Финансы домашних хозяйств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической
деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние
отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Став
крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими предприятиями и
государством, домашние хозяйства участвуют во всех макрорегулирующих
процессах. Глубокий экономический кризис и как следствие этого - тяжелое
материальное положение большей части населения приводят к активной
деятельности домашнего хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Сущность финансов домашнего хозяйства……………………… 4
2. Функции финансов домохозяйств…………………………………... 5
3. Финансовые ресурсы домохозяйства……………………………….. 7
4. Бюджет домашнего хозяйства……………………………………… 9
5. Доходы домашнего хозяйства……………………………………... 11
5.1. Валовой доход домохозяйств…………………………………….. 11
5.2. Денежные доходы……………………………………………….... 12
5.3. Государственное регулирование оплаты труда………………… 13
5.4. Государственные социальные трансферты……………………….. 14
6. Денежные расходы домашнего хозяйства и их состав…………….... 17
6.1. Классификация и структура денежных расходов……………. 18
Заключение…………………………………………………………... 23
Список литературы………………………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

финансы домашних хозяйств.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

удовлетворять свои личные потребности сегодня и  в будущем. 
 
 

                                    - 9 -

                       4. Бюджет домашнего хозяйства.

   Финансовые  ресурсы  формируют  бюджет  домашнего  хозяйства.  По  своему

материальному содержанию бюджет домохозяйства -  это  форма  образования  и

использования  фонда  денежных   средств   домохозяйства.   Он   объединяет

совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их  личные

потребности. Средств  семейного бюджета  постоянно  не  хватает  в  связи  с

расширением потребностей. Недостаток  средств  бюджета,  особенно  в  нашей

стране, вынуждает  участников домохозяйства помимо продажи  рабочей  силы  на

основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести

личное   подсобное   хозяйство,   осуществлять   индивидуально-трудовую   и

предпринимательскую деятельность,  сдавать  излишки  своей  недвижимости  и

предметы длительного  пользования  в  аренду,  приобретать  и  реализовывать

ценные бумаги и т.п.

   В рамках  бюджета формируются обособленные  денежные фонды:

1.  индивидуальные,   предназначенные  для    отдельных   членов   семьи   и

используемые  на  приобретение  различных  товаров,   развлечения,   учебу,

медицинское обслуживание и т.п.;

2. совместный,  для   покупки   товаров   общего   пользования  (телевизора,

холодильника и  т.д.);

3. накопления и   обеспечения  (резервный  фонд),  используемый  для  будущих

капитальных расходов (покупки дома, квартиры,   участка   земли,    средств

транспорта,    а    также   формирования   первоначального   капитала   для

коммерческой деятельности).

   Потребность   в  создании  фонда  накопления  возникает  не   только   для

приобретения товаров  длительного пользования,  требующих  больших  средств,

для  отдыха  и  дорогостоящего  медицинского  обслуживания,  но  также  для

обеспечения достойной  жизни в старости.

   В экономической  зарубежной литературе различают   постоянный  и временный

доход домохозяйства. Постоянный - это доход, который, соглас-

                                   - 10 -

но ожиданиям  человека, сохранится в  будущем.  В  стабильном  экономическом

обществе к этому виду относят, как правило, оплату  трудовой  деятельности.

Временным считается  доход, который в  будущем  может  исчезнуть,  например,

доход от ценных бумаг  в  связи  с  прекращением  акционерного  общества.  В

России, когда общее  экономическое положение страны неустойчиво, весь  доход

домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.

   Доход   семейного  бюджета  определяет  объем  потребления   домохозяйств.

Постоянный доход, размер которого повторяется из года  в  год,  не  вызовет

серьезных колебаний  в их потребительских расходах. В  то же время  временный

доход может оказать  серьезное  влияние  на  общий  платежеспособный  спрос

страны.  Его  рои  в  отдельный  период  времени,   создав   дополнительные

требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.

   Государство  оказывает существенное воздействие  на объем бюджета домашнего

хозяйства, так  как в рыночной экономке оно полностью  интегрировано в  общий

кругооборот   материальных   и   денежных    средств.    Это    воздействие

осуществляется:

1)  через   налоговую  систему  —   домохозяйства  оплачивают  налоги,  сборы,

пошлины и делают другие обязательные отчисления

2) через оплату  труда работников в государственном  секторе;

3) через предоставляемые  различные общественные блага  и 

услуги;

4) через государственное  ценообразование. 
 
 

                                   - 11 -

                       5. Доходы домашнего хозяйства.

   Доходы  домашнего хозяйства - часть национального   дохода,  создаваемая  в

процессе производства и предназначенная для удовлетворения  материальных  и

духовных  потребностей  членов  хозяйства.  Эти  доходы  должны  возместить

трудовые затраты, т.е.  все  физические  и  умственные  способности  людей,

израсходованные и процессе производства. Однако в современном обществе  из-

за не равномерного распределения национального дохода ресурсы  у  отдельных

категорий  домохозяйств  оказываются   недостаточными,   чтобы   поддержать

жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство  за счет  бюджета  и

внебюджетных фондов и предприниматель за счет  прибыли  пополняют  средства

домохозяйств.

                      5.1. Валовой доход домохозяйств.

   Валовой  доход домохозяйств - это денежные  доходы,  стоимость  натуральных

поступлений   продуктов   питания   и   предоставленных   государством    и

предприятиями в  натуральном выражении льгот, дотаций, подарков  (без  учета

накопленных сбережений), а накопления и сбережения  в  нашей  стране  из-за

относительной бедности всегда стояли на низком уровне.

   В валовых  доходах преобладают денежные  доходы, представляющие собой объем

денежных средств, которыми располагает домохозяйство  для обеспечения  своих

расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих  источников:

1) оплата труда  членов  домохозяйств,  полученная  при  выполнении  трудовых

соглашений при  найме, а  также  премии,  постоянные  надбавки  к  зарплате,

выплаты  работодателями  на  социально-культурные  цели:  пособия,   оплата

транспортных услуг, путевок и т.п.;

2)  доходы  от    предпринимательской   деятельности    в   форме   прибыли,

дивидендов, процентов  по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;

   3) государственные   социальные   выплаты   (трансферты) пенсии, по-

                                   - 12 -

собия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

   В нашей  стране соотношение между этими  тремя источниками резко  менялось.

В  условиях  господства     государственной     собственности     основными

доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты  из бюджета.  По  мере

развития  рыночных  отношений  роль  второго  источники  стала  возрастать.

Однако и сегодня  оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного

вида источника  у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так,

имеются домохозяйства, где оплата труда  составляет  почти  100%  денежного

дохода,  например,  работающая  супружеская   семья   без   детей.     Есть

домохозяйства,    где    денежный    доход    формируется  только  за  счет

государственных  социальных  трансфертов.  На  пример,  супруги-пенсионеры,

воспитывающие  малолетних  внучат.  На   структуру   доходов   домохозяйств

оказывает влияние  место проживания — в городе или  на селе (рис. 13.2). 

   Кроме того, денежные доходы домохозяйств  пополняются за счет  натуральных

поступлений (например, производимых в подсобных  хозяйствах  продуктов  или

выполнения для  собственного потребления услуг, а  также полученных в порядке

поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или  государства). 

                            5.2. Денежные доходы.

   В основу  деления доходов положены разные  признаки.

   1. В зависимости  от источника дохода они подразделяются  на:

. заработную плату  и дополнительную оплату трудовой  деятельности;

. доходы от предпринимательской  деятельности; доходы от ценных  бумаг;

. арендную плату  за переданное во временное  пользование имущество;

                                   - 13 -

. страховое возмещение;

. доходы от реализации  имущества;

.  выплаты   из  государственных  денежных  фондов  (бюджетов,   внебюджетных

фондов);

. прочие.

   2. В зависимости  от равномерности поступления  различают доходы:

1.  регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

2.  периодические  (авторские гонорары, доходы по  ценным бумагам и др.);

   •   случайные или разовые (подарки, доходы от реализации 

имущества).

   3. В зависимости  от надежности поступления различают  доходы:

1. гарантированные  (госпенсии, доходы по госзаймам);

2. условно-гарантированные (оплата труда);

3. негарантированные  (гонорары,  комиссионное вознаграждение).

              5.3. Государственное регулирование  оплаты труда.

   В  условиях  рынка  роль  государства   в   регулировании   оплаты   труда

ограничена.

   В настоящее  время воздействие на оплату  труда  осуществляется  с   помощью

законодательных актов или косвенным путем  через налоговый механизм.

   В целях  недопущения низкого  уровня  оплаты  труда  и  социальной  защиты

населения  принят  Закон  «О  минимальном  размере  оплаты  труда»  (МРОТ).

Согласно Закону предприятия и организации всех форм собственности, а  также

индивидуальные  предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не  имеют

право платить  работникам меньше установленного минимума.

   Реальное  значение МРОТ из-за инфляции  постоянно падает. Прави-

                                    -14 -

   тельство  РФ,  стремясь  несколько   оградить   минимальную   оплату   от

обесценивания, осуществляет ее индексацию.

   Для государственных бюджетных организаций (школ, вузов, больниц,  театров

и т.д.) в 1992 г. установлена  Единая  тарифная  сетка  (ЕТС),  определившая

уровень  оплаты  и  ее  дифференциацию  по   категориям   работников.   Она

классифицирует  работников бюджетной сферы на 18 разрядов и каждому  разряду

определяет свой коэффициент от 1 до 10,07.

   Бюджетные  организации в зависимости от  выделенных бюджетных  ассигнований

самостоятельно  определяют виды доплат, исходя из квалификации  работника  и

сложности  выполняемых   трудовых   обязанностей   с   учетом   разряда   и

Информация о работе Финансы домашних хозяйств