Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. В основе формирования финансового рынка в качестве главного и единственного ресурса лежит ссудный капитал. Всё многообразие форм капитала, а также форм его приложения, распределения и перераспределения между субъектами экономической деятельности и представляет собой основу финансового рынка государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Финансовый рынок: его функции, структура……………………………..5
2. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов………………………………………………………………………..10
3. Финансовый рынок Украины .
Особенности формирования и развития……………………………………..13
4.Вывод…………………………………………………………………………24
5.Список использованной литературы……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Функционирование финансового  рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью.

Только такие независимые  собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы  и нацеливаясь на эффективное  их инвестирование в различного рода затраты.

Вместе с тем функционирование финансового рынка немыслимо и без соответствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность самого рынка и участвующих на нем контрагентов.

Аккумуляция временно свободных  денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг.

В терминологии финансовых рынков ценной бумагой признается документ, удостоверяющий имущественное право владельца  бумаги при ее предъявлении. Ценные бумаги должны обязательно содержать предусмотренные законом реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения.

Финансовые рынки подразделяют на первичные, связанные с выпуском новых ценных бумаг, и вторичные, осуществляющие перепродажу ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегателями и  инвесторами являются эмитенты. К ним относятся, с одной стороны, юридические лица, являющиеся субъектами хозяйствования и стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства, а, с другой - органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специальные торговые конторы - дилерские и брокерские фирмы.

Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат. Если вкладчики оптимистично оценивают будущее эмитента, то они быстро раскупят выпущенные ценные бумаги. Это позволит предприятию мобилизовать дополнительный капитал для различных целей.

Вторичные финансовые рынки предназначены  не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения  имеющихся между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями  расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное народно-хозяйственное значение:

1) благодаря им становится  возможным инвестировать денежные  средства в производство, что  позволяет увеличивать производственные  мощности страны, накапливать ресурсный  потенциал; 

2) с помощью финансового рынка облегчается развитие предприятий и их отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам;

3) перелив капиталов, осуществляемый  на финансовых рынках, способствует  ускорению научно-технического прогресса,  быстрейшему внедрению научно-технических достижений;

4) финансовый рынок позволяет  цивилизованным способом покрывать  бюджетный дефицит, ибо именно  на финансовым рынке изыскиваются  свободные денежные средства  для покрытия растущих государственных  расходов.

3. Финансовый  рынок Украины. Особенности формирования и развития

Рассматривая финансовый рынок Украины в историческом аспекте, необходимо отметить, что он существовал на территории нашего государства  до революции 1917 года, потом в период Нэпа в конце 20-х годов, а также  и в дальнейшем, но в урезанном и ограниченном виде. Сейчас уже нет возможности обеспечить наследственность принятых актов и законодательства, которое существовало в Российской империи (в том числе и в Украине) до 1917 года. Это обстоятельство не может не вызывать разочарования, так как до революции мы имели развитую как на то время, правовую базу регулирования фондового рынка.

 Уже в 1836 году в России  было утверждено “Положение о  компаниях и акциях”. В принятии  такого правового документа, которое  регламентировал деятельность акционерных обществ, наша страна опережала Пруссию на 6 лет, Англию - на 7 лет, Францию - на 19 лет. Развитие правовой базы, связанной с рынком ценных бумаг, после событий, которые произошли в октябре 1917года, приостановилось.

Упадок финансового рынка и его инфраструктуры в советские годы обуславливался преобладанием командно-административной системы управления, полным огосударствлением средств производства, отсутствием частной собственности как основы формирования финансового рынка. Мобилизация денежных сбережений только через государственные займы была ограниченным финансовым инструментом, применявшимся командно-административной системой не эффективно. Это влекло за собой объективное отставание отечественной экономики во многих отраслях. Из-за сложности концентрации средств внутренних резервов для создания конкурентоспособных производств не использовался мощный научно-технический потенциал, который был создан за советское время.

 

В структуре национального  финансового рынка наиболее динамично  развивался фондовый рынок. В основном это было связанно с приватизацией государственных предприятий, более активным проведением корпоратизации с последующей эмиссией ценных бумаг новосозданными обществами.

Формирование правовой базы для  создания и функционирования рынка ценных бумаг в Украине началось с принятия в 1991 году Закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже". Появился первый официальный законодательный документ, регулирующий создание и деятельность фондовых бирж в Украине.

Согласно этому закону, Кабинет Министров Украины и Министерство финансов Украины могут выпускать казначейские обязательства: долгосрочные и краткосрочные соответственно. Такая мера может способствовать выравниванию налоговых поступлений в бюджет.

 В Украине используется такая  форма казначейских ценных бумаг, как векселя: они выпускаются на сумму 5 и 10 тыс. грн. без начисления процентов.

В период 1992-1993 годов появились  первые украинские акции и первые торговцы ценными бумагами. В 1991 году была создана Украинская фондовая биржа. До 1995 года эта биржа была единственной официально зарегистрированной биржей ценных бумаг в Украине. Участниками фондового рынка Украины являлись финансовые посредники, которые были представлены доверительными обществами, инвестиционными фондами, а также коммерческими банками.

Первые ценные бумаги были только именными, а торговля ими проводилась  только в пределах, определённых эмитентом. О котировках ценных бумагах тогда  даже речь не шла. Объемы операций были низкими. До 1995 года фондовый рынок  Украины находился на начальном этапе своего формирования. К группе законодательных актов того времени, которые сегодня регулируют отношения на украинском фондовом рынке, также следует отнести Законы Украины “О собственности”, “О хозяйственных обществах”, “О приватизационных бумагах”, “О банках и банковской деятельности” и другие. Анализ этих документов позволяет утверждать о большом их влиянии на развитие фондового рынка.

 В 1994 году Украиной  были приняты меры по развитию  финансового рынка. К важнейшим  из них относятся разработка  «Концепции функционирования и  развития фондового рынка Украины»  и Закона Украины «О государственном  регулировании рынка ценных бумаг  в Украине», а также решение о выпуске государственных ценных бумаг, эмиссия которых должна была стать одним из действенных рычагов финансирования дефицита государственного бюджета. Таким образом, к концу 1994 года в основном были заложены основы организационной и законодательной деятельности фондового рынка Украины.

Первое поколение нормативно-правовых актов в сфере фондового рынка  не всегда отвечало требованиям, которые  ставились перед фондовым рынком. Главными причинами являлись быстрота принятия этих правовых документов и отсутствие единой концепции развития рынка ценных бумаг.

Дальнейшее развитее украинского рынка ценных бумаг, увеличение его активов и объемов, указало на необходимость оперативного закрытия дыр в законодательстве. Это произвело к разработке и  принятии в 1992-1995 годах большого количества подзаконных актов.

Следующим этапом развития украинского рынка ценных бумаг  является массовая приватизация 1994—1996 годов. Выходит Декрет Кабинета Министров "О доверительных обществах" и Положение "Об инвестиционных фондах и Инвестиционных компаниях''. Соответственно, для аккумулирования приватизационных сертификатов создается целый ряд инвестиционных фондов и доверительных обществ.

Появляются фондовые биржи: Киевская международная фондовая биржа, Донецка фондовая биржа. Однако вследствие организационного становления новых бирж операции проводились практически только на УФБ. Также появляются ассоциации, которые объединяют участников рынка: Первая фондовая торговая система (ПФТС), которая представляла собой «электронную» биржу ценных бумаг Украины и охватывала все наибольшие регионы Украины и поддерживала работу национальной электронной системы торговли ценными бумагами в режиме «online», Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса, Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев.

 Для депозитарно-клирингового  обслуживания операторов рынка  был создан Межрегиональный фондовый  союз. Важным шагом на пути  развития рынка ценных бумаг  в Украине стало создания Указом  Президента Украины от 12 июня 1995 года Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), которая выполняет функции координирующего органа, начала осуществление единой государственной политики по регулированию составляющих национального рынка ценных бумаг.

Следующим важным шагом стало принятие Верховной Радой постановления от 25 сентября 1995 года “О концепции развития и функционирования фондового рынка Украины”.

В течение 1996 года законодательная  база рынка ценных бумаг Украины  была значительно расширена и  доработана. Государственное регулирование разрешило в определенной степени упорядочить деятельность участников рынка. Основным событием, значительно повлиявшим на фондовый рынок, стало принятие Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”, призванного обеспечить проведение единой государственной политики по развитию фондового рынка Украины, его адаптации к международным стандартам, координации деятельности центральных органов власти в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг.

 Важным событием на фондовом рынке Украины стало внесение изменений в 1996г. в Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”. Все вышеперечисленные правовые документы, на сегодняшний день составляют правовую базу рынка ценных бумаг в Украине.

Характерной чертой развития рынка ценных бумаг в Украине в 1995 году был стремительный рост объемов эмиссии государственных ценных бумаг. Этот процесс происходил даже динамичнее, чем движение ценных бумаг на фондовом рынке. В частности, в 1995 году получила начало практика выпуска государственных ценных для покрытия дефицита государственного бюджета Украины.

Этап фактического становления  рынка ценных бумаг начался с 1997 года. Поступления иностранных  инвестиций обеспечило развитие вторичного рынка ценных бумаг, что привело к высоким темпам возрастания акций украинских эмитентов и их ликвидности.

Общий объем торгов на организационно оформленных рынках составил 15,81% к уровню 1996 года. Общий  объем эмиссии акций зарегистрированных в 1997 году, составил 9970 млн. грн., то есть около 74% всех выпущенных ценных бумаг.

Практически новым явлением для фондового рынка Украины  стало расширение эмиссий облигаций  предприятий. Объем зарегистрированных эмиссий этих облигаций за 1997 год  составил 116,4 млн. грн., или в 151,2 раза больше, чем за предыдущий год. Но при столь значительном увеличении размеров эмиссии облигаций их доля в общей массе ценных бумаг на рынке чрезвычайно мала. В 1997 году эмиссии облигаций составила менее 0,9% от всей эмиссии ценных бумаг даже без учета ОВГЗ. Финансовый кризис 1997 года привел к резкому уменьшению иностранных инвестиций в украинские ценные бумаги, вследствие чего состоялось падения курса акций.

Продолжает развиваться  инфраструктура рынка ценных бумаг. Через интенсивность приватизационных процессов и появление большого количества акционерных обществ увеличилось количество договоров купли-продажи акций. Это привело к активизации регистраторской деятельности. В 1997 году ГКЦПФР выдала лицензии 156 независимым регистраторам. Начинают появляться институты хранителей и депозитариев. Было выдано лицензии 28 хранителям и одному депозитарию. Увеличиваются объемы торгов на фондовых биржах, однако на них проходят торги акциями только с участием Фонда государственного имущества и не осуществляются соглашения вторичного рынка. Продолжалась работа по нормативно-правовому обеспечению функционирования фондового рынка. Основная часть этой работы проводилась в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Разработанные и утвержденные Комиссией в пределах ее компетенции нормативно-правовые и директивные документы стали основанием для регулирования следующих областей деятельности рынка ценных бумаг: регулирования и контроля работы эмитентов, торговли; организации и контроля деятельности торговцев; регистраторской, депозитарной и расчетно-клиринговой деятельности; надежной защиты прав инвесторов; контроля и надзора за соблюдением законодательства на рынке; подготовки специалистов для работы на рынке ценных бумаг.

Информация о работе Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов