Финансы бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является: на основе изучения существующего механизма планирования расходов бюджетных организаций, выявить его недостатки и определить возможности перехода от системы нормирования к программно-целевому методу планирования расходов.

В рамках сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
Изучить основные направления расходов бюджетных организаций, существующие методы их планирования;
Оценить действующий механизм сметного планирования и финансирования расходов;
Проанализировать процесс перехода со сметного финансирования учреждений на программно-целевое управление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..……3
Понятие бюджетного учреждения, особенности и принципы организации его финансов…………………………………………………………………………………..……4
Планирование расходов в бюджетных организациях……………………..….........6

2.1 Методы планирования расходов бюджетных учреждений………………..………6

2.2 Государственное и муниципальное задание как инструмент организации планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг…….9

2. 3 Планирование расходов бюджетных учреждений в рамках модели сметного финансирования…………………………………………………………………….............11

2.4 Модель финансирования, ориентированного на управления результатами в рамках программно-целевого метода планирования расходов…………….............14

Заключение……………………………………………………………………………….......17

Список используемой литературы……………………………………………………......18

Работа содержит 1 файл

фин бюдж учр.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     На  сегодняшний день при составлении  бюджетных смет планирование большинства  статей расходов бюджетных учреждений основано на применении нормативного метода.

     Несмотря  на то, что неуклонно расширяется  в последнее время применение программно-целевого метода планирования расходов в рамках модели финансирования, ориентированного на управление результатами. Методами планирования и финансирования, основанными на прямой взаимосвязи «средства-результат», на сегодняшний день покрыто лишь 15% от общей суммы бюджетных расходов. Остальная часть (85%) пока находится на традиционном сметном финансировании («управление бюджетными ресурсами»). [журнал «Бюджет»]

     В рамках концепции «управления ресурсами» бюджет формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной  их разбивкой по статьям бюджетной  классификации РФ. При соблюдении жестких бюджетных ограничений  такой подход обеспечивает лишь сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются; управление бюджетом сводится главным образом к внешнему контролю за соответствием кассовых расходов плановым показателям. Отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов; процедуры и методологии внутреннего и внешнего контроля обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.

     Таким образом, одной из главных  причин недостатков нормативного метода планирования расходов бюджетных учреждений в  процессе осуществления сметного финансирования  – отсутствие внутренней системы  планирования в бюджетном учреждении. 

     2.3 Модель финансирования, ориентированного на управления результатами, в рамках программно-целевого метода планирования расходов

     В рамках принятой Правительством РФ концепции  «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и  планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования привязываются к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов. Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире модель бюджетирования, ориентированного на результаты.

           Учреждениям предоставлено право вносить предложения по распределению и использованию бюджетных средств, то есть доведенные без разбивки по кодам классификации контрольные цифры учреждение самостоятельно планирует в разрезе видов расходов с учетом утвержденных стандартов качества бюджетных услуг. По сути, это и является целевой программой конкретного бюджетного учреждения (для сведения: такой документ содержит пять-шесть табличных форм и пояснительную часть общим объемом порядка 200 страниц). Финансовый орган проверяет и согласовывает такие программы, а затем на их основе осуществляется программно-целевое финансирование.

     Принятие  программы влечет за собой ее постоянный мониторинг – периодический анализ хода реализации, получение результата, выраженного в количественных показателях. В этих целях утверждается метод бюджетного контроля: при выявлении существенных расхождений между фактическими результатами деятельности бюджетных учреждений за отчетный период и установленными требованиями отраслевое министерство аннулирует право данного учреждения на самостоятельное распределение и использование бюджетных средств. Стимул оказался весьма действенным.

     Руководители  учреждений, единожды почувствовав себя настоящими хозяевами (в хорошем смысле этого слова), не захотели в дальнейшем упускать такую возможность. В результате удалось предоставить учреждениям право распоряжаться бюджетными средствами для достижения стратегической цели при разумном контроле.

     Анализ  приобретенного опыта использования методов планирования и финансирования, ориентированного на управление результатами  в ряде регионов показал: концепция реформирования выбрана правильно, бюджетирование, ориентированное на результат, – действенный способ достижения общественно значимых результатов. На первом этапе реформирования:

  • достигнуто понимание необходимости бюджетных реформ всеми участниками бюджетного процесса;
  • задано стратегическое направление развития учреждений;
  • определены количественные требования к результатам деятельности учреждения;
  • установлены стандарты качества бюджетных услуг;
  • руководству учреждений предоставлено разумное право распоряжаться выделенным финансированием для достижения стратегической цели;
  • ежегодный опрос населения о качестве предоставляемых услуг позволяет получить объективную оценку результативности деятельности бюджетных учреждений.

     Однако  по мере понимания того, к какому конечному результату мы хотим прийти, появилось и осознание проблем, которые предстоит решить. Все проблемы решаемы, но предполагают большой объем дополнительных трудозатрат, например:

  • модели формирования целевых программ достаточно «тяжелы». В частности, для реализации базовой модели во всех школах требуются значительные временные затраты со стороны как министерств, так и самих учреждений;
  • проверка расчетов, предоставленных учреждениями, и обоснований к этим расчетам с должным уровнем детализации практически невозможна;
  • анализ и сравнение стоимости первичных мероприятий с полученным результатом по ведомству в целом скорее является исключением и проводится лишь по самым укрупненным показателям;
  • простой пересчет индекса цен влечет за собой пересчет многочисленных табличных форм;
  • трудности, связанные с контролем за реализацией программ.

     Безусловно, наличие перечисленных проблем не является причиной отказа от перехода к программно-целевому методу планирования расходов бюджетного учреждений: по-прежнему нужно стремится сделать бюджетные услуги высокоэффективными и максимально результативными для населения. Поэтому на сегодняшний день стоят следующие задачи:

  • распространить полученный опыт применения программно-целевого метода планирования бюджетных расходов на все бюджетные учреждения;
  • вовлечь в процесс реформирования отраслевые министерства и ведомства;
  • сформировать исчерпывающий перечень бюджетных услуг в ведомственном разрезе;
  • унифицировать стандарты качества для всех подведомственных учреждений;
  • отработать и закрепить процедуры мониторинга качества бюджетных услуг;
  • довести планирование методом БОР до 100% расходов бюджета;
  • использовать передовые инновационные технологии, позволяющие существенно снизить дополнительные трудозатраты.
 

     Заключение

     Таким образом, в бюджетных организациях на сегодняшний день используются 2 модели планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений. Первая, затратная модель известна как сметное финансирование, «управление бюджетными ресурсами». В ней приоритет отдается контролю затрат бюджетополучателей с помощью системы целевого финансирования и контроля бюджетных ассигнований через КОСГУ. Предполагается, что при полном финансировании в соответствии с бюджетной росписью результаты заложены уже при распределении бюджетных ресурсов. Планирование же расходов бюджетных учреждений осуществляется нормативным методом.

     Вторая  модель финансирования, ориентированная  на управление результатами, основана на прямой взаимосвязи «средства-результат» даже на уровне получателей бюджетных  средств. При этом средства выделяются в рамках программно-целевого метода, а результатом является конкретное исполнение цели, ради которой эти средства были выделены.

     Следует отметить, что новыми методами планирования и финансирования на сегодня покрыто  лишь 15% от общей суммы бюджетных  расходов. Остальная часть (85%) пока находится на традиционном сметном финансировании.

     Но  следует отметить, что процесс  перехода со сметного финансирования учреждений на программно-целевое управление при сохранении качества и объемов  государственных и муниципальных  услуг распространяется.

     Разрабатываются и внедряются стандарты качества бюджетных услуг, включающие количественные параметры оценки конечного результата. На основании которых формируется объективная оценка стоимости оказания услуг.

     Понятие «Государственное (муниципальное) задание» является нововведением современного российского законодательства. Формирование заданий на оказание бюджетных услуг способствует внедрению в процесс планирования методов бюджетирования, ориентированного на результат.

     Что касается нашего города, то в процессе планирования расходов бюджетных учреждений г. Сургута и Сургутского района применяются ведомственные-целевые программы, внедрены стандарты качества бюджетных услуг. Приоритетным методом планирования расходов бюджетных учреждений на сегодня по-прежнему остается сметное финансирование.  

     Список  используемой литературы 
 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Болтинова О.В. О бюджетном процессе в Российской Федерации (федеральный аспект) // Фин. право. 2007. С. 26

3. Дементьев Д.В. Бюджетная система России. Новосибирск. 2009 

4. Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2009.

5. Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 363с.

6. Азарникова И.В.  Современная система бюджетного финансирования и основные направления ее совершенствования //Бухгалтерский учет в бюджетных и некомерческих организациях// 2008, №20, с18. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансы бюджетных учреждений