Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:41, контрольная работа
Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для воз-никновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появле-ние денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений.
1 Финансы как экономическая категория.
Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для воз-никновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появле-ние денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.
Денежные отношения превратились в финансы когда движение денег приобрело известную самостоятельность. В результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы, формируются финансовые ресурсы предприятия в виде разнообразных фондов. Появляется самос-тоятельная сфера деятельности каждого предприятия, выходящая за рамки его производственных функций, но представляющая собой часть производ-ственных отношений, суть которой заключается в определенной системе организации денежных потоков. Эта часть и есть финансы.
Финансы как экономическая категория выражают реально существующие в обществе экономические отношения, имеющие объективный характер и возникающие во всех сферах народного хозяйства страны в связи с распределением и перераспределением созданной стоимости общественного продукта и формированием целевых денежных фондов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и, соответственно, относятся к экономическому базису. Имея объективный характер, являясь неотъемлемой частью рыночных отношений, финансы обусловлены состоянием экономики страны в целом. В условиях экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода, финансы характеризуются устойчивостью и стабильностью, стимулируют развитие производства и эффективное перераспределение стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования. Обязательным условием существования финансов являются деньги. Любые финансовые отношения всегда сопровождаются реальным движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы формируются у всех участников воспроизводственного процесса (граждан, предприятий, государства) за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, и направляются на расширенное воспроизводство,материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансовые ресурсы
выступают материальными
В обыденной жизни
понятие «финансы» часто
Как известно, деньги - это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами.
Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою очередь, в категории «цена» представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара.
Деньги не всегда
сопровождают движение товаров или
услуг. Собственник денежных средств
может передавать их другим лицам
на условиях платности и возврата
по истечении определенного
Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем также возникают денежные отношения.
Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги - получаешь товар; если выполняешь определенную работу - получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит - платишь процент и т.п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.
Таким образом, финансы
как экономическая категория
представляют собой часть денежных
отношений, которые опосредуют неэквивалентное
движение денег, возникают на стадии
перераспределения созданного продукта
и связаны с наличием государства
как органа управления.
2 Государственная и частная поддержка культурной деятельности.
Государственная поддержка культурной деятельности.
Роль государства в управлении социально культурной сферой предполагает использование ряда рычагов: Законодательство — создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов. Собственность (учредительство) — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы. Контроль и администрирование — деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.). Культурная политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Финансирование — выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственнных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов. Организационная поддержка организаций, проектов, программ. Воспроизводство профессиональной среды — подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация). Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. Информация — информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. Конкретная конфигурация государственного регулирования зависит от акцента на тех или иных рычагах. Определяя целесообразные пределы и формы государственного регулирования развития социальнокультурной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный отечественный и зарубежный опыт. Этот опыт показывает, что возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству. 1. «Помощник» — когда государство все свое внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой скорее культурной деятельности в целом, а не каких то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования в данном случае оказываются разнообразными, а роль правительства состоит исключительно в поощрении этого разнообразия всеми силами (прежде всего — законодательь но и налоговой политикой). Классический пример «помощ ника» — государственная поддержка культуры в США. 2. «Патрон» — когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник». Типичный пример такой ситуации — Великобритания. 3. «Архитектор» — когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример «архитектора» — Франция. 4. «Инженер» — когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР. Разумеется, каждое из государств в той или иной степе ни играет каждую из указанных ролей. Речь может идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и процедур, который с изрядной степенью условности и можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут смещаться в зависимости от экономической ситуации, политического (внешнего и внутреннего) положения. Однако в «большом времени» в каждой стране, в силу традиций культурной и политической жизни, складывается определенный характер и стиль государственного регулирования в сфере культуры, свойственный данному обществу.
Частная поддержка культурной деятельности.
В современных условиях
коммерческая деятельность становится
неотъемлемой составной частью технологического
процесса. Она осуществляется не путем
вмешательства в художественный
процесс, а путем создания условий
для его протекания через экономическую
поддержку тех культурно-
Коммерческая деятельность
учреждения культуры определяется личностными,
производственными и
Одной из задач коммерческой
деятельности учреждений культуры является
широкое и повсеместное использование
целевых культурно-досуговых
Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетителей, экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры. Достаточно напомнить, что такие сложные, механизмы, как самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом воздействия учреждения культуры становятся также такие базовые детерминанты поведения людей в сфере досуга, как ценностные ориентации предоставляемых услуг. Поэтому коммерческая деятельность в учреждениях культуры обеспечивает динамичное формирование многообразных социокультурных групп, включение личности в культурно-досуговую деятельность, выступает важным показателем приобщения личности к культуре.
В системе коммерческой деятельности учреждений культуры главную роль играет не столько товар, сколько сама платная услуга, возможность ее использовать, потреблять, то есть товар как средство, с помощью которого можно удовлетворять определенную потребность, например, взять на прокат видеокассеты. В то же время товар - это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составляющие элементы, необходимые для максимального удовлетворения нужд потребителя.
Поскольку духовные потребности всегда динамичны, удовлетворенная потребность, обеспечив развитие, поднимает тем самым личность (группу, общество) на новую ступень, к новым, более высоким духовным потребностям. Коммерческая система ставит в основу производства услуг и товаров потребности личности покупателя-потребителя.
Однако развивать коммерческие услуги могут лишь те специалисты, которые умеют что-то конкретно делать, созидать для удовлетворения потребности других людей.
Отсюда формирование системы коммерческой деятельности в учреждении культуры может быть осуществлена исходя из спроса на товары среди посетителей. В одном случае основанием служат категории обслуживаемого населения: дети, их родители, рабочие, творческая интеллигенция, руководители предприятии, специалисты народного хозяйства и т.д. В другом - это интерес человека к чему-либо, который рождает спрос на услуги.
Следующим важнейшим
компонентом системы
Цены на услуги и товары учреждения культуры определяют на основе выяснения стоимости услуг в смежных отраслях и цен, устанавливаемых пропорционально рыночным.
В разработке ценовой политики обычно учитывают следующие моменты. Учреждения культуры конкурируют между собой в предоставлении населению однотипных услуг, не менее важно выбрать метод расчета цены на услугу, товар. Факторы, влияющие на уровень цены - это затраты на подготовку и проведение программы, услуг и величина спроса, цена на аналогичный вид услуги, товара, установленная конкурентами, транспортные издержки, налоги, реклама, стимулирование сбыта. Конкурентоспособность услуги, товара играет заметную роль в установлении цены.
Среди принципиальных недостатков рыночной системы финансирования культуры следует выделить: