Финансы и финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы - рабовладельцы и рабы - и первое государство рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-исторической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

Работа содержит 1 файл

Финансы и финансовая система.docx

— 40.65 Кб (Скачать)

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных  статей в государственном бюджете  стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (в процентах):

Расходы:

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных  властей на эти цели – 40% -50%.

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных  программ – 10%-20%.

Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам - 10%-20%.

Административно-управленческие расходы; содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и проч. – 5%-10%.

Платежи по государственному долгу - 7%-8%.

Доходы:

Налоги (в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) – 75%-85%.

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике  государственной торговли – 5%-8%.

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхование от безработицы- 10%-12%.

Превышение расходов над  доходами ведет к образованию  бюджетного дефицита, который покрывается  государственными займами - внутренними  и внешними. Они осуществляются в  виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования  по безработице или пенсионного  фонда) и в порядке получения  кредитов у банка (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы - не единственный путь покрытия дефицита бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно -денежному обращению накопленный значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

В целях сохранения хозяйственной  и социальной стабильности правительства  развитых стран всемерно избегают неоправданной  эмиссии денег. Для этого в  систему рыночной экономики встроен  специальный блок предохранитель: конструктивно  закрепленная в большинстве стран  независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной  власти. Эмиссионный блок не обязан финансировать правительство, таким  образом, ставится заслон инфляционному  взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию  правительства.

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг [4].

2.2. Местный бюджет

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права  местных органов власти дают им возможность  составлять, рассматривать, утверждать и исполнять местные бюджеты. Они распоряжаются переданными  в их ведение предприятиями и  получают от них доходы.

Местный бюджет укрепляет  экономическую самостоятельность  местных органов власти, активизирует их хозяйственную деятельность, позволяет  им развивать инфраструктуру на подведомственных территориях, расширять экономический  потенциал региона, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов.[1]

Таким образом, местный бюджет - это совокупность экономических  отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят наряду с государственным бюджетом в консолидированный бюджет общества.[1]

Формирование и использование  местных бюджетов выражает движение общественного продукта между участниками  производства и обмена, а именно:

между предприятиями и  государством;

между предприятиями, организациями  и учреждениями;

производственной и непроизводственной сферами макроэкономики всех форм собственности;

между звеньями бюджетной  системы; 

между государством и населением.

Входя в экономический  базис общества, местные бюджеты  функционируют и развиваются  в соответствии с действующими экономическими законами. В этой связи необходимо отметить следующее:

через местные бюджеты  реализуется целевая функция  макроэкономики. Через местные бюджеты  общественные (социальные) фонды потребления  распределяются в территориальном  и социальном разрезе, т.е. между  отдельными территориально-административными  единицами и социальными группами населения. Кроме того, из местных  бюджетов финансируется и развитие отраслевой местной промышленности и коммунального хозяйства, продукция  и услуги которых повышают жизненный  уровень людей;

местные бюджеты являются инструментом реализации на практике общего экономического закона пропорционального  развития. Через них распределяется национальный доход в целях пропорционального  развития административно-территориальных  единиц. Местный бюджет играет роль основного финансового плана  административно-территориальной единицы  и способствует ее пропорциональному  движению в рамках общегосударственных  программ экономического развития;

местные бюджеты увеличиваются  по мере роста производительности труда. Они создают условия для рационального  воспроизводства рабочей силы, что  влияет на рост производительности труда. В результате проявляется тесная связь между законом роста  производительности труда и местными бюджетами;

местные бюджеты тесно  связаны с реализацией на практике принципа распределения по труду. Стимулирование развития населенных пунктов осуществляется в соответствии с принципом распределения  по труду. Часть необходимого продукта направляется (через систему налогов) в местный бюджет. Сюда попадает часть централизованных общественных (социальных) фондов потребления из государственного бюджета. Эти фонды  направляются на поощрение работников отдельных регионов за достижение высоких макроэкономических показателей [1].

2.3. Регулирование  бюджетных отношений

Так как госбюджет является основный финансовым планом, то государство  должно регулировать систему бюджетных  отношений. Они включают в себя целую систему мер [3].

Во-первых, государство формирует  такую модель бюджета, которая обеспечивает с одной стороны стабильный экономический  рост, а с другой стороны достижение и дальнейший рост жизненного уровня населения.

Во-вторых, государство должно обеспечить строгий контроль за поступлением доходных средств.

В-третьих, государство должно использовать в полной мере всю систему  мер по поощрению отечественных  производителей. Ограничиваться лишь совершенствованием налоговой системы  нельзя. Надо производить научно обоснованную ценовую, таможенную, амортизационную  политику. которая бы способствовала повышению рентабельности предприятий. Важно не только собрать необходимые  денежные средства, но и организовать их использование.

Это требует:

во-первых, определения тех  предприятий и организаций, которые  получают финансирование (все это  немыслимо без тщательной оценки состояния этих предприятий и  их возможностей эффективно использовать средства);

во-вторых, контроля за расходованием  средств;

в-третьих, должна быть отработана система ответственности за используемые средства.

Весьма актуальной была и  остается проблема взаимосвязи федерального и местного бюджетов. Она включает в себя экономический и политический аспекты. По существу здесь речь идет о взаимосвязи общенародных и  региональных интересов, об установлении разумных пропорций при распределении средств, направляемых в Центр и оставшихся на местах. Здесь нельзя исходить из одной установленной пропорции и использовать ее в каждом отдельном случае.

Стремление некоторых  регионов к большой экономической  самостоятельности приводит к неоправданному расширению политического суверенитета, а в условиях многонационального государства это чревато раздроблением  государства.

Являясь частью финансовой системой, госбюджет, как видно из всего вышесказанного, выполняет  аккумулирующую, распределительную  и перераспределительную функции [3].

2.4. Налоговая система

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность изымаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), а  также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами  налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имуществом юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами [2].

Налоги бывают двух видов:

Первый вид - налоги на доходы и имущество:

подоходный налог с  граждан и налог на прибыль  корпораций (фирм): на социальное страхование  и фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

поимущественные налоги, в  том числе на собственность, включая  землю и другую недвижимость;

налоги на перевод прибыли  и капиталов за рубеж и др. Они  взимаются с конкретного физического  или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги:

- налог с оборота - в большинстве развитых стран в настоящее время взамен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство: на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги выполняют три  важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов государства. В течение последних полутора-двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции [2].

2.5. Финансовый рынок

Составным элементом финансовой системы является финансовый рынок.

Финансовый рынок разделяется  на денежный рынок разделяется на денежный рынок и рынок капталов. Под денежным рынком понимается рынок  краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

К учетному рынку относят  тот, на котором основными инструментами  являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных  обязательств (ценные бумаги). Таким  образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок - часть  рынка ссудных капиталов, где  временно свободные денежные ресурсы  кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между  собой, преимущественно в форме  межбанковских депозитов на короткие сроки. Средства межбанковского рынка  используются банками не только для  краткосрочных, но и для среднесрочных  и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.

Валютные рынки обслуживают  международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных  расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран  платежного средства. Поэтому необходимым  условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или  продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки - официальные  центры, где совершается купля-продажа  валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а  также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (средние и  долгосрочные) и рынок средних  и долгосрочных банковских кредитов. [5]

Существуют различные  виды ценных бумаг:

1. Ценные бумаги с фиксированным доходом (их называют также долговыми обязательствами) представлены облигациями, депозитными сертификатами, векселями. Облигации - долговые обязательства корпорации, выпускаемые обычно большими партиями.

2. Ценные бумаги с нефиксированным доходом. Это, прежде всего акции, т.е. ценные бумаги, удостоверяющие владение паем в капитале акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивиденда.

Информация о работе Финансы и финансовая система