Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.

Работа содержит 1 файл

ВСЕ.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

 Широкими  полномочиями в области финансового  контроля наделено Министерство  финансов. Оно, в частности, осуществляет  контроль за: соблюдением финансовых  интересов государства в процессе  интеграции Республики Беларусь  в мировое хозяйство; выполнением  требований прямых финансовых  законов; исполнением республиканского  бюджета; своевременным поступлением  доходов и эффективным расходованием  по целевому назначению средств  республиканского бюджета и внебюджетных  фондов; состоянием контрольно-ревизионной  работы в министерствах и ведомствах. 

 Осуществляя  эти и другие контрольные функции,  Министерство финансов применяет  предусмотренные законами и Положением  о Министерстве финансовые санкции  и административные штрафы к  нарушителям государственной финансовой  дисциплины. Аналогичные функции  на местном уровне реализуют  областные финансовые управления, районные и городские финансовые  отделы.  

 В системе  Министерства финансов исключительно  контрольными функциями занимается  Главное контрольно-ревизионное  управление и его органы на  местах. Основными задачами ГКРУявляются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов. 

 К специализированным  органам государственного финансового  контроля относится Государственный  налоговый комитет преобразованный  из Главной государственной налоговой  инспекции при Совете Республики  Беларусь. Его главной задачей  является осуществление в пределах  в пределах своей компетенции  контроля за соблюдением законодательства  о налогах и предпринимательстве,  правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения  в бюджет налогов и других  обязательных платежей. Практически  все функции, права и обязанности  налоговых органов сконцентрированы  в области контроля. Для их  реализации Государственный налоговый  комитет имеет свои органы  на областном, городском и районном  уровнях.( о их структуре и компетенции  будет сказано ниже)  

 Значительный  объем контрольных полномочий  присутствует в деятельности  Национального банка, Государственного  комитета по ценным бумагам,  комитета по надзору за страховой  деятельностью. 

 Все органы, уполномоченные осуществлять функции  государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок  финансово-хозяйственной деятельности  в министерствах, других центральных  органах управления, исполнительных  комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и  учреждениях независимо от форм  собственности руководствуются  едиными требованиями, изложенными  в Указе президента « О некоторых  мерах по совершенствованию координации  деятельности контролирующих органов  РБ и порядке организации и  проведении проверок ( ревизий ) финансово-хозяйственной  деятельности и применения экономических  санкций» 

 Современные  условия вызывают необходимость  одновременного укрепления государственного  финансового контроля в сочетании  с применением хозрасчетных форм  его организации, адекватным рыночным  методом хозяйствования. В этих  целях в республике создана  система органов независимого  финансового контроля - аудит. Аудиторская  деятельность (аудит)- независимая проверка  аудиторами и аудиторскими организациями  бухгалтерской (финансовой) отчетности  и других документов субъектов  хозяйствования с целью оценки  достоверности и соответствия  совершенных финансовых и хозяйственных  операций законодательству Республики  Беларусь, направленная на защиту  интересов собственников, оказание  помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности  расчетов с бюджетом и в  подъеме эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь  от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности»  (Ведомости Верховного Совета  Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573) 

 Аудиторы  оказывают предприятиям услуги, предусмотренные Законом об аудиторской  деятельности. 

 Регулирование  аудиторской деятельности в республике  принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам  после аттестации соответствующей  комиссией лицензии на занятие  аудиторской деятельностью, контролирует  соблюдения аудиторами и аудиторскими  организациями порядка осуществления  аудиторской деятельности. 

II. Формы методы  и организация финансового контроля 

2.1 Формы финансового  контроля 

 Формы финансового  контроля - это способы конкретного  выражения и организаций контрольных  действий.  

 Финансовый  контроль классифицируется не  только по видам, но и по  другим основаниям. По формам  он подразделяется на предварительный,  текущий и последующий. 

 Предварительныйконтроль  предшествует совершению проверяемых  операций, поступлению доходов, расходованию  денежных средств и материальных  ценностей. Эта форма контроля  позволяет предупредить нарушения  действующего законодательства, позволяет  выявить дополнительные финансовые  ресурсы. Предварительный контроль  осуществляется при рассмотрении  финансово-плановых актов. Предварительный  контроль осуществляется при  рассмотрении бюджетов, смет, финансовых  планов, при открытии кредитов  и финансирования по бюджету. 

 Текущий контроль  осуществляется в процессе совершения  хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно  финансовыми службами в момент  совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений  финансовой дисциплины.Текущийконтроль  позволяет так же оперативно  “замерять”отклонения от установленных  правил и норм и принимать  необходимые меры к обеспечению  финансовой дисциплины. Основные  инструменты текущего контроля  – это данные оперативного  бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация  непосредственно связная с денежными  средствами. Любой руководитель  прежде чем подписать финансовые  и платежные документы, должен  убедится в законности производимых  платежей и расчетов, их экономической  целесообразности. 

 Последующий  контроль производится после  совершения операции т.е. после  того, выполнены планы, поступили  доходы, израсходованы денежные  средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление  технических нарушений финансового  законодательства, которые не были  установлены во время предварительного  и текущего контроля. В этой  форме контроля производится  проверка финансово-хозяйственных  операций за истекший период  на предмет законности и целесообразности  производимых расходов. Он производится  путем анализа отчетов, баланса,  проверок и ревизий непосредственно  на предприятии. 

2.2 Методы фин.  контроля 

 Финансовый  контроль осуществляется при  помощи определенных способов  и приемов, которые принято  обозначать понятием «методы». 

 Методы финансового  контроля – это приемы, средства  и способы его осуществления.  

 К основным  методам относятся: 

1) наблюдение 

2) проверка 

3) обследование 

4) анализ 

5) ревизия 

1) Наблюдение- это  направленное на общее ознакомление  с состоянием финансовой деятельности  объекты контроля действия. 

2) Проверка –  это исследование отдельных вопросов  финансовой деятельности, осмотр  помещений и других объектов  с целью выявления нарушения  финансовой дисциплины. 

3) Обследование  – производится в отношении  отдельных сторон финансовой  деятельности. При этом используют  анкетирование и опрос. 

4) Анализ –  направлен так же на выявления  нарушений финансовой дисциплины. 

5) Ревизия –  детальное исследование финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого субъекта  с целью выявления нарушений  законности, целесообразности и  эффективности. 

 Ревизии подразделяются  на несколько видов: 

1) по содержанию ( доказательные и фактические) 

2) по способу  назначения ( плановые и внеплановые) 

3) по степени  охвата данных ( сплошные и выборочные) 

4) по объему  ревизуемой деятельности (комплексные  и тематические)  

 Проверки  и ревизии – самые эффективные  методы финансового контроля. Их  отличает друг от друга широта  и глубина проверяемых вопросов. 

 Как правило,  различают формальные, фактические,  встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные  проверки. 

 Формальная  проверка заключается в контроле  за правильностью оформления  самого документа. При этой  проверке выясняется: соблюдена  ли установленная форма документа,  написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые  подписи, печати, штампы и прилагаемые  к нему другие документы. 

 Фактическая  проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается  достоверность расходования и  оприходования материальных ценностей  и денежных средств. В данном  случае проводится инвентаризация, на основе которой производится  сличение действительного наличия  материально-денежных средств с  учетными данными. При фактических  проверках могут производиться  контрольные замеры, химико-технологический  анализ и т.п. 

 Важным методом  установления достоверности финансово-хозяйственных  операций является встречная  проверка. Она производится в  тех случаях, когда возникает  сомнение в подлинности и правильности  документов и операций. В связи  с этим проверяется, нет ли  расхождения в документах подконтрольного  объекта с документами его  партнеров. 

 Корреспондирующая  проверка представляет собой  сопоставление одной и той  же операции, отраженной в различных  документах.  

 Аналитико-нормативная  проверка заключается в сопоставлении  учетных и отчетных данных  с установленными показателями  и нормами. Это дает возможность  выявить неоправданные отклонения  от них. Отсутствие отклонений  нередко связано с завышенными  нормами, что позволяет фактические  затраты показывать на уровне  таких норм. Завышенные нормы  – фактор, способствующий хищениям  товарно-материальных ценностей  и денежных средств. Проверки  так же могут быть тематическимии  комплексными.  

 Тематическая  ревизияпроводится по однотипным  предприятиям, учреждениям. Здесь  проверяется один и тот же  круг вопросов. Значение тематической  ревизии заключается в том,  что, охватывая большое число  однородных объектов, она дает  возможность проверить состояние  определенного участка, вскрыть  типичные недостатки и принять  меры к их устранению. 

 Комплексная  ревизия включает все участки  и широкий круг вопросов. Она  позволяет более глубоко проверить  деятельность ревизуемого объекта.  Такие ревизии проводятся, как  правило, группой ревизоров с  привлечением специалистов по  отдельным вопросам. Во время  такой ревизии обязательно производится  инвентаризация материальных ценностей  и денежных средств. 

 Практика  показывает, что самым действенным  методом финансового контроля  является ревизия, при которой  производится наиболее глубокое  обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций,  учреждений с целью проверки  её законности, правильности и  целесообразности. 

Информация о работе Финансовый контроль