Финансовый рынок как структурный. Элемент рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрена структура финансового рынка, показано значение ценных бумаг как инструмента финансового рынка для эффективного его функционирования.

Содержание

I. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАК СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЦЕННЫЕ БУМАГИ. 3
Введение 3
1.Финансовый рынок: сущность, структура 4
2. Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг 6
2.1. Экономическая сущность и определение ценных бумаг 6
2.2. Рынок ценных бумаг, его роль в макроэкономике 8
Заключение 11

II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ 16
Введение 16
1. Налог как основа налоговой системы 18
1.1. Сущность и экономическое содержание налогов 18
1.2. Элементы налогов 19
1.3. Функции налогов 20
2. Налоговая система Российской Федерации 21
2.1. Основные принципы построения налоговой системы в России 21
2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 24
Заключение
Недостатки современной налоговой системы Российской Федерации 29
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

1 (2).rtf

— 251.12 Кб (Скачать)
  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3. налог на прибыль (доход) организаций;
  4. налог на доходы от капитала;
  5. налог на доходы физических лиц;
  6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  7. госпошлина;
  8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. налог на пользование недрами;
  10. налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
  11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  13. лесной налог;
  14. водный налог;
  15. экологический налог;
  16. федеральные лицензионные сборы.

    Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые

Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:
  • налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • формы отчетности по данному региональному налогу.

      Иные элементы налогообложения устанавливаются самим Налоговым кодексом РФ.  

      К региональным налогам и сборам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. налог с продаж;
  5. транспортный налог;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы.

      Согласно статье 14 п.2 НК РФ при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

      Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами   представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

      К местным налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. налог на рекламу;
  4. налог на наследование и дарение;
  5. местные лицензионные сборы.

      Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

      Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности налогоплательщика.

      В соответствии со ст.12 п.5 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

      Информация об установлении региональных и местных налогов и сборов направляется органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления в Министерство по налогам и сборам и Минфин РФ, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы.

      Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об основных положениях ежеквартально публикуются  Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о действующих местных налогах или сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.

      Считается, что налог установлен, если определены:

  • налогоплательщики;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

      В необходимых случаях при установлении налога в нормативном акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Налоговая система РФ строится на сочетании прямых и косвенных налогов.

      Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы или имущество налогоплательщика. При этом  денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно. Прямые налоги подразделяются на:

  • реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества;
  • личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации.

При этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими.  К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, налог на имущество, налог на доходы с физических лиц и др.

      Субъектом косвенного налога является продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). В число косвенных налогов включены: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды сырья, таможенные пошлины.

      Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях снижения объемов производства.

      Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовывать на практике обе функции налогов - и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход. 

                                                   Заключение

     Недостатки современной налоговой системы Российской Федерации 

     Как уже было отмечено выше, налоги - это один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти. В настоящее время перед государством стоят несколько иные задачи, однако, главное предназначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, осталось.

     Налоги - это совокупность финансовых отношений, они связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения его функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Налоги - это объективная необходимость, они обусловлены развитием общества. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны быть одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.

     Основной недостаток современной налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Налоговая система и предприятия слабо связаны между собой. Потеря взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие уже давно поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

     Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

     Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.

     Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования.

     Пути оптимизации налоговой системы России.

    1. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов,
    2. Укрепить доходную базу бюджетной системы,
    3. Создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

    Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими:

    1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
    2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
    3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
    4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

     Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлении создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовый рынок как структурный. Элемент рыночной экономики