Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа
Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы - рабовладельцы и рабы - и первое государство рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-исторической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.
xxxxx
Филиал г. xxxx
Курсовая работа
по экономической теории
Тема: Финансы и финансовая система
xxxxx 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |||
Введение …………………………………………………………….. |
3 | ||
1. |
Сущность и функции финансов ………...…………………………. |
4 | |
2. |
Финансовая система |
7 | |
2.1. |
Государственный бюджет………………… |
8 | |
2.2. |
Местный бюджет ……………………...……… |
9 | |
2.3. |
Регулирование бюджетных отношений ……………………... |
11 | |
2.4. |
Налоговая система …………………….………………………. |
12 | |
2.5. |
Финансовый рынок ………………………………… |
13 | |
Заключение ……………………….……………………… |
15 | ||
Список литературы ……………………………….………………… |
17 |
Введение
Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы - рабовладельцы и рабы - и первое государство рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-исторической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.
В докапиталистических формациях
большая часть потребностей государства
удовлетворялась путем
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI - XVII вв.) возникли понятия:
государственные финансы;
государственный бюджет;
государственный кредит.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVIII вв.
С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократились.
В условиях капитализма товарно-денежные
отношения приобретают
Таким образом, сказанное может определить актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является финансовая система государства.
Предметом исследования является понятие и структура финансовой системы государства.
Цель данной работы – рассмотрение сущности финансов в рамках финансовой системы государства.
Для достижения цели поставлены ряд задач:
- рассмотреть сущность и основные функции финансов;
- провести анализ финансовой системы государства.
Финансы (фр. finance от лат. financia
- доход, платеж) возникли в условиях
регулярного товарно-денежного
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Многообразные взаимосвязи в процессе общественного воспроизводства опосредствуются деньгами. При этом деньги обособляются от обращения товаров и совершают относительно самостоятельное движение. В результате данного движения образуются:
фонды денежных средств государства, фирм и населения;
собственно денежное обращение. С движением денежных фондов и связано понятие финансов как особой формы экономических отношений.
Финансы прямо и непосредственно связаны с функционированием денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Сказанное позволяет дать следующее определение финансов: «Финансы есть совокупность экономических отношений, опосредствующих образование, распределение и использование фондов денежных средств в процессе расширенного воспроизводства».
Необходимость финансов обусловлена наличием товарно-денежных отношений. При товарном производстве и развитом рыночном обмене создание и распределение продукта происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Стоимостная форма движения порождает определенные денежные фонды, которые опосредствуют движение продукта в натурально-вещественной форме. Иначе говоря, переход продукта из производства в потребление совершается лишь через образование, распределение и использование соответствующих денежных фондов.
Возникающие при этом денежные,
экономические отношения и
Однако было бы неправильно
считать, что финансы охватывают
всю совокупность денежных отношений.
Денежные отношения в целом шире
финансов. Финансы охватывают только
такие денежные отношения, которые
связаны с движением фондов денежных
средств, а именно доходов и накоплений.
Иные денежные отношения выходят
за рамки финансов. В совокупность
финансовых отношений, например, не входят
денежный учет и контроль над всеми
видами затрат, измерение в денежной
форме произведенной продукции,
калькулирование себестоимости, купля
и продажа товаров через
Полное раскрытие сущности
финансов требует выяснения не только
их понятия и необходимости, но и
их общественного назначения, т.е. их
функции. Совокупность функций характеризует
финансы всесторонне и, следовательно,
полностью раскрывает их сущность.
Финансы выполняют две функции:
Распределительная функция финансов связана с распределение и перераспределением совокупного общественного продукта и национально дохода. Данную функцию следует понимать не в том смысле, что финансы сами по себе распределяют продукт, а в том, что финансы лишь опосредствуют распределение созданного продукта. Следует сказать так: распределение натурально-вещественного состава продукта совершается посредством распределения фондов денежных средств. В соответствии с распределением денежных фондов (доходов и накоплений) между государством, фирмами и населением происходит и распределение созданного продукта в натуре.[3]
Финансы опосредствуют формирование
и использование как первичных,
так и вторичных (конечных) доходов
в составе национального
финансово-бюджетным методом.
Он применяется при изъятии
кредитно-банковским методом. Он означает аккумуляцию временно свободных ресурсов и выдачу кредитов на основе возвратности.
Основными целями финансового
перераспределения
обеспечение финансовыми ресурсами непроизводственной сферы, где, как известно, национальный доход не создается;
целенаправленное
приоритетное межотраслевое распределение финансовых ресурсов, обеспечивающее преимущественное развитие наиболее прогрессивных отраслей;
рациональное внутриотраслевое
распределение финансовых ресурсов,
стимулируемое различной
Таким образом, финансовое распределение
и перераспределение
Контрольно-стимулирующая функция финансов связана с осуществлением коммерческого расчета и маркетинговых операций. Различают следующие виды финансового контроля:
финансово-хозяйственный
контроль. Он осуществляется финансовыми
органами фирм, предприятий, объединений,
министерств и ведомств путем
распределения фондов денежных средств.
Так оказывается воздействие
на весь ход воспроизводства: на объем
выпуска и реализации продукции,
на себестоимость и
финансово-бюджетный контроль.
Он осуществляется через изъятие
части прибыли предприятий в
государственный бюджет, а также
путем финансирования предприятий
и строек. Так финансовая система
контролирует своевременность установленных
платежей в бюджет, а также выдачу
бюджетных средств в
кредитно-банковский контроль. Он осуществляется посредством кредитования фирм и предприятий. Контрольная функция финансов в данном случае проявляется через принципы предоставления кредита; срочность, возвратность, платность. Этот вид контроля осуществляется посредством системы денежных расчетов (за продукцию, работы, услуги), которые проходят через банк.[4]
Финансы играют важную роль
в установлении оптимальных пропорций
развития макроэкономики, в достижении
сбалансированности натуральных и
стоимостных элементов
финансы, ускоряя кругооборот капитала, способствует росту эффективности производственной деятельности фирм;
финансы путем постоянного
соизмерения доходов и расходов
укрепляют и развивают
финансы путем распределения и перераспределения фондов денежных средств обеспечивают оптимальные пропорции экономического роста;
финансы создают экономическую основу оптимизации сочетания фондов потребления и накопления в национальном доходе. От этой пропорции зависят темпы расширенного воспроизводства, динамика жизненного уровня населения;
финансы способствуют развитию многообразных форм собственности и форм хозяйствования в национальной экономике. Новые отношения и субъекты собственности и рынка не смогут возникнуть и развиться без финансовой поддержки государства, спонсоров и процветающих фирм.
Финансы - это динамично-развивающаяся экономическая категория, носящая исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве [4].
2. Финансовая система государства.
Финансовую систему макро-
и микроэкономики образуют регулируемые
финансовые отношения и финансовые
учреждения, осуществляющие мобилизацию
денежных средств и их распределение
в связи с финансированием
и кредитованием народного
2.1. Государственный бюджет
Ведущим звеном финансовой системы является государственный (федеральный) бюджет.
Государственный бюджет - это
годовой план государственных расходов
и источников их финансового покрытия.
Проект бюджета ежегодно обсуждается
и принимается законодательным
органом - парламентом страны, штата
или муниципальным собранием. Он
представляет собой основную экономическую
форму образования и