Финансы и финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы - рабовладельцы и рабы - и первое государство рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-исторической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

Работа содержит 1 файл

Финансы и финансовая система.docx

— 40.65 Кб (Скачать)

xxxxx

 

Филиал г. xxxx

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономической  теории

 

 

 

 

Тема: Финансы и финансовая система

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

xxxxx 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

     

Стр.

 

Введение ……………………………………………………………..

3

1.

Сущность и функции  финансов ………...………………………….

4

2.

Финансовая система государства……………...……………………

7

 

2.1.

 Государственный бюджет……………………………………..

8

 

2.2.

 Местный бюджет ……………………...………………………

9

 

2.3.

Регулирование бюджетных  отношений ……………………...

11

 

2.4.

Налоговая система …………………….……………………….

12

 

2.5.

Финансовый рынок …………………………………………...

13

 

Заключение ……………………….………………………………….

15

 

Список литературы ……………………………….…………………

17


 

 

 

Введение

Как историческая категория  финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного  строя не было классов, не было и  государства. Первое крупное деление  общества на классы - рабовладельцы  и рабы - и первое государство  рабовладельческое. Переход от рабовладельческой  общественно-исторической формации к  феодальной привел к образованию  феодальных государств.

В докапиталистических формациях  большая часть потребностей государства  удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей  и сборов, а денежное хозяйство  было развито только в армии.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения  между ресурсами государства  и ресурсами его главы: монархи  распоряжались средствами страны как  своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI - XVII вв.) возникли понятия:

государственные финансы;

государственный бюджет;

государственный кредит.

Государственные финансы  послужили мощным рычагом первоначального  накопления капитала, происходившего в XVI-XVIII вв.

С разложением феодализма и постепенным развитием в  его недрах капиталистического способа  производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей  резко сократились.

В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий  характер. Финансы становятся неотъемлемой частью денежных отношений. Деньги - это  всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителя, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, сказанное  может определить актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является финансовая система государства.

Предметом исследования является понятие и структура финансовой системы государства.

Цель данной работы – рассмотрение сущности финансов в рамках финансовой системы государства.

Для достижения цели поставлены ряд задач:

- рассмотреть сущность  и основные функции финансов;

- провести анализ финансовой системы государства.

  1. Сущность и функции финансов.

Финансы (фр. finance от лат. financia - доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения  в связи с развитием государства  и его потребностей в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими  товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Многообразные взаимосвязи  в процессе общественного воспроизводства  опосредствуются деньгами. При этом деньги обособляются от обращения товаров  и совершают относительно самостоятельное  движение. В результате данного движения образуются:

фонды денежных средств государства, фирм и населения;

собственно денежное обращение. С движением денежных фондов и  связано понятие финансов как  особой формы экономических отношений.

Финансы прямо и непосредственно  связаны с функционированием  денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Сказанное  позволяет дать следующее определение  финансов: «Финансы есть совокупность экономических отношений, опосредствующих  образование, распределение и использование  фондов денежных средств в процессе расширенного воспроизводства».

Необходимость финансов обусловлена  наличием товарно-денежных отношений. При товарном производстве и развитом рыночном обмене создание и распределение  продукта происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Стоимостная форма движения порождает определенные денежные фонды, которые опосредствуют движение продукта в натурально-вещественной форме. Иначе говоря, переход продукта из производства в потребление совершается лишь через образование, распределение и использование соответствующих денежных фондов.      

Возникающие при этом денежные, экономические отношения и составляют сущность финансов. Отсюда следует, что  финансы представляют собой объективно необходимую категорию воспроизводства.

Однако было бы неправильно  считать, что финансы охватывают всю совокупность денежных отношений. Денежные отношения в целом шире финансов. Финансы охватывают только такие денежные отношения, которые  связаны с движением фондов денежных средств, а именно доходов и накоплений. Иные денежные отношения выходят  за рамки финансов. В совокупность финансовых отношений, например, не входят денежный учет и контроль над всеми  видами затрат, измерение в денежной форме произведенной продукции, калькулирование себестоимости, купля  и продажа товаров через систему  торговли, учет и хранение денежной выручки, регулирование денежного  обращения и т.д. Складывающиеся при этом денежные отношения имеют  свою, нефинансовую, специфику.[1]

Полное раскрытие сущности финансов требует выяснения не только их понятия и необходимости, но и  их общественного назначения, т.е. их функции. Совокупность функций характеризует  финансы всесторонне и, следовательно, полностью раскрывает их сущность. Финансы выполняют две функции:  распределительную и контрольно-стимулирующую.

Распределительная функция финансов связана с распределение и перераспределением совокупного общественного продукта и национально дохода. Данную функцию следует понимать не в том смысле, что финансы сами по себе распределяют продукт, а в том, что финансы лишь опосредствуют распределение созданного продукта. Следует сказать так: распределение натурально-вещественного состава продукта совершается посредством распределения фондов денежных средств. В соответствии с распределением денежных фондов (доходов и накоплений) между государством, фирмами и населением происходит и распределение созданного продукта в натуре.[3]

Финансы опосредствуют формирование и использование как первичных, так и вторичных (конечных) доходов  в составе национального дохода. Распределение и перераспределение  национального дохода с помощью  финансов осуществляется двумя методами:

финансово-бюджетным методом. Он применяется при изъятии доходов  в бюджет и выдаче средств из бюджета  в безвозвратном порядке;

кредитно-банковским методом. Он означает аккумуляцию временно свободных  ресурсов и выдачу кредитов на основе возвратности.

Основными целями финансового  перераспределения национального  дохода являются:

обеспечение финансовыми  ресурсами непроизводственной сферы, где, как известно, национальный доход  не создается;

целенаправленное распределение  финансовых ресурсов между отдельными экономическими районами страны;

приоритетное межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, обеспечивающее преимущественное развитие наиболее прогрессивных отраслей;

рациональное внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов, стимулируемое различной рентабельностью  предприятий и варьируемой эффективностью капитальных вложений.

Таким образом, финансовое распределение  и перераспределение национального  дохода обеспечивает необходимые пропорции  в воспроизводстве материальных и денежных ресурсов общества и фирм.

Контрольно-стимулирующая  функция финансов связана с осуществлением коммерческого расчета и маркетинговых операций. Различают следующие виды финансового контроля:

финансово-хозяйственный  контроль. Он осуществляется финансовыми  органами фирм, предприятий, объединений, министерств и ведомств путем  распределения фондов денежных средств. Так оказывается воздействие  на весь ход воспроизводства: на объем  выпуска и реализации продукции, на себестоимость и рентабельность, на оплату труда. Этот вид финансового  контроля направлен на систематическое  повышение эффективности производства;

финансово-бюджетный контроль. Он осуществляется через изъятие  части прибыли предприятий в  государственный бюджет, а также  путем финансирования предприятий  и строек. Так финансовая система  контролирует своевременность установленных  платежей в бюджет, а также выдачу бюджетных средств в зависимости  от выполнения бизнес-плана или темпов строительства;

кредитно-банковский контроль. Он осуществляется посредством кредитования фирм и предприятий. Контрольная  функция финансов в данном случае проявляется через принципы предоставления кредита; срочность, возвратность, платность. Этот вид контроля осуществляется посредством  системы денежных расчетов (за продукцию, работы, услуги), которые проходят через  банк.[4]

Финансы играют важную роль в установлении оптимальных пропорций  развития макроэкономики, в достижении сбалансированности натуральных и  стоимостных элементов воспроизводства, в повышении эффективности производства. Экономическая роль финансов проявляется  по следующим направлениям:

финансы, ускоряя кругооборот  капитала, способствует росту эффективности  производственной деятельности фирм;

финансы путем постоянного  соизмерения доходов и расходов укрепляют и развивают коммерческий расчет фирм;

финансы путем распределения  и перераспределения фондов денежных средств обеспечивают оптимальные  пропорции экономического роста;

финансы создают экономическую  основу оптимизации сочетания фондов потребления и накопления в национальном доходе. От этой пропорции зависят  темпы расширенного воспроизводства, динамика жизненного уровня населения;

финансы способствуют развитию многообразных форм собственности  и форм хозяйствования в национальной экономике. Новые отношения и  субъекты собственности и рынка  не смогут возникнуть и развиться  без финансовой поддержки государства, спонсоров и процветающих фирм.

Финансы - это динамично-развивающаяся  экономическая категория, носящая  исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического  прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве [4].

2. Финансовая система  государства.

Финансовую систему макро- и микроэкономики образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию  денежных средств и их распределение  в связи с финансированием  и кредитованием народного хозяйства. Финансовая система состоит из двух важнейших частей - децентрализованных финансов несчастных случаев. Данные фонды образуются за счет платежей предприятий и населения по обязательному и добровольному страхованию [5].

2.1. Государственный  бюджет

Ведущим звеном финансовой системы является государственный (федеральный) бюджет.

Государственный бюджет - это  годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным  органом - парламентом страны, штата  или муниципальным собранием. Он представляет собой основную экономическую  форму образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства. Его важнейшее  назначение состоит в централизации финансов в руках государства [4].

Информация о работе Финансы и финансовая система