Финансовый механизм предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Финансовый механизм предприятий – это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов. Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1. Теоретические аспекты финансового механизма предприятия………………
1.1 Понятие и структура финансового механизма…………………………….
1.2 Финансовый менеджмент…………………………………………………...
1.2.1 Понятие, цели, задачи и функции финансового менеджмента…………
1.2.2 Принципы и приемы финансового менеджмента……………………….
1.2.3 Финансовый менеджмент в системе управления предприятием……….
1.3 Финансовый риск и способы его снижения………………………………..


Заключение………………………………………………………………………….
Список источников и литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа финансы глава 1.docx

— 88.80 Кб (Скачать)

     7) Стимулирующая функция связана  с обеспечением стимулирования  реализации принятых управленческих  решений, т.е. с побуждением  работников к заинтересованности  в результатах своего труда  посредством распределения материальных  и духовных ценностей в зависимости  от количества и качества затраченного  труда.

     8) Контрольная функция, посредством  которой собирается информация  об использовании финансовых  средств и о финансовом состоянии  объекта, вскрываются дополнительные  резервы и возможности, вносятся  изменения в финансовые программы,  в организацию финансового менеджмента.  Контроль предполагает анализ  финансовых результатов. Финансовый  контроль является оборотной  стороной финансового планирования  и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за реализацией принятых решений.

     Вторая  группа функций включает в себя:

     1) управление активами;

     2) управление капиталом;

     3) управление инвестициями;

     4) управление денежными потоками;

     5) управление финансовыми рисками  и предотвращение банкротства.

     Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как  текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую  или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового  состояния. Но не только временные границы  определяют альтернативность целей  финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

     Исходной  базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Практика финансового анализа уже  выработала основные правила (методику анализа) финансовых отчетов. Можно  выделить среди них семь основных методов.

     1) Чтение отчетности (изучение абсолютных  показателей, представленных в  отчетности). Посредством чтения  определяют имущественное положение  предприятия, его краткосрочные  и долгосрочные инвестиции, источники  формирования собственного и  заемного капитала, оцениваются  связи с поставщиками и покупателями  предприятия, финансово кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.

     2) Горизонтальный анализ (временной)  позволяет определить абсолютные  и относительные изменения различных  статей отчетности по сравнению  с предыдущим периодом.

     3) Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением  влияния каждой позиции отчетности  на результат в целом. Он  проводится с целью выявления  удельного веса статей отчетности  в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.

     4) Трендовый анализ показывает  динамику развития и основан  на расчете относительных отклонений  показателей отчетности за ряд  лет от уровня базисного года, для которого показатели принимаются  за 100%, т.е определение тренда - основной  тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний  и индивидуальных особенностей  отдельных периодов. С помощью  тренда формируются возможные  значения показателей в будущем,  а следовательно, ведется перспективный,  прогнозный анализ.

     5) Расчет финансовых коэффициентов,  которые описывают финансовые  пропорции между различными статьями  отчетности и определяют их  взаимосвязь.

     6) Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности  по отдельным показателям фирм, дочерних фирм, подразделений, цехов,  так и межхозяйственный анализ  показателей данной фирмы с  показателями конкурентов, со  среднеотраслевыми и средними  общеэкономическими данными.

     7) Факторный анализ - это анализ  влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Причем  факторный анализ может быть  как прямым (собственно анализ), т.е.  раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

     1.2.2 Принципы и  приемы финансового менеджмента

     Управление  формированием и использованием финансовых ресурсов, осуществляется с помощью различных приемов, т.е. конкретных процедур и способов. Общим содержанием всех приемов  финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений  на величину финансовых ресурсов.

     Сегодня управление финансами на предприятии  осуществляется по двум направлениям:

    1. Управление активами ( как распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами);
    2. Управление пасивами ( как привлечь необходимые финансовые ресурсы на предприятие); [     , 437].

     К приемам финансового менеджмента  относятся расчеты, кредитование, инвестирование, использование финансовых инструментов, хеджирование.

     1) Расчеты – это организация  и регулирование платежей по  денежным требованиям и обязательствам  предприятия. Основное назначение  расчетов заключается в обслуживании  денежного оборота. Расчеты бывают  наличными и безналичными.

     2) Кредитование – это представление  одним хозяйствующим субъектом  другому хозяйствующему субъекту  финансовых ресурсов на условиях  возвратности и платности. Возвратность  означает, что взятую сумму денег  необходимо через некоторое время  вернуть тому, кто ее предоставил.  Платность – за пользование  денежной суммы взимается плата  в виде процентов. Кредитование  имеет две разновидности:

     а) кредитование деятельности хозяйствующих  субъектов в прямой форме выдачи денежных ссуд;

     б) кредитование как разновидность  расчетов – т.е. расчеты, когда одно предприятие предоставляет другому  отсрочку платежа кредита.

     3) Инвестирование – вложение капитала  в объекты предпринимательской  деятельности с целью получения  текущего денежного дохода или  обеспечения возрастания деятельности  капитала.

     4) Использование финансовых инструментов  – это использование депозитов,  ценных бумаг и т.д. Финансовым  инструментом называется любой  контракт между хозяйствующими  субъектами, согласно которому происходит  одновременное увеличение финансовых  активов одного предприятия и  финансовых обязательств другого  предприятия.

     Эффективное управление финансовой деятельностью  предприятия обеспечивается реализацией  основных принципов финансового  менеджмента, как составной части  общего менеджмента предприятия.

     1) Органическая интеграция в общей  системе управления. Любое управленческое решение оказывает влияние на формирование денежных потоков предприятия, результаты его физической деятельности и финансовое состояние предприятия. Управление финансами непосредственно связано с производственным менеджментом, кадровым и инновационным менеджментом и другими видами функционального менеджмента. Однако решение специальных вопросов финансового менеджмента во многом в свою очередь зависит от производственно-коммерческих характеристик и параметров деятельности предприятия.

     2) Ориентированность на стратегические  цели развития предприятия. Проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в текущем периоде должны быть согласованы с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, показателями развития собственных финансовых ресурсов и.т.д.

     3) Оптимизация процесса выбора управленческих финансовых решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать возможные альтернативы управленческих действий по управлению финансами. При существовании альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия, а также ресурсные ограничения предприятия в конкретный временной период. Система критериев и ресурсных ограничений устанавливается самим предприятием.

     4) Комплексный характер формирования управленческих решений. Финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, Каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

     Все управленческие решения в области  формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов предприятия взаимосвязаны  и оказывают влияние на результативность его деятельности (прибыль, рентабельность, объем ресурсов и т.д.). Иногда это  влияние может носить противоречивый характер. Например, отвлечение финансовых ресурсов на выполнение выгодного в  перспективе инвестиционного проекта  может резко ухудшить оперативную (текущую) финансовую ситуацию на предприятии  и потребует привлечения краткосрочных  кредитов и т.д.

     5) Организация высокого динамизма  управления. В настоящее время с изменениями конъюнктуры финансового рынка, высокой динамикой факторов внешней среды на современном этапе развития рыночной экономики, разработанные эффективные финансовые управленческие решения в предыдущем периоде не всегда эффективны сегодня или в будущих периодах. Очень быстро меняются во времени и внутренние условия хозяйствования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. На основании этого можно сделать вывод о необходимости организации высокого динамизма разработки и исполнения управленческих решений в области управления финансами предприятия в целях учета изменений факторов внешней среды, ресурсного потенциала предприятия, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

     1.2.3 Финансовый менеджмент  в системе управления предприятием

     Финансовый  менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и  финансовых отношений, возникающих  между хозяйствующими субъектами (с  юридическими и физическими лицами) в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

     Под стратегией в данном случае понимается общее направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. После достижения данной цели стратегия как направление и  средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели требуют  разработки новой стратегии.

     Тактика - конкретные методы и приемы для  достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в  данной ситуации методов управления. Финансовый менеджмент – процесс системного финансового управления, формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, направленный на оптимизацию оборота его денежных средств и осуществляемый посредством проведения финансовой политики предприятия. Финансовый менеджмент как система управления состоит из 2-х подсистем:

     - управляемая подсистема или объект  управления;

     - управляющая подсистема или субъект  управления.

     Процесс финансового менеджмента представлен  на рисунок 1. 

Информация о работе Финансовый механизм предприятия