Финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. С экономической точки зрения финансовый рынок представляет собой систему экономических отношений, связанных с процессами эмиссии ценных бумаг, их размещения, а также актами купли и продажи (обращения) финансовых инструментов (выступающих в роли товаров на финансовых рынках).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность, функции и классификация финансового рынка……………………5
2 Финансовые институты………………………………………………………….11
3 Анализ действующего рынка ценных бумаг…………………………………...16
4 Валютный рынок…………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Ф ИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

Функционирование множества небанковских кредитно-финансовых организаций обосновывается рядом аргументов: расширение их сети должно обеспечить наиболее полную мобилизацию средств предприятий и организаций (государственных, акционерных, частных) и населения в целях удовлетворения требований субъектов экономики в кредите; клиентуре предлагаются все новые нестандартные услуги; благодаря расширению услуг финансовых посредников на фондовом рынке развивается этот рынок; кредитные отношения приходят в соответствие с рыночными отношениями; вся кредитная система (и не только банки) содействует быстрейшему развитию экономики, повышению ее эффективности; создается здоровая конкуренция в кредитной сфере.

Небанковские организации ориентируются  либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление конкретных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг. Их деятельность сосредоточивается в большинстве своем на обслуживании относительно ограниченного сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре.

Специализированные кредитно-финансовые институты имеют практически двойную подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они руководствуются банковским законодательством и требованиями центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных, залоговых операциях, они подпадают под регулирование других законов и соответствующих ведомств.

Для Республики Беларусь характерен процесс становления небанковских финансово-кредитных организаций, перечень которых относительно невелик (лизинговые компании, инвестиционные фонды, страховые  общества, финансовые компании, валютно-фондовая биржа, ломбарды и некоторые др.) и определяется законодательством.

В соответствии с законами Республики Беларусь небанковская кредитно-финансовая организация — это юридическое  лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь, за исключением (в совокупности) следующих банковских операций: привлечения денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты); размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет в кредиты; открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц.

Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.

Небанковская кредитно-финансовая организация создается в форме  хозяйственного общества и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Отдельные из них подлежат государственной регистрации в Национальном банке (например, финансовая компания), который лицензирует их деятельность.

При создании небанковской кредитно-финансовой организации (лицензируемой Национальным банком), осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ действующего  рынка ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг с позиции  экономического содержания представляет собой систему экономических  отношений между его участниками (эмитентами, инвесторами, фондовыми  посредниками, органами регулирования  и др.) по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам [4, с.12].

По сроку существования:

Бессрочные. Такие ценные бумаги прекращают свое обращение только в случае ликвидации эмитента. Типичными  примерами бессрочных ценных бумаг являются акции и инвестиционные паи.

Срочные ценные бумаги имеют  ограниченный период существования. Срок существования определяется промежутком  времени с момента эмиссии (выпуска) до момента погашения. По сроку обращения  ценные бумаги подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные, причем конкретные критерии отнесения финансовых инструментов к той или иной группе зависят от вида ценной бумаги и особенностей законодательства разных стран.

По эмитенту ценные бумаги различают:

Государственные. Эти ценные бумаги могут быть эмитированы государственными органами власти и управления, государственными организациями, муниципалитетами, центральными банками.

Корпоративные ценные бумаги выпускаются хозяйствующими субъектами, предприятиями различных форм собственности и организационно-правовых форм.  Это могут быть хозяйственные общества (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО), унитарные предприятия, производственные кооперативы.

Существуют и другие классификации  ценных бумаг.

Общенациональная система  биржевых торгов создана на базе открытого акционерного общества ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ (далее - ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“), имеющего исключительное право на организацию вторичного обращения государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций, краткосрочных облигаций Национального банка. В целях активизации биржевого рынка корпоративных ценных бумаг с 17 июля 2008 г. сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ совершаются только через торговую систему ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, на биржевом рынке размещаются и обращаются биржевые облигации, а также обращаются облигации, обеспеченные обязательствами по возврату основной суммы долга и уплате процентов по кредитам, предоставленным на строительство, реконструкцию или приобретение жилья. Наиболее развитым и ликвидным  сегментом  рынка ценных бумаг в Беларуси является рынок государственных ценных бумаг.

Объемы размещения государственных  займов и расходы по их погашению и обслуживанию определяются в Законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год, исходя из прогнозного уровня инфляции, роста ВВП и других макроэкономических показателей.

Участниками рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь являются [11]:

1. Министерство финансов Республики Беларусь - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Министерство финансов разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний  государственный долг.

2. Национальный банк Республики Беларусь - финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг; осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке ценных бумаг, выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций.

3. Инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе и иностранные. 
Спектр инструментов фондового рынка, которые может использовать Правительство Республики Беларусь  для привлечения и перераспределения свободных денежных средств достаточно велик. В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает  следующие государственные ценные бумаги:

- для юридических лиц;

- государственные краткосрочные облигации,

- государственные долгосрочные облигации,

- государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте,

- векселя Правительства Республики Беларусь для физических лиц;

- облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь,

- облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

Наибольшим спросом у  инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

Владельцами государственных  краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

Приобрести ГКО и ГДО  можно:

1) на аукционах, которые  проводятся на ОАО «Белорусская  валютно-фондовая биржа» в соответствии  с постановлением Министерства  финансов, через участников аукционов-членов  секции фондового рынка;

2) по договору с Министерством  финансов.

Аукционы по размещению государственных  облигаций проводятся еженедельно по вторникам. До размещения не реализованных на аукционах облигаций осуществляются ежедневно по ценам, устанавливаемым Министерством финансов.

Государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются в виде записей на счетах. Облигации могут быть с купонным доходом (выплачивается ежемесячно, ежеквартально) или процентным доходом (выплачивается при погашении). Эмиссия облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов, а их размещение – путем продажи Министерством финансов юридическим лицам (резидентам и нерезидентам Республики Беларусь) на договорных условиях. Срок обращения облигаций, условия выплаты дохода по ним указываются в приказе Министерства финансов о выпуске и определяются в договоре.

По обоюдному согласию эмитента и инвестора возможно досрочное  погашение или обмен облигаций (ГКО, ГДО, государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте) на новые выпуски.

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг. 
В республике за последние годы достигнут определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения. 
Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

- разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

- внедрением нового вида аукциона – биржевого;

- сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;

- участием нерезидентов;

- активизацией вторичного рынка;

- улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Начиная с 2000 года государственные  ценные бумаги размещаются среди нерезидентов Республики Беларусь. Своевременное и полное их погашение свидетельствует о платежеспособности республики. За последние годы участие нерезидентов в покупке правительственных облигаций значительно возросло. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь. 
Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне. 
    За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь. 
Вторичный рынок правительственных облигаций основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством: для продавца – последующего их выкупа, для покупателя – последующей их продажи.

Следует отметить, что в  структуре сделок ОАО "Белорусская  валютно-фондовая биржа" преобладают  сделки с государственными ценными  бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) [11].

По данным БВФБ, суммарный  объем сделок купли/продажи ценных бумаг на бирже составил в 2011 году 43,2 трлн. BYR, а количество сделок - 30649. По сравнению с 2010 годом данные параметры выросли на 76,8% и 42,3% соответственно.

Как и ранее, основным сегментом  биржевого рынка по оборотам оказался сектор государственных ценных бумаг, объем торгов которыми в 2011 году достиг 34,6 трлн. BYR, а количество сделок - 9869. По сравнению с 2010 годом объем практически удвоился, а вот количество сделок даже снизилось на 4,8%. По оборотам сектор государственных ценных бумаг занял 80% всего биржевого рынка. Государство начало проводить более жесткую финансовую политику и увеличили объемы заимствований на внутреннем рынке.

По состоянию на 01.01.2012 к обращению на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее – биржа) допущены акции 2 335 эмитентов (2 370 выпусков). Из них акции 1 эмитента (2 выпуска) – включены в котировальный лист «А» первого уровня, акции 19 эмитентов (20 выпусков) включены в котировальный лист «А» второго уровня, акции 49 эмитентов (49 выпусков) включены в котировальный лист «Б», в качестве внесписочных ценных бумаг к обращению допущены акции 2 266 эмитентов (2 299 выпусков).

Суммарный объем торгов акциями в 2011 году составил 249,41 млрд. рублей или 27 273 436 акций. Количество сделок, заключенных с акциями в биржевой торговой системе в 2011 году, составило 17 969.При этом в 2011 году сделок с расчетами за белорусские рубли было заключено на 231,42 млрд. рублей (17 917 сделок), с расчетами в долларах США – на 1 555 491,00 долларов США (26 сделок), с расчетами в Евро – на 639 028,84 Евро (8 сделок), с расчетами в российских рублях – на 12 023 252,82 российских рублей (18 сделок) (в 2010 году с акциями было заключено 9 164 сделки на общую сумму 278,83 млрд. рублей или 1 250 449 522 акции).

По состоянию на 01.01.2012 к участию в первичных торгах облигациями были допущены 26 банков и 37 небанковских профучастников.

В результате проведения указанных  операций в 2011 году было осуществлено размещение облигаций на общую сумму 1 627,48 млрд. рублей или 5 893 953облигации, общее количество сделок составило 221. Средневзвешенная доходность в 2011 году составила 34,67 % годовых (в  2010 году сумма сделок по первичному размещению облигаций юридических лиц составила 1 213,85 млрд. рублей или 4 215 048 облигаций, количество сделок по первичному размещению облигаций юридических лиц в 2010 году составило 190).

По состоянию на 01.01.2012 к обращению на бирже были допущены облигации 64 эмитентов (178 выпусков). Из них облигации 9 эмитентов (77 выпусков) – включены в котировальный лист «А» первого уровня, 1 эмитент (1 выпуск) – включен в котировальный лист «А» второго уровня, в качестве внесписочных ценных бумаг к обращению на бирже допущены облигации 54 эмитентов (100 выпусков).

Информация о работе Финансовый рынок