Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:09, курсовая работа
Финансовый рынок - это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на финансовом рынке действует огромное число финансовых посредников. Однако можно смело сказать, что наиболее полным инструментарием для проведения финансовых операций обладает банковский сектор. Между тем в последнее время на финансовом рынке России громко заявляют о себе и другие участники: страховые компании, инвестиционные компании и т.п. Таким образом, я считаю, что рассмотреть какие средства сосредоточены в руках участников рынка, как они распоряжаются этими средствами и как осуществляют свою деятельность в период мирового финансового кризиса, является актуальным в настоящее время.
Содержание ……………………………………………………………………...…2
Введение………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теоретические основы финансового рынка………………............5
Финансовый рынок: понятие, структура……………………...5
Субъекты финансового рынка………………………………..10
Функции финансового рынка………………………………...14
Глава 2. Анализ мобилизации ресурсов на финансовом рынке России на современном этапе…………………………………………………………...17
2.1 Анализ развития финансового рынка России на современном этапе……………………………………………………………………17
2.2 Динамика деятельности банков России – основных посредников на финансовом рынке………………………………….21
2.3 Анализ деятельности страховщиков на финансовом рынке России…………………………………………………………………..26
2.4 Состояние фондового рынка России………………………....29
Глава 3. Перспективы развития финансового рынка России…………....32
Заключение………………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………
Единственным способом рефинансирования банков оставались сделки репо: банки были вынуждены продавать свои портфели ценных бумаг с колоссальным дисконтом – до 30%. 17 сентября власти пошли на беспрецедентный шаг: по распоряжению ФСФР впервые в новей шей российской истории были приостановлены торги на обеих ведущих биржах: РТС и ММВБ. Также был наложен запрет на проведение маржинальных сделок.
Высокая степень интернационализации капитала означает, что он не только быстро приходит в страну, но и также быстро из нее уходит. Бегство иностранного капитала из России после начала войны в Южной Осетии 8 августа в размере всего 30 — 40 млрд. долл. привело к резкому спаду на рынке акций.
Единственным источником финансирования для банков осталось государство. Для кредитования небольших банков ЦБ задействовал в октябре новый механизм безналогового кредитования на срок 35 дней, а также была предусмотрена выдача банкам субординированных кредитов на срок до 11 лет и на сумму до 950 млрд. руб.
Для избегания подобных ситуаций в дальнейшем оборот спекулятивных операций на российском фондовом рынке должен быть обязательно сокращен посредством ужесточения их регулирования и повышения транзакционных издержек. Также необходимо наделить ФСФР полномочиями оперативного антикризисного регулирования, которых сейчас нет.
Фондовый рынок России вернулся к долгосрочному тренду своего развития. Этот тренд представляет собой рост с темпом порядка 30% годовых, коррелирующий с доходностью реального сектора экономики России, и так достаточно высокой. Следует признать, что наблюдавшийся с 2003 г. рост фондового рынка России был не более чем спекулятивным пузырем, выросшим в результате низких процентных ставок по всему миру (к июню 2003 г. ФРС США последовательно опустила ставку рефинансирования с 6,5 %, действовавших во второй половине 2000 г. до 1 %) и высоких цен на нефть.
Глава 3.
Перспективы развития
финансового рынка России
В настоящее время в России действует Стратегия развития финансового рынка России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №2043-р. Направления государственной политики в области финансового рынка определены на ближайшие десятилетия, при этом непосредственная реализация мер, предусмотренных в Стратегии, должна обеспечиться в течение 2009–2010 гг. Целью данной Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра. Для достижения этой цели за ближайшее десятилетие предполагается не только решить ряд задач – повысить ёмкость и прозрачность финансового рынка; обеспечить эффективность рыночной инфраструктуры, сформировать благоприятный налоговый климат для его участников, усовершенствовать правовое регулирование на финансовом рынке, но и достичь целевых показателей его развития, которые в несколько десятков раз должны быть выше существующих сейчас, резко изменившихся с учетом последствий общемирового финансового кризиса.
Постановка
такого рода цели, задач и показателей
обусловлена несколькими
Каждая задача, содержащаяся в Стратегии предполагает реализацию ряда конкретных мер, основными из которых являются: [с. 16, №7]
1. Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций. Предполагается создать обязательную и добровольную компенсационные системы (компенсационные фонды) для граждан, инвестирующих средства на финансовом рынке. Эти системы (фонды) будут формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам.
2. Расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка. Предполагается решить налоговые проблемы на срочном рынке в основных направлениях налоговой политики, а также закрепить за ФСФР России право утверждать примерный перечень производных финансовых инструментов и требования к базисным активам производных финансовых инструментов. устанавливать требования к публичному предложению производных финансовых инструментов.
З. Создание возможности для секьюритизации широкого круга активов. Предполагается ввести залоговые и номинальные банковские счета, институт общего собрания владельцев облигаций, расширить возможности использования субординации выпускаемых ценных бумаг не только для облигаций с ипотечным покрытием, но и в отношении других видов облигаций, а также стимулировать инвестирование в инфраструктурные облигации, выпускаемые для привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства.
4. Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке. Планируется проведение анализа для выявления причин недоверия широких слоев населения к инструментам финансовых рынков, а также подготовка и реализация мер направленных на широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках для инвестирования личных сбережений.
5. Унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка. Предстоит унификация стандартов раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами на всем организованном финансовом рынке.
6. Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента. В настоящее время ФСФР России ведет активную работу по подготовке федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности», в котором планируется отобразить правовые условия эффективного функционирования института центрального контрагента и повышения эффективности клиринга.
7. Повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты. Постепенно планируется расширить добровольную практику страхования регистраторами и депозитариями своей профессиональной ответственности. Особый акцент сделан на необходимость улучшения взаимодействия между существующими расчетными депозитариями, выполняющими функции, аналогичные функциям центральных депозитариев.
8. Повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями.
9. Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Запланирован отказ от проведения технических эмиссий ценных бумаг, которые направлены на изменение номинальной стоимости и (или) объема прав по ранее размещенным ценным бумагам. Предусмотрено упрощение процедуры эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг, если ценные бумаги эмитента того же вида уже включены в котировальный список.
10. Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке. Предполагается установить требования к раскрытию информации о лицах, являющихся реальными собственниками российских компаний, тем более что опыт осуществленных российскими эмитентами первоначальных публичных предложений показывает готовность многих эмитентов раскрывать информацию об указанных лицах в целях обеспечения спроса на эмитируемые финансовые инструменты и снижения стоимости привлечения капитала.
11. Принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке. Предусмотрено скорейшее принятие федерального законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся введения случаев снижения штрафов в отношении участников финансового рынка, когда ими самостоятельно выявляются нарушения законодательства РФ в сфере их деятельности, информируется ФСФР России и добровольно представляется информация о принятых мерах по устранению выявленного нарушения.
Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., которые подготовит Минфин России. Стратегия развития финансового рынка определила несколько направлений для решения указанной задачи:
– совершенствования режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;
— совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка:
— совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.
Стратегия развития финансового рынка до 2020 года, по мнению многих ученых, будет отвечать цели создания мирового финансового центра в России при условии наличия нескольких факторов, которых пока на российском финансовом рынке нет. Речь идет о:
— формировании базы внутренних розничных инвесторов и эмитентов внутри России;
– реформе пенсионной системы и изменении условий для выхода на финансовый рынок длинных пенсионных денег;
— необходимости развития рынка государственных ценных бумаг;
— совершенствовании деятельности банковских и страховых институтов, также относящихся к финансовому рынку.
Любой финансовый кризис завершается, поэтому цель, задачи и показатели Стратегии должны быть амбициозными. Они ориентированы на изменение ситуации на отечественном финансовом рынке в лучшую сторону в обозримом будущем, на приток ликвидности от зарубежных финансовых институтов, повышение конкурентоспособности российских брокеров, дилеров, управляющих компаний и депозитариев, на создание условий для обращения широкого спектра ценных бумаги финансовых инструментов, включая налоговые преференции.
Заключение
В процессе работы над темой курсового проекта мной сделаны следующие выводы и обобщения.
Финансовый
рынок — это и место купли-
Субъектами финансового рынка являются заемщики, инвесторы и финансовые институты.
Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютный, кредитный, фондовый рынки, рынок капитала и страховой рынок.
В настоящее время финансовый рынок России находится в кризисном состоянии, в связи с мировым финансовым кризисом, начавшимся во второй половине 2008 года. Изменение конъюнктуры внешних рынков немедленно сказалось на состоянии российского валютного рынка. Масштабный вывод капитала из России нерезидентами, сокращение объемов внешних заимствований резидентами, уменьшение продаж экспортной выручки вследствие снижения сырьевых цен привели к снижению курса рубля к бивалютной корзине.
Также негативные изменения затронули и фондовый рынок России. Продажи ценных бумаг нерезидентами, выводящими средства из России, и снижение цен на мировых сырьевых рынках, обусловившее отрицательную переоценку бумаг российских компаний нефтегазового и металлургического комплекса, стали причиной резкого роста предложения на российском рынке акций и снижения их котировок. За III квартал 2008 г. основные российские фондовые индексы упали почти вдвое.
Снижение стоимости ценных бумаг, находящихся в собственности банков, дестабилизация денежного рынка, растущая долговая нагрузка по внешним валютным обязательствам привели к ухудшению финансового положения многих российских банков. Доля убыточных банков в их общей численности, на начало 2008 г. составлявшая 1,0%, к 1 декабря 2008 г. достигла 10,3%. Отток вкладов дестабилизировал работу кредитных организаций, вынуждая их изыскивать средства для возврата вкладов, и усугубил финансовые проблемы малых и средних российских банков. Ряд банков, ставших жертвами массового изъятия вкладов, оказался неспособен обслуживать свои обязательства.
Информация о работе Финансовый рынок и его роль в мобилизации финансовых ресурсов