Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) Денежных доходов и расходов государства.
Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.
В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. 3
2. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг России. 11
3. Из статистических сборников, периодической печати подобрать цифровой материал за два-три года, характеризующий динамику вкладов населения в Сберегательном банке России и выданных потребительских кредитов. Дать оценку сложившейся ситуации. 15
Список использованной литературы: 17

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 37.89 Кб (Скачать)

    В период спекулятивного бума бюджет имеет  положительное сальдо. Профицит - существенное превышение доходов над расходами - является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению "перегрева" экономики.

    Отсюда  видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство  не сможет проводить стабилизирующую  политику, которая призвана "гасить" экономические колебания. Более  того, ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилить циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится. 
 
Значит, очевидно:

  1. ежегодно сбалансированный бюджет не является "нейтральным" по отношению к циклическим колебаниям;
  2. государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.

    Между тем типичен бюджет с отрицательным  сальдо. Объясняется это прежде всего  возрастанием роли государства в  разных сферах жизни общества, увеличением  численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы  затрат государства зачастую значительно  превышают скорость увеличения ВНП. 

2. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг России.

    Государственный кредит - совокупность экономических отношений, которые могут складываться между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

    Государственный кредит независимо от формы его существования  имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного  характера - обязательная подписка на государственные облигации в  годы после Великой Отечественной  войны в СССР, предназначенные  для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

    Государственный кредит используется государством ,например, для решения такой задачи, как  поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов. А также для контролирования с помощью этих средств макро- и микроэкономических процессов. И воздействия на социальную и денежно-кредитную политику.

    Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований  государством ведет к росту государственного долга.

    Государственный долг представляет собой задолженность, которая накопилась у правительства  в результате заимствования денег  для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. В ряде случаев эта величина достигает поистине астрономических размеров, которую невозможно погасить. Так, в 1994г. в США величина государственного долга составила примерно 3200 млрд. долл., или свыше 50 тыс. долл. на каждую семью.

    Но  это не означает, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы. Потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. Такими являются:

    1. Печатание новых денег, что усиливает инфляцию;
    2. Неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);
    3. Внешний долг - международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны.
    4. Внутренний долг - государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные (до одного года) казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно.

    Увеличение  государственного долга имеет ряд  отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетных затрат).

    Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению  неизбежно ведет к повышению  процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке  ссудных капиталов. В итоге возникает  так называемый "эффект вытеснения". С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

    Долговые  обязательства Российской Федерации  в рамках категории "государственный  кредит" могут существовать в  следующей форме:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения  долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет. 

 

3. Из статистических  сборников, периодической  печати подобрать  цифровой материал  за два-три года, характеризующий  динамику вкладов населения в Сберегательном банке России и выданных потребительских кредитов. Дать оценку сложившейся ситуации.

    За 2008 г Сбербанк привлек вкладов населения в сумме 2656501,0 млн. руб. и на начало 2009 г объем привлеченных средств населения составил 3,1 трлн. руб. Сбербанк в 2008 г выдал населению кредитов в размере 2602971125 млн. руб., кредитный портфель на начало 2009 г составил 1,26 трлн. руб.

    Из  привлеченных в 2008 г. вкладов населения на рублевые вклады приходится 2391905,2млн. руб., остальные 264595,8 млн. в рублевом эквиваленте привлечены Сбербанком в инвалюте. На начало 2008г. рублевые вклады выросли на 5%, а валютные на 7%. При этом в основном прирост валютных вкладов произошел за последние 2-3 месяца 2008 г. Если пересчитать привлеченные инвалютные вклады в долларовом эквиваленте, то за 2008 г остаток вкладов в долларах в Сбербанке вырос с 6,2 млрд. долл. до 8,9 млрд. долларов, а остаток вкладов в евро вырос с 3,1 млрд. в долларовом эквиваленте до 6,15 млрд. в долларовом эквиваленте. На начало 2009г.  рублевые вклады увеличились на 7%, в свою очередь валютные увеличились на 95%. Что показывает желание вкладчиков хранить свои сбережение в инвалюте.

    Вклады  физических лиц в Сбербанк России

          2007     2008     2009
    Всего     2028572,9     2656501,0     3089420
    Рублевые     1770987,0     2391905,2     2571805
    Валютные     257585,9     264595,8     517615
 

      Кредиты, предоставленные физическим лицам Сбербанком России (млрд. руб.)

          2007     2008     2009
    Всего     1882704     2971125     19362452
    Рублевые     1578632     2566736     13454543
    Валютные     304072     404389     5907909
 

    Исходя  из статистических данных видно, что  с каждым годом вклады физических лиц, а также выданные им кредиты  увеличиваются. Основываясь на информации данной «Прайм-ТАСС», Сбербанк имеет больший процент по вкладам и кредитам, нежели все остальные банки России. Указанное свидетельствует, что после кризиса вкладчики стали отдавать большее предпочтение стабильности в размещении депозитов, которая ассоциируется с крупнейшими и известными банками, как Сбербанк России. 

Список  использованной литературы:

  1. Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  2. Бюджетная система России/Под ред. Г.Б. Поляка - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  3. ЭКОНОМИКС Макконнелл К.Р., Брю С.Л. М., 1992. Т. 1. Гл. 14.
  4. Россия в цифрах: краткий стат. сборник / Госкомстат России. – М., 2009.
  5. Прайм-ТАСС, агентство экономической информации. http://www.prime-tass.ru/

Информация о работе Финансы и кредит