Финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. С экономической точки зрения финансовый рынок представляет собой систему экономических отношений, связанных с процессами эмиссии ценных бумаг, их размещения, а также актами купли и продажи (обращения) финансовых инструментов (выступающих в роли товаров на финансовых рынках).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность, функции и классификация финансового рынка……………………5
2 Финансовые институты………………………………………………………….11
3 Анализ действующего рынка ценных бумаг…………………………………...16
4 Валютный рынок…………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Ф ИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

2) Кредитный рынок - рынок, на  котором объектом купли-продажи  выступают кредитные ресурсы и обслуживающие их финансовые инструменты.

3) Валютный рынок - система устойчивых  организационно-экономических отношений,  по купле-продаже иностранных  валют и платежных документов  в иностранной валюте.

4) Рынок ценных бумаг - является  частью рынка ссудных капиталов,  где осуществляется эмиссия и  купля-продажа ценных бумаг. В нем выделяется первичный (эмиссия и первичное размещение) и вторичный (купля-продажа ранее выпущенных) рынок ценных бумаг.

5) Страховой рынок - объектом  купли-продажи является специфический  товар - страховая защита или  страховое покрытие.

6) Рынок золота - объектом купли-продажи  выступает золото, серебро, платина.

Современное развитие рыночных отношений  в отечественной экономике предусматривает  активное участие государства как  регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Регулирование в целом можно  рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых  процессов в рамках заданных параметров.

В целом содержание государственного регулирования состоит из:

  • регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
  • формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
  • выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.

С теоретической точки зрения государственное  регулирование финансового рынка представляет собой совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

Практическая реализация государственного регулирования финансового рынка  представляет собой, по нашему мнению, воздействие государства в лице государственных органов на совокупность финансово-экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Целенаправленное государственное  воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами.

Прямое (административное) государственное  регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.

Институциональным элементом экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Финансовые институты

 

В составе финансовых институтов - организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке Республики Беларусь, можно выделить операторов (финансовых посредников) и инфраструктурные институты финансового рынка, а также в качестве институциональных инвесторов - инвестиционные фонды и страховые компании. В свою очередь, в составе финансовых посредников выделяются кредитные организации (включая небанковские кредитно-финансовые организации), операторы фондового рынка (брокеры/дилеры, доверительные управляющие), а в составе инфраструктурных институтов - учетные институты (регистраторы и депозитарии) и фондовые биржи.

На 1 января 2012 г. банковский сектор включал 31 действующий на территории Республики Беларусь банк и играл доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Характерной особенностью институционального развития банковского сектора в 2006 – 2011 годах являлось наличие устойчивой тенденции к изменению структуры собственности: в указанный период насчитывалось 26 банков с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков – с 100-процентным иностранным капиталом [14].

Основные показатели эффективности  развития банковской системы республики представлены в таблице 1 на основании данных Национального банка Республики Беларусь [1].

 

Таблица 1 – Основные показатели эффективности развития банковской

                     системы Республики Беларусь  за 2006-2011 гг.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Активы,  млрд. р.

23195,7

34217,0

51164,1

73043,1

98347,1

176427,9

Доля к ВВП, %

29,3

35,2

39,4

53,1

60,3

64,3

Капитал, млрд. р.

4156,8

5504,8

7227,7

12663,4

14533,7

19056,7

Доля капитала к активам, %

17,9

16,1

14,1

17,3

14,8

10,8

Кредиты экономике, млрд. р.

16366,5

23775,1

35981,6

54202,2

73215,0

125141,6

Доля к ВВП, %

19,4

24,5

27,7

39,4

44,9

45,6

Ставка рефинансирования, %

10,7

10,5

10,4

13,9

11,8

21,6

ВВП, млрд. р.

79267

97165

129791

137442

162964

274282,1

Темп роста, %

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

105,3

Процентные ставки, %

           

- по обязательствам

7,7

8,3

8,6

11,7

8,8

32,0

- по кредитам

8,8

8,7

8,8

10,7

9,1

28,2

Индекс потребительских цен, %

107,0

108,4

114,8

113,0

107,8

208,7


 

Данные таблицы 1 показывают рост влияния банков на экономические процессы в стране. Об этом свидетельствует ряд показателей:

- доля активов банков  к валовому внутреннему продукту (ВВП) увеличивалась на протяжении всего десятилетия и выросла с 29,3 % в 2006 г. до 64,3 % в 2011 г. Очевидно, что темпы роста активов банковской системы росли быстрее, чем росла экономика страны;

- доля кредитов банков  к ВВП неуклонно увеличивалась  на протяжении всего анализируемого  периода с 19,4 % в 2006 г. до 45,6 % в 2011 г., т.е. растет зависимость  экономики от банковского кредитования. Рост кредитования опережал рост экономики и являлся значительным стимулом экономического развития страны.

После осуществленной в конце 2010 года рекапитализации крупнейших государственных банков доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора возросла с 70 процентов до 73,6 процента при одновременном снижении долей иностранного капитала (с 27,3 до 24,2 процента) и вкладов резидентов негосударственной формы собственности (с 2,7 до 2,2 процента). Количество государственных банков и банков, контролируемых иностранным капиталом, в 2010 году не изменилось, составив на1 января 2011 г. соответственно 4 и 23.

По состоянию на 1 января 2011 г. индивидуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом восьми из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, шести – агентством Moody's Investors Service и двум банкам – агентством Standard &Poor's.

Уровень концентрации активов  банковского сектора за 2010 год несколько снизился, концентрация капитала, напротив, возросла. В начале 2011 года на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 процента активов и 78,7 процента капитала банковского сектора (в начале 2010 года – 84 процента и 76,9 процента соответственно).

В 2011 г. на финансовом рынке  республики действовали 24 страховых  компании [10].

Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.01.2012 составила 1 735,0 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 01.01.2011 на 704,7 млрд. рублей или на 68,4 %. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 1 368,9 млрд. рублей, по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, – 366,1 млрд. рублей (на 01.01.2011 – 764,2 млрд. рублей и 266,1 млрд. рублей соответственно).

По состоянию на 01.01.2012 собственный  капитал страховых организаций  республики составил 2 701,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом  в действующих ценах на 722,4 млрд. рублей, или на 36,5 %. Уставный фонд составляет 1790,2 млрд. рублей, или 66,3 % от величины собственного капитала.

За январь – декабрь 2011 года действующими страховыми организациями  республики получено страховых взносов  по прямому страхованию и сострахованию на сумму 2 361,7 млрд. рублей. Прирост поступлений за январь – декабрь 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил 1 019,7 млрд. рублей, или 76,0 % в текущих ценах.

По добровольным видам  страхования за январь – декабрь 2011 года получено страховых взносов в размере 1 142,9 млрд. рублей, что на 473,5 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

По обязательным видам  страхования за январь – декабрь 2011 года получено страховых взносов в размере 1 218,8 млрд. рублей, что на 546,2 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Удельный вес добровольных видов страхования в общей  сумме поступлений составляет 48,4 % (за январь – декабрь 2010 года – 49,9 %).

За январь – декабрь 2011 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 1 334,8 млрд. рублей и превысили данный показатель за аналогичный период 2010 года на 530,4 млрд. рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме полученных страховых взносов за январь – декабрь 2011 года составил 56,5 % (за аналогичный период 2010 года – 59,9 %).

Кредитная система любого государства  характеризуется не только банками, но и специализированными (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Конечно, основной финансовый посредник на рынке — это банки. Однако посреднические функции в состоянии выполнять и другие финансовые организации. Функционирование финансовых рынков сопряжено с множеством проблем (ложный выбор партнера, недобросовестное поведение партнера, риски вложения средств и др.). Правильный выбор кредитно-финансовых посредников снижает остроту этих проблем.

При наличии в стране разных финансовых посредников граждане с относительно небольшими сбережениями могут направить свои средства на денежный рынок, предоставив их в распоряжение заслуживающему доверия посреднику, не обязательно банку. Тем самым они снижают потери, связанные с ложным выбором. Финансовые посредники выплачивают вкладчикам процент и предоставляют другие значительные услуги, получая при этом доходы.

Финансовые посредники, в том  числе и банки, играют ключевую роль в обеспечении экономической  эффективности, поскольку облегчают  переход средств от кредиторов к  заемщикам с производительными  инвестиционными возможностями. В  отсутствие хорошо функционирующих  финансовых посредников экономике сложно должным образом реализовать свой потенциал

Специализированные кредитно-финансовые организации обслуживают главным  образом ту часть рынка, которая  не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. Это: лизинговые фирмы; ссудно-сберегательные общества; кредитные союзы; инвестиционные компании (фонды); факторинговые компании; финансовые компании; страховые общества; взаимные (паевые) фонды; пенсионные фонды; инкассаторские фирмы; ломбарды; организации финансовых рынков; трастовые компании; расчетные, клиринговые центры; пункты проката; дилинговые предприятия; иные кредитно-финансовые организации.

Информация о работе Финансовый рынок