Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:49, курсовая работа
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. С экономической точки зрения финансовый рынок представляет собой систему экономических отношений, связанных с процессами эмиссии ценных бумаг, их размещения, а также актами купли и продажи (обращения) финансовых инструментов (выступающих в роли товаров на финансовых рынках).
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность, функции и классификация финансового рынка……………………5
2 Финансовые институты………………………………………………………….11
3 Анализ действующего рынка ценных бумаг…………………………………...16
4 Валютный рынок…………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...29
2) Кредитный рынок - рынок, на
котором объектом купли-
3) Валютный рынок - система устойчивых
организационно-экономических
4) Рынок ценных бумаг - является
частью рынка ссудных
5) Страховой рынок - объектом
купли-продажи является
6) Рынок золота - объектом купли-продажи выступает золото, серебро, платина.
Современное развитие рыночных отношений
в отечественной экономике
Регулирование в целом можно
рассматривать как функцию
В целом содержание государственного регулирования состоит из:
С теоретической точки зрения государственное регулирование финансового рынка представляет собой совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.
Практическая реализация государственного
регулирования финансового
Целенаправленное
Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.
Институциональным элементом экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.
2 Финансовые институты
В составе финансовых институтов - организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке Республики Беларусь, можно выделить операторов (финансовых посредников) и инфраструктурные институты финансового рынка, а также в качестве институциональных инвесторов - инвестиционные фонды и страховые компании. В свою очередь, в составе финансовых посредников выделяются кредитные организации (включая небанковские кредитно-финансовые организации), операторы фондового рынка (брокеры/дилеры, доверительные управляющие), а в составе инфраструктурных институтов - учетные институты (регистраторы и депозитарии) и фондовые биржи.
На 1 января 2012 г. банковский сектор включал 31 действующий на территории Республики Беларусь банк и играл доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Характерной особенностью институционального развития банковского сектора в 2006 – 2011 годах являлось наличие устойчивой тенденции к изменению структуры собственности: в указанный период насчитывалось 26 банков с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков – с 100-процентным иностранным капиталом [14].
Основные показатели эффективности развития банковской системы республики представлены в таблице 1 на основании данных Национального банка Республики Беларусь [1].
Таблица 1 – Основные показатели эффективности развития банковской
системы Республики Беларусь за 2006-2011 гг.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Активы, млрд. р. |
23195,7 |
34217,0 |
51164,1 |
73043,1 |
98347,1 |
176427,9 |
Доля к ВВП, % |
29,3 |
35,2 |
39,4 |
53,1 |
60,3 |
64,3 |
Капитал, млрд. р. |
4156,8 |
5504,8 |
7227,7 |
12663,4 |
14533,7 |
19056,7 |
Доля капитала к активам, % |
17,9 |
16,1 |
14,1 |
17,3 |
14,8 |
10,8 |
Кредиты экономике, млрд. р. |
16366,5 |
23775,1 |
35981,6 |
54202,2 |
73215,0 |
125141,6 |
Доля к ВВП, % |
19,4 |
24,5 |
27,7 |
39,4 |
44,9 |
45,6 |
Ставка рефинансирования, % |
10,7 |
10,5 |
10,4 |
13,9 |
11,8 |
21,6 |
ВВП, млрд. р. |
79267 |
97165 |
129791 |
137442 |
162964 |
274282,1 |
Темп роста, % |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,6 |
105,3 |
Процентные ставки, % |
||||||
- по обязательствам |
7,7 |
8,3 |
8,6 |
11,7 |
8,8 |
32,0 |
- по кредитам |
8,8 |
8,7 |
8,8 |
10,7 |
9,1 |
28,2 |
Индекс потребительских цен, % |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
113,0 |
107,8 |
208,7 |
Данные таблицы 1 показывают рост влияния банков на экономические процессы в стране. Об этом свидетельствует ряд показателей:
- доля активов банков
к валовому внутреннему
- доля кредитов банков
к ВВП неуклонно увеличивалась
на протяжении всего
После осуществленной в конце 2010 года рекапитализации крупнейших государственных банков доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора возросла с 70 процентов до 73,6 процента при одновременном снижении долей иностранного капитала (с 27,3 до 24,2 процента) и вкладов резидентов негосударственной формы собственности (с 2,7 до 2,2 процента). Количество государственных банков и банков, контролируемых иностранным капиталом, в 2010 году не изменилось, составив на1 января 2011 г. соответственно 4 и 23.
По состоянию на 1 января 2011 г. индивидуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом восьми из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, шести – агентством Moody's Investors Service и двум банкам – агентством Standard &Poor's.
Уровень концентрации активов банковского сектора за 2010 год несколько снизился, концентрация капитала, напротив, возросла. В начале 2011 года на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 процента активов и 78,7 процента капитала банковского сектора (в начале 2010 года – 84 процента и 76,9 процента соответственно).
В 2011 г. на финансовом рынке республики действовали 24 страховых компании [10].
Общая сумма страховых резервов, сформированных страховыми организациями республики, по состоянию на 01.01.2012 составила 1 735,0 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 01.01.2011 на 704,7 млрд. рублей или на 68,4 %. Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, составляют 1 368,9 млрд. рублей, по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, – 366,1 млрд. рублей (на 01.01.2011 – 764,2 млрд. рублей и 266,1 млрд. рублей соответственно).
По состоянию на 01.01.2012 собственный капитал страховых организаций республики составил 2 701,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом в действующих ценах на 722,4 млрд. рублей, или на 36,5 %. Уставный фонд составляет 1790,2 млрд. рублей, или 66,3 % от величины собственного капитала.
За январь – декабрь 2011
года действующими страховыми организациями
республики получено страховых взносов
по прямому страхованию и
По добровольным видам страхования за январь – декабрь 2011 года получено страховых взносов в размере 1 142,9 млрд. рублей, что на 473,5 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
По обязательным видам страхования за январь – декабрь 2011 года получено страховых взносов в размере 1 218,8 млрд. рублей, что на 546,2 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 48,4 % (за январь – декабрь 2010 года – 49,9 %).
За январь – декабрь 2011 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 1 334,8 млрд. рублей и превысили данный показатель за аналогичный период 2010 года на 530,4 млрд. рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме полученных страховых взносов за январь – декабрь 2011 года составил 56,5 % (за аналогичный период 2010 года – 59,9 %).
Кредитная система любого государства характеризуется не только банками, но и специализированными (небанковскими) кредитно-финансовыми организациями. Конечно, основной финансовый посредник на рынке — это банки. Однако посреднические функции в состоянии выполнять и другие финансовые организации. Функционирование финансовых рынков сопряжено с множеством проблем (ложный выбор партнера, недобросовестное поведение партнера, риски вложения средств и др.). Правильный выбор кредитно-финансовых посредников снижает остроту этих проблем.
При наличии в стране разных финансовых посредников граждане с относительно небольшими сбережениями могут направить свои средства на денежный рынок, предоставив их в распоряжение заслуживающему доверия посреднику, не обязательно банку. Тем самым они снижают потери, связанные с ложным выбором. Финансовые посредники выплачивают вкладчикам процент и предоставляют другие значительные услуги, получая при этом доходы.
Финансовые посредники, в том числе и банки, играют ключевую роль в обеспечении экономической эффективности, поскольку облегчают переход средств от кредиторов к заемщикам с производительными инвестиционными возможностями. В отсутствие хорошо функционирующих финансовых посредников экономике сложно должным образом реализовать свой потенциал
Специализированные кредитно-