г. до 8,5 млн руб. В действовавших ценах внутренние затраты в 2008 г. составили 431,07 млрд руб. по сравнению с 288,81 млрд руб. в 2006 г. Вместе с тем по отношению к ВВП внутренние затраты сначала увеличились с 1,07% в 2006 г. до 1,12% в 2007 г., а затем сократились до 1,03% в 2008 г., что можно объяснить кризисными явлениями в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансирование сферы  науки практически полностью  противоположно финансированию культуры. Наука практически полностью  финансируется из средств государственного бюджета, в то время как финансирование сферы культуры практически полностью осуществляется сферой самостоятельно.

Со стороны полезности, наука находится в более приоритетном положении нежели чем культура. Культура носит духовный характер, предназначены для воспитания человека, развлечения, досуга и т.п. Наука же несет себе прогресс. Экономика страны, так же, больше зависит от научной сферы, нежели от культурной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс [Текст] – М. :Омега-Л, 2013. – 240с. - ISBN 978-5-370-02966-0.
  2. Блохина Н.С. Реформирование межбюджетных отношении? в сфере культуры / Н.С. Блохина, Е.Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - No 6.
  3. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Л.С. Жаркова; Моск. гос. ун-т культуры. - М., 2004. - 86 с.
  4. Орешенков А. Государственная политика поддержки НИОКР в частном секторе // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - N? 6.
  5. Совет по науке и образованию [Эелктронный ресурс] - http://www.snto.ru
  6. Сувориков А. В. Основные результаты и проблемные вопросы развития в Российской Федерации национальной инновационной системы Инновации. 2009. - № 9.

Информация о работе Финансы культуры и искусства