Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:01, контрольная работа
Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений, характеризующуюся самостоятельным движением денег, когда деньги «меняют» владельца (Д — Д). При этом в кредитной сфере, в отличие от бюджетно-налоговой сферы денежных отношений, происходит движение временно свободных денежных средств на возвратных и платных началах. Соответственно кредитная сфера денежных отношений отличается рыночным характером функционирования,
1.Финансы кредитных организаций
2. Министерство финансов РФ, его структура и функции.
3.Анализ финансовых ресурсов Международного Валютного фонда
1.Финансы кредитных организаций
3.Анализ финансовых ресурсов Международного Валютного фонда
1.Финансы кредитных организаций
Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений, характеризующуюся самостоятельным движением денег, когда деньги «меняют» владельца (Д — Д). При этом в кредитной сфере, в отличие от бюджетно-налоговой сферы денежных отношений, происходит движение временно свободных денежных средств на возвратных и платных началах. Соответственно кредитная сфера денежных отношений отличается рыночным характером функционирования, так как предметом купли-продажи выступает право временного пользования деньгами. Для обслуживания этой специфической группы денежных отношений формируются особые организационно-экономические структуры — кредитные организации, которые осуществляют операции на денежном рынке.
Кредитные организации выполняют:
во-первых, операции, присущие любой коммерческой организации (формирование уставного фонда, финансовых фондов, приобретение основных средств и нематериальных активов, начисление амортизации, зачисление и списание денежных средств со своих счетов в банках и др.);
во-вторых, специфические операции, связанные с обслуживанием денежного оборота, осуществлением операций на финансовом рынке, таких как расчетно-кассовые, депозитные, ссудные, учетные, эмиссионные и др. В частности, к этим операциям относятся: привлечение и размещение денежных средств юридических и физических лиц; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению клиентов; кассовое обслуживание клиентов, предоставление сейфов для хранения документов и ценностей; операции с иностранными валютами, драгоценными металлами и ценными бумагами; доверительное управление средствами клиентов; выдача гарантий и поручительств за третьих лиц; консультационное обслуживание; лизинговые, факто ринговые, форфейтинг вые и другие операции в соответствии с действующим законодательством.
На этой основе у кредитных организаций возникают следующие группы финансовых отношений:
1. денежные отношения, характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг, что является основой формирования финансовых ресурсов кредитных организаций; отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими субъектами хозяйствования, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций;
2. денежные отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота: кредитные организации перечисляют налоги и обязательные платежи в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды по поручению клиентов, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают дилерами при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг. Кроме того, банки открывают и обслуживают текущие счета органов, осуществляющих исполнение бюджетов (федерального бюджета, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов); коммерческих организаций, получающих средства из бюджета, а также бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета (последних — при неказначейской системе исполнения бюджета). Эти финансовые операции могут выполняться как на платных, так и на бесплатных началах, что регулируется условиями договоров, заключаемых кредитной организацией с клиентами, и тарифами на расчетно-кассовое обслуживание.
Финансы кредитных организаций — это совокупность денежных пере распределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве.
Деятельность кредитных организаций характеризуется двойственностью. С одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, так как эти организации являются коммерческими: денежные средства клиентам предоставляются в виде ссуд; услуги по расчетно-кассовому, консультационному обслуживанию, управлению средствами, портфелями ценных бумаг клиентов и т.д. являются платными. С другой стороны, деятельность кредит ных организаций направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, т.е. предполагает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, своевременности расчетов, сохранности средств клиентов и может рассматриваться как имеющая макроэкономическое значение.
Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций:
высокую степень государственной регламентации не только операций, осуществляемых кредитными организациями, но и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов, что выражается в установлении Центральным банком РФ значений экономических нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса кредитных организаций;
пере распределительный характер, так как кредитные организации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро, так и на микроэкономическом уровнях. При этом денежные доходы, накопления, поступления у кредитных организаций формируются в процессе осуществления операций с финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, накоплениями населения, т.е. путем перераспределения финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также средств населения. Кроме того, финансовые ресурсы кредитных организаций активно используются ими для операций на финансовом рынке и также перераспределяются;
создание и функционирование системы резервов с целью обеспечения устойчивости и кредитных организаций, и кредитной системы страны, так как именно в кредитных организациях хранятся все денежные средства юридических лиц, государства, сбережения граждан, и кризис в данной сфере деятельности может привести к негативным последствиям в национальном хозяйстве, вплоть до остановки производства и социальных взрывов. В частности, формируются резервный фонд, резерв на возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг. Кроме того, часть денежных средств, принадлежащих коммерческим банкам, резервируется в Центральном банке РФ путем перечисления в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы и в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы по счетам в иностранной валюте.
Финансы кредитных организаций базируются на следующих принципах:
1. свободное распоряжение собственными денежными средствами в рамках, установленных действующим законодательством;
2. стремление к получению прибыли, т.е. при прочих равных условиях отдается предпочтение операциям с максимальной доходностью;
3. уклонение от риска, т.е. при прочих равных условиях преимущество имеют операции с минимальным риском;
4. предпочтение устойчивой и эффективной деятельности на длительную перспективу краткосрочным (локальным) результатам;
5. обязательное соблюдение установленных государством законодательных норм, экономических нормативов и других правил, регулирующих деятельность, ликвидность, финансовую устойчивость кредитных организаций.
Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:
1. Департамент бюджетной политики;
2. Департамент налоговой политики;
3. Департамент управления государственным внутренним долгом;
4. Департамент отраслевого финансирования;
5. Департамент межбюджетных отношений;
6. Валютно-экономический департамент;
7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;
8. Департамент финансирования государственного аппарата;
9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;
10. Юридический департамент;
11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;
12. Департамент страхового надзора;
13. Департамент внешнего долга;
14. Департамент международных финансовых организаций;
15. Департамент государственного финансового контроля;
16. Департамент организации аудиторской деятельности;
17. Информационно-технический департамент;
18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
19. Департамент валютного контроля;
20. Департамент социальной сферы и науки.
Основные задачи, функции и права Минфина
В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:
- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;
- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
- обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
- государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
- государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
- внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
- страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
- денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
- государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
- финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
- валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
- финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
- организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
3. Анализ финансовых ресурсов Международного Валютного фонда
(МВФ) — международная валютно-финансовая организация, содействующая развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставления валютных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов. МВФ — это специализированное учреждение ООН; создан в 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (приступил к деятельности с марта 1944г. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран. На 1995 г. членами МВФ"являлйсьуже 179 государств, включая Россию. Основная задача МВФ — содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, поддержания устойчивости валютных паритетов, разработки многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а тж. предоставления кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов. Структура МВФ включает Совет управляющих. Временный комитет. Комитет по развитию, Исполнительный совет, директора-распорядителя. Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях. Временный комитет (24 члена, обычно два заседания в год) консультирует Совет управляющих по вопросам, связанным с текущим контролем за мировой валютной системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Исполнительный совет отвечает за текущие дала МВФ Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директора-распорядителя. Директор-распорядитель выбирается Исполнительным советом (по традиции им становится представитель Европы). Он не имеет права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну Капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется экономическим потенциалом страны и ее ролью в мировой экономике и международной торговле. Первоначально взносы в капитал производились частично в золоте (25% квоты), частично в национальной валюте. С 1 апреля 1978 г. 25 % квоты выплачивается в СДР (специальных правах заимствования) или в определенных фондом валютах стран-членов.