Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:21, реферат
Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.
Центральное место в системе фундаментальных исследований занимают государственные академии наук. На них приходится более 80% бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования. Академический сектор науки — это важнейший механизм развития и передачи из поколения в поколение интеллектуального и культурного потенциала нации. В настоящее время существует точка зрения об академической науке как о пережитке прошлого, ее противопоставляют другим структурам всего научного сообщества. Действительно, существуют неэффективные академические институты и «работают» неэффективные сотрудники, но это отнюдь не значит, что неэффективна вся система. Конечно, необходимо расширение конкурентной среды в научных организациях академического сектора науки, в том числе за счет оптимизации соотношения сметного, программно-целевого и конкурсного финансирования и совершенствования порядка замещения должностей.
До настоящего времени не урегулирован ряд конкретных вопросов, касающихся правового статуса организаций, подведомственных государственным академиям наук, что постоянно создает проблемы в их текущей деятельности. Поскольку президиумы государственных академий наук создают учреждения на базе федеральной собственности и от лица Российской Федерации, постольку они должны представлять собой разновидность государственных учреждений (наряду с бюджетными и автономными учреждениями). Это предполагает внесение соответствующих изменений в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ. Решение этого вопроса, помимо прочего, откроет путь к реализации принятого Правительством РФ решения о финансировании государственных академий наук, в первую очередь РАН, из федерального бюджета через механизм субсидий.
Существенное влияние на выполнение фундаментальных исследований оказывают федеральные бюджетные фонды поддержки науки – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Являясь государственными структурами, РФФИ и РГНФ обеспечивают целевую адресную поддержку передовых ученых, независимо от того, к какому ведомству они относятся. Данные структуры, называемые грантодателями, сами определяют конкретные условия предоставления на безвозмездной и безвозвратной основах грантов. Оформляется предоставление гранта путем заключения грантового соглашения (договора). Гражданский кодекс РФ не предусматривает подобный вид обязательств, но никаких запретов на заключение таких договоров и положений по регулированию отношений между грантодателем и получателем грантов не установлено. С точки зрения гражданского законодательства к гранту наиболее близок договор пожертвования. Однако существует одно серьезное отличие между этими двумя видами правоотношений, которое показывает специфику грантов. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же касается гранта, то его характерная особенность — именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом соглашении, как правило, стороны фиксируют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализации проекта; порядок учета средств гранта, их использования и предоставления отчетности грантодателю; условия взаимодействия сторон в случае установления факта нецелевого использования выделенных средств и пр. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на полученные результаты деятельности грантополучателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантополучателем за счет средств гранта.
Ключевое условие ускоренного
развития фундаментального сектора
науки — увеличение его бюджетной
обеспеченности в расчете на одного
научного работника. Текущий низкий
уровень бюджетной
— увеличение расходов федерального
бюджета на фундаментальную науку,
как в абсолютном, так и в
относительном выражении в
— оптимизация численности
Одним из основных показателей,
характеризующих научную и
Напомним, что валовые затраты на исследования и разработки – это выраженные в денежной форме фактические расходы на их реализацию. В составе валовых затрат выделяются внутренние, связанные с выполнением исследований и разработок собственными силами, и внешние — на выполнение работ другими организациями по договорам. Внутренние затраты на исследования и разработки включают следующие позиции: 1) текущие затраты, в том числе на оплату труда, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования, включаемые в себестоимость, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых на стороне сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты; 2) капитальные затраты, в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр
В отечественной динамике внутренних затрат на исследования и разработки c 1991 по 2008 г. можно выделить пять периодов:
1-й период (1991—1994) — их
значительное снижение по
2-й период (1995—1997) — рост
объемов внутренних затрат на
исследования и разработки. В
этот период внутренние
3-й период (1999—2003) — стабильное
увеличение объемов внутренних
затрат на исследования и
В дальнейшем, до 2003 г., наблюдался рост внутренних затрат на исследования и разработки в постоянных ценах 1989 г. — с 2,58 млн руб. в 1998 г. до 4,79 млн руб. в 2003 г.; с 1998 по 2003 г. этот показатель вырос на 85,7%.
4-й период (2004—2005) — характеризовался снижением внутренних затрат на исследования и разработки. В 2005 г. они (в постоянных ценах 1989 г.) сократились до 4,55 млн руб.
5-й период (2006—2008)— наблюдался рост внутренних затрат на исследования и разработки в постоянных ценах 1989 г. до 8,5 млн руб. В действовавших ценах внутренние затраты в 2008 г. составили 431,07 млрд руб. по сравнению с 288,81 млрд руб. в 2006 г. Вместе с тем по отношению к ВВП внутренние затраты сначала увеличились с 1,07% в 2006 г. до 1,12% в 2007 г., а затем сократились до 1,03% в 2008 г., что можно объяснить кризисными явлениями в экономике.
Заключение
Финансирование сферы науки практически полностью противоположно финансированию культуры. Наука практически полностью финансируется из средств государственного бюджета, в то время как финансирование сферы культуры практически полностью осуществляется сферой самостоятельно.
Со стороны полезности,
наука находится в более
Список литературы