Финансовый рынок как структурный. Элемент рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрена структура финансового рынка, показано значение ценных бумаг как инструмента финансового рынка для эффективного его функционирования.

Содержание

I. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАК СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЦЕННЫЕ БУМАГИ. 3
Введение 3
1.Финансовый рынок: сущность, структура 4
2. Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг 6
2.1. Экономическая сущность и определение ценных бумаг 6
2.2. Рынок ценных бумаг, его роль в макроэкономике 8
Заключение 11

II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ 16
Введение 16
1. Налог как основа налоговой системы 18
1.1. Сущность и экономическое содержание налогов 18
1.2. Элементы налогов 19
1.3. Функции налогов 20
2. Налоговая система Российской Федерации 21
2.1. Основные принципы построения налоговой системы в России 21
2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 24
Заключение
Недостатки современной налоговой системы Российской Федерации 29
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

1 (2).rtf

— 251.12 Кб (Скачать)

     Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

     Налоги - это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формациях главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, -  казне нужны были дополнительные средства.

     Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  - это  сущность налога.

     В условиях перехода на рыночные отношения в России основными видами доходов бюджетной системы, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали именно налоги. Взаимоотношения предприятий и государства стали строиться на правовой основе в соответствии с законодательством.

     Совокупность налогов, действующих на территории страны, а также методы  и  принципы  их  взимания  представляют  собой налоговую систему.

  Можно сказать, что  налоговая  система   в  Российской  Федерации

практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был  принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную  стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определили плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.   Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществлялось высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.  С 1 января 1999 года  была введена часть первая Налогового кодекса РФ, а с 1 января 2001 года - часть вторая Налогового кодекса.  С этих пор все федеральные законы о налогах  и  сборах  принимаются  в  соответствии  с  ним.

  В данной  работе предпринята попытка разобраться в действующей

налоговой системе России, определить ее состав и структуру, выделить ее основные противоречия. 

                              1. Налог как основа налоговой системы 

      1. Сущность и экономическое содержание налогов
 
 

    Как уже было отмечено выше, совокупность налогов, действующих на территории государства, представляет собой налоговую систему. Иными словами, основа налоговой системы - это налоги, поэтому прежде всего  остановимся  на  вопросе о необходимости налогов.

    Как известно,  налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства.  В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов,  поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему  требуется определенная  сумма  денежных  средств,  которые могут быть собраны только посредством налогов.  Исходя  из  этого минимальный размер  налогового  бремени определяется суммой расходов государства на исполнение  минимума  его  функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Т.е. чем больше функций возложено на государство,  тем больше оно должно  собирать налогов.

    Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,  получающих доходы,  участвовать в формировании государственных финансовых  ресурсов, они  выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

    Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. 
 

                                   1.2.  Элементы налогов 

    Налоговая система базируется на Налоговом кодексе и  законодательных актах, принятых в соответствии с ним. Эти законодательные акты устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, таким образом  определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

1) объект налога -- это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

2) субъект налога -- это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

3) источник налога - это доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога -- величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

5) налоговая льгота -- полное или частичное освобождение плательщика от налога;

6) срок уплаты налога -- срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве; за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимаются пени.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. 
 
 
 
 
 
 
 

                                        1.3. Функции налогов 
 

     Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции:

  • фискальную;
  • стимулирующую;
  • регулирующую.

     В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

    Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах,  при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.  обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

    Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.

    Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путем влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

                      2. Налоговая система Российской Федерации

        2.1. Основные принципы построения налоговой системы

                                      в  России. 

   Для  того, чтобы  вникнуть  в  суть налоговых платежей, важно                    определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

    1. уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.е. с учетом уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства;
    2. необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или  капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь  созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть  до его реализации;

             3) обязательность   уплаты    налогов. Налоговая   система   не должна

             оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа;

             4) система  и  процедуры  выплаты  налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными    для учреждений, собирающих налоги;

             5) налоговая система должна быть гибкой и легко    адаптируемой к  меняющимся   общественно-политическим  условиям;

          6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение    

               создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом

            государственной экономической  политики.

  Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт и не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому с первых дней действия налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве, к сожалению,  до сих пор приводят к еще большей нестабильности, противоречивости и запутанности. Несмотря на все сказанное, в последнее время в действующем налоговом законодательстве появляются и положительные моменты.

   На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:    

  • приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного переноса налогового бремени на граждан (физических лиц);
  • создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные;
  • наличие широкого перечня разнообразных льгот;
  • разработаны и утверждены жесткие санкции за различные 

                     нарушения налогового законодательства, включая меры

                     финансовой, административной и уголовной

                      ответственности;

  • установлена обязательность постановки всех субъектов

                      предпринимательской и хозяйственной деятельности на

                    учет в налоговых органах;

  • Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия;
  • для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. 
     

    2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

    Согласно статье  12 п.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);
  3. местные налоги и сборы.

    Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

Информация о работе Финансовый рынок как структурный. Элемент рыночной экономики