Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:20, реферат

Описание работы

ФП в отличие от финансов является формой сознательной деятельности отдельных субъектов, является элементом надстроечных отношений в обществе и таким образом может быть подвергнута влиянию отдельных субъектов. В то же время содержание финансовой политики определяется сущностью и содержанием финансов. ФП - составная часть экономической политики государства. В процессе разработки ФП, и ее направлений, мероприятий, закладываются финансовые основы для достижения целей и решения задач экономической политики.

Содержание

1.Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи.
2.Изменение финансовой политики на различных этапах развития экономики страны.
3.Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 25.97 Кб (Скачать)

 

Тема 3

ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

 

1.Понятие  финансовой политики. Ее цели  и задачи.

2.Изменение  финансовой политики на различных  этапах развития экономики страны.

3.Анализ  финансовой политики Российской  Федерации на современном этапе.

 

  1.Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи.

 

 ФП в отличие от финансов является формой сознательной деятельности отдельных субъектов, является элементом надстроечных отношений в обществе и таким образом может быть подвергнута влиянию отдельных субъектов. В то же время содержание финансовой политики определяется сущностью и содержанием финансов. ФП - составная часть экономической политики государства. В процессе разработки ФП, и ее направлений, мероприятий, закладываются финансовые основы для достижения целей и решения задач экономической политики.

 

 Главный субъект ФП - государство.  Прежде всего в лице главы государства, законодательных и исполнительных органов, которые и определяют, устанавливают основные направления развития финансов, финансовых отношений, законодательно закрепляют формы финансовых отношений, регламентируют порядок их функционирования. Эта деятельность должна проводится в интересах государства, отдельных хозяйствующих субъектов и граждан.

 

Объекты ФП - финансовые отношения  и финансовые ресурсы, которые формируются  и используются в различных сферах и звеньях финансовой системы  государства.

ФП - совокупность целенаправленных мер  государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных  мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.

 

Содержание ФП раскрывается в следующих  структурных элементах:

1. выработка научно обоснованных  концепций развития финансов в обществе которые должны базироваться на действии объективных экономических законов учитывать перспективы развития производственных сил и производственных отношений в обществе, и особенности экономического и социального развития государства.

 В современных условиях финансовая  политика большинства государств  основывается на различных концепциях  государственного регулирования  экономики. В зависимости от стадии экономического цикла экономики конкретного государства, субъекты государственной власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику.

В условиях экономического спада и  депрессии государство использует стимулирующую политику, которая  направлена на стимулирование деловой  активности хозяйствующих субъектов, снижение налогов, рост государственных  расходов в социально значимые и  стратегические отросли экономики.

 На стадиях экономического  оживления и подъема ФП носит  сдерживающий характер и направлена - на уменьшение государственных расходов, усиление налогового бремени на экономику с целью предотвращения снижения темпов экономического роста.

2. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и на текущий период. Эти направления  основываются на важнейших целях  и задачах экономической политики  государства; Выделение в составе  различных отраслей экономики  наиболее приоритетных; установление  направлений перспектив развития  социальной сферы. На практике  эта деятельность выражается  в разработке финансовых стратегий  и финансовой тактики государства.

3. Реализация, осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей, решение стратегических  и тактических задач в области  финансовой политики.

 Финансовую политику классифицируют:

1. по территориальному признаку:

- общегосударственная

- финансовая политика отдельных  территорий и регионов

2. По временному признаку:

- финансовая стратегия

- финансовая тактика

Финансовая стратегия включает крупномасштабное глобальные цели и  задачи ФП, которые будут оказывать  влияние на различные стороны  развития общества и решения которых  носит долговременный характер.

Финансовая тактика - совокупность мероприятий в области ФП, которая  реализуется в конкретном периоде  относящимся к определенному этапу экономического социального развития государства, отдельных территорий, направленная на решение стратегических задач.

Задачи ФП на любом этапе развития государства:

  1. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов, изыскание дополнительных резервов их увеличения для обеспечения экономического социального развития государства в определенный период.
  2. 2. Установление и соблюдение оптимальных пропорций в распределении мобильных финансовых ресурсов по различным сферам общественной деятельности, отраслям экономики.
  3. Организация эффективного рационального, целевого использования финансовых ресурсов по различным направлениям, мероприятиям.
  4. Принципы ФП:
  5. 1. Сбалансировать доходы и расходы во всех сферах и звеньях финансовой системы государства и особенно в бюджетном звене.
  6. 2. Формирование финансовых резервов на различных уровнях, у различных субъектов хозяйствования.
  7. 3. Сосредоточение оптимального размера финансовых ресурсов в руках государства.

 

2.Изменение  финансовой политики на различных  этапах развития экономики страны.

 

3.Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

В настоящее  время в России финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется  через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

 

Анализ структуры  финансовой помощи субъектам РФ показывает, что наибольшую долю в ней занимают дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности из ФФПР (Фонд финансовой поддержки регионов) (свыше 50%), второе место — Фонд компенсаций (в среднем 15,0%), третье место — дотации и  субвенции на поддержку дорожного  хозяйства (в среднем 11,0%). Незначительную долю составляют субсидии Фонда регионального  развития.

 

По предварительным  данным, доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2008 г. составили 6,2 трлн руб., что на 28 % выше уровня 2007 г. Расходы составили 6,3 трлн руб. (131 % к уровню 2007 г.).

 

 

Динамика  основных видов доходов федерального бюджета (% ВВП):

  

                           январь – июнь                                  январь - июнь

                                2007 г.                                                 2008 г.*

 

 

Доходы, всего 

                                  22,4                                                     23,2

 

в том числе: 

 

Налог на прибыль  организаций 

                                  1,8                                                     1,9

 

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный  бюджет 

                                  1,3                                                     1,3

 

Налог на добавленную  стоимость 

                                  6,7                                                     5,0

 

Акцизы 

                                   0,4                                                     0,4

 

Налог на добычу полезных ископаемых 

                                  3,4                                                     4,3

 

Ввозные таможенные пошлины 

                                   1,5                                                     1,5

 

Вывозные  таможенные пошлины 

                                   5,5                                                      7,1

 

Другие доходы 

                                   1,8                                                      1,7

 

 

* Предварительные  данные за первое полугодие  2008 г.

 

Основной  объем доходов федерального бюджета  в январе-июне 2008 г. обеспечен поступлением НДС и налогов, связанных с  добычей и экспортом энергоносителей: вывозными пошлинами на нефть и налогом на добычу полезных ископаемых.

Расходы федерального бюджета за 6 месяцев 2008 года составили 3 037,9 млрд. рублей или 16,1% ВВП, что на 1,2 п.п. ВВП выше расходов за аналогичный период предшествующего года. При этом, расходы по обслуживанию долга в номинальном значении выросли с 63,0 млрд. рублей до 74,1 млрд. руб. Непроцентные расходы в январе - июне 2008 года были выше на 1,2 п.п. ВВП, чем в январе - июне 2007 года (2 963,8 млрд. рублей или 15,8% ВВП по сравнению с 2 106,7 млрд. рублей или 14,5% ВВП соответственно). Это связано с более равномерным расходованием средств по месяцам в течение этого года, а также с корректировкой социальных расходов и трансфертов в конце 2007 года и переносом части расходов с 2007 года на начало 2008 года.

 

Динамика  основных видов расходов федерального бюджета

% ВВП        январь – май 2007 г.             январь – май 2008 г.**

 

Расходы                    14,6                                     15,5

 

Процентные  расходы  

                                   1,6                                     2,0

 

Непроцентные  расходы  

                                   0,4                                     0,4

 

Общегосударственные вопросы * 

                                   1,1                                     1,6

 

Национальная  оборона  

                                  2,4                                     2,2

 

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность  

                                  1,9                                    1,9

 

Национальная  экономика  

                                  1,1                                  1,2

 

Жилищно-коммунальное хозяйство  

                                          0,1                                  0,1

 

Охрана окружающей среды  

                                           0,0                                   0,0

 

Образование  

                                             0,7                                   0,6

 

Культура, кинематография и средства массовой информации 

                                            0,2                                    0,2

 

Здравоохранение и спорт  

                                            0,4                                    0,5

 

Социальная  политика  

                                           0,6                                    0,7

 

Межбюджетные  отношения 

                                            5,7                                     6,0

 

 

*) Без учета  процентных расходов.

 

**) Предварительная  отчетность об исполнении федерального  бюджета за первое полугодие  не содержит сведения о подробной  структуре доходов и расходов. По этой причине сопоставление производится за пять месяцев.

 

В функциональной классификации непроцентных расходов наибольший объем в январе-мае 2008 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,0% ВВП), на национальную оборону (2,2% ВВП), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1,9% ВВП), на общегосударственные  вопросы (1,6% ВВП) и национальную экономику (1,2% ВВП). Расходы по другим направлениям составили не более 0,8% ВВП.

 

В первом полугодии 2008 года профицит федерального бюджета, по предварительным данным, определился  на уровне 1 331,1 млрд. рублей, или 7,4% ВВП (в 2007 году: 1076,1 млрд.рублей или 7,1% ВВП).

 

Доля государственного долга в налоговых и неналоговых  доходах в 2008 г. оценивается в 17–18%. Причем в 14 субъектах РФ эта доля составляет более 45%. В условиях снижения налоговых доходов доля госдолга в доходах может существенно  возрасти. Сложности с исполнением  бюджетов могут возникнуть у регионов, имеющих значительные объемы госдолга и необходимость его рефинансирования.

Информация о работе Финансы и кредит