Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) Денежных доходов и расходов государства.
Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.
В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. 3
2. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг России. 11
3. Из статистических сборников, периодической печати подобрать цифровой материал за два-три года, характеризующий динамику вкладов населения в Сберегательном банке России и выданных потребительских кредитов. Дать оценку сложившейся ситуации. 15
Список использованной литературы: 17

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 37.89 Кб (Скачать)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине ««Финансы, денежное обращение  и кредит»»

Номер задания - 5 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

ФИО: Петрищева  Мария Валерьевна

Шифр: Р-09-029-Д 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 

Оглавление

1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. 3

2. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг России. 11

3. Из статистических сборников, периодической печати подобрать цифровой материал за два-три года, характеризующий динамику вкладов населения в Сберегательном банке России и выданных потребительских кредитов. Дать оценку сложившейся ситуации. 15

Список использованной литературы: 17 

 

1. Экономическая сущность  и функции государственного  бюджета. Состав  и структура доходной  и расходной части  федерального бюджета.  Бюджетный дефицит  и источники его  покрытия.

    Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) Денежных доходов и расходов государства.

    Роль  бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.

    В эпоху классического капитализма  государство, как известно, не вмешивалось  активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих  странах через государственный  бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

    Во  второй половине XX в. бюджет превратился  в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень  налогов и расходов позволяет  бюджету играть значительную роль в  обеспечении экономического роста и занятости работников.

    Путем изменения уровня расходов и налогообложения  правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают  экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру

    Эти два вида государственных мер  не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии  и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.

    Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических  перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

    Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание  рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который  служит средством достижения экономической  стабильности и выполняет функции  встроенного стабилизатора. Такое  назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера  формирования его доходной части и направленности расходов.

    Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый  механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.

    Доходная  часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

    Среди этих поступлений ведущее место  занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская  прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных  скидок и вычетов. Подоходный налог  подсчитывается по прогрессивной шкале  ставок. Начиная с установленной  суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) до 14 (Франция) При этом размер минимальной налоговой ставки составляет от 10 до 25%, максимальной - от 28 до 70%.

    Налоги  на прибыли компаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран  в последние годы эта доля доходов  имеет тенденцию к уменьшению. Налог на прибыль взимается с  облагаемой прибыли предприятий, которая  равняется валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая  заработную плату, проценты по банковскому  кредиту, затраты на рекламу). Вычитаются также расходы, в соответствии с  действующим законодательством  полностью или частично освобождаемые  от налогообложения: затраты на НИОКР, взносы в благотворительные фонды, налоги местным органам власти и т.д. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

    Прямые  налоги на личные доходы граждан и  на прибыль компаний обладают высоким  коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями  от них в бюджет и колебаниями  величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного воздействия на экономику.

    В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятия (в процентах  к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают  взносы трудящихся. Вместе с тем  затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

    Существенную  фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг). Уровень налога колеблется от 2 до 10%. В западноевропейских странах и Японии от 14 до 19% составляет налог на добавленную стоимость (разница между валовой выручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков).

    К косвенным налогам относятся  также акцизы. Ими облагаются главным  образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых  в большинстве стран незначительна.

    Отличительная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.

    В современных условиях продолжает действовать  ряд традиционных налогов: а) с наследства и дарений и б) поимущественный, который взимается с оценочной  стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие  специфические налоги не дают существенного  фискального вклада.

    Второй  составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в  финансовых ресурсах. Возрастание роли государства в регулировании макроэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций, в развитии функций государственного бюджета. Одна из них - обеспечение устойчивого экономического роста.

    В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической  базы производства способствуют возросшие  государственные затраты на фундаментальные  научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы  расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ экономического развития. Существенно увеличились  объемы инвестиций в "человеческий капитал" (образование, повышение  квалификации и переквалификацию рабочей  силы).

    Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.

    Бюджет  выступает также как главный  инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в  целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население  западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды.

    Общая сумма налогов за вычетом социальных выплат населению может рассматриваться как чистые налоги.

    В среднем половина всех расходов центральных  бюджетов на Западе идет на социально-экономические  цели. Эти расходы подразделяются на две большие группы. Первая из них касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образование  и подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственно  экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т. п.).

    Существенная  доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую  и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.

    За  последние три десятилетия наблюдаются  существенные структурные сдвиги в  расходной части центральных  бюджетов высокоразвитых стран. Во-первых, замедлились темпы роста и соответственно снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).

    Между тем многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на социальные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые  пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы работающих. Однако в странах  Запада сложилась неблагоприятная  тенденция: абсолютно и относительно возрастает численность пожилых  людей. Поэтому растущее число пенсионеров  будет финансироваться уменьшающимся  числом работников. В итоге государству  придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий, или  же сделать и то и другое.

    Характерное для второй половины XX в. резкое возрастание  экономической роли государства  и огромное увеличение его расходов привело к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступлениями).

Бюджетный дефицит

    Представляется  несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство  доходов и расходов. Об этом мы можем  судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи.

    Недаром по такому случаю говорится: "По одежке протягивают ножки".

    Спрашивается, должен ли государственный бюджет быть ежегодно сбалансированным?

    Как это ни покажется парадоксальным, ответ будет отрицательным. Объясняется  это главным образом тем, что  государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.

    Во  время кризисного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо (ит. saldo - расчет). То есть при бухгалтерском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.

Информация о работе Финансы и кредит