Широкими
полномочиями в области финансового
контроля наделено Министерство
финансов. Оно, в частности, осуществляет
контроль за: соблюдением финансовых
интересов государства в процессе
интеграции Республики Беларусь
в мировое хозяйство; выполнением
требований прямых финансовых
законов; исполнением республиканского
бюджета; своевременным поступлением
доходов и эффективным расходованием
по целевому назначению средств
республиканского бюджета и внебюджетных
фондов; состоянием контрольно-ревизионной
работы в министерствах и ведомствах.
Осуществляя
эти и другие контрольные функции,
Министерство финансов применяет
предусмотренные законами и Положением
о Министерстве финансовые санкции
и административные штрафы к
нарушителям государственной финансовой
дисциплины. Аналогичные функции
на местном уровне реализуют
областные финансовые управления,
районные и городские финансовые
отделы.
В системе
Министерства финансов исключительно
контрольными функциями занимается
Главное контрольно-ревизионное
управление и его органы на
местах. Основными задачами ГКРУявляются:
осуществление контроля за соблюдением
министерствами и другими органами государственного
управления, предприятиями, организациями,
учреждениями и исполнительными комитетами
всех уровней финансово-бюджетного законодательства;
целевым и эффективным использованием
ими средств, в том числе в иностранной
валюте, выделенных из бюджета по всем
направлениям и видам расходов, внебюджетных
средств, а также за законностью совершаемых
ими финансово-хозяйственных операций;
проверка работы финансовых органов республики
по организации составления и исполнения
бюджета; проведение ревизий исполнения
смет на содержание бюджетных учреждений;
анализ действующей в республике системы
ведомственного контроля за использованием
государственный материальных и денежных
ресурсов.
К специализированным
органам государственного финансового
контроля относится Государственный
налоговый комитет преобразованный
из Главной государственной налоговой
инспекции при Совете Республики
Беларусь. Его главной задачей
является осуществление в пределах
в пределах своей компетенции
контроля за соблюдением законодательства
о налогах и предпринимательстве,
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения
в бюджет налогов и других
обязательных платежей. Практически
все функции, права и обязанности
налоговых органов сконцентрированы
в области контроля. Для их
реализации Государственный налоговый
комитет имеет свои органы
на областном, городском и районном
уровнях.( о их структуре и компетенции
будет сказано ниже)
Значительный
объем контрольных полномочий
присутствует в деятельности
Национального банка, Государственного
комитета по ценным бумагам,
комитета по надзору за страховой
деятельностью.
Все органы,
уполномоченные осуществлять функции
государственного финансового контроля,
при проведении ревизий и проверок
финансово-хозяйственной деятельности
в министерствах, других центральных
органах управления, исполнительных
комитетах, а так же на предприятиях,
в объединениях, организациях и
учреждениях независимо от форм
собственности руководствуются
едиными требованиями, изложенными
в Указе президента « О некоторых
мерах по совершенствованию координации
деятельности контролирующих органов
РБ и порядке организации и
проведении проверок ( ревизий ) финансово-хозяйственной
деятельности и применения экономических
санкций»
Современные
условия вызывают необходимость
одновременного укрепления государственного
финансового контроля в сочетании
с применением хозрасчетных форм
его организации, адекватным рыночным
методом хозяйствования. В этих
целях в республике создана
система органов независимого
финансового контроля - аудит. Аудиторская
деятельность (аудит)- независимая проверка
аудиторами и аудиторскими организациями
бухгалтерской (финансовой) отчетности
и других документов субъектов
хозяйствования с целью оценки
достоверности и соответствия
совершенных финансовых и хозяйственных
операций законодательству Республики
Беларусь, направленная на защиту
интересов собственников, оказание
помощи субъектам хозяйствования,
содействие им в правильности
расчетов с бюджетом и в
подъеме эффективности их деятельности.
Ст. 1 Закона Республики Беларусь
от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности»
(Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст.
573)
Аудиторы
оказывают предприятиям услуги,
предусмотренные Законом об аудиторской
деятельности.
Регулирование
аудиторской деятельности в республике
принадлежит Министерству финансов,
которое выдает специалистам
после аттестации соответствующей
комиссией лицензии на занятие
аудиторской деятельностью, контролирует
соблюдения аудиторами и аудиторскими
организациями порядка осуществления
аудиторской деятельности.
II. Формы методы
и организация финансового контроля
2.1 Формы финансового
контроля
Формы финансового
контроля - это способы конкретного
выражения и организаций контрольных
действий.
Финансовый
контроль классифицируется не
только по видам, но и по
другим основаниям. По формам
он подразделяется на предварительный,
текущий и последующий.
Предварительныйконтроль
предшествует совершению проверяемых
операций, поступлению доходов, расходованию
денежных средств и материальных
ценностей. Эта форма контроля
позволяет предупредить нарушения
действующего законодательства, позволяет
выявить дополнительные финансовые
ресурсы. Предварительный контроль
осуществляется при рассмотрении
финансово-плановых актов. Предварительный
контроль осуществляется при
рассмотрении бюджетов, смет, финансовых
планов, при открытии кредитов
и финансирования по бюджету.
Текущий контроль
осуществляется в процессе совершения
хозяйственных и финансовых операций.
Он осуществляется ежедневно
финансовыми службами в момент
совершения финансовых операций,
для предотвращения нарушений
финансовой дисциплины.Текущийконтроль
позволяет так же оперативно
“замерять”отклонения от установленных
правил и норм и принимать
необходимые меры к обеспечению
финансовой дисциплины. Основные
инструменты текущего контроля
– это данные оперативного
бухгалтерского учета, инвентаризаций.
Объектом является документация
непосредственно связная с денежными
средствами. Любой руководитель
прежде чем подписать финансовые
и платежные документы, должен
убедится в законности производимых
платежей и расчетов, их экономической
целесообразности.
Последующий
контроль производится после
совершения операции т.е. после
того, выполнены планы, поступили
доходы, израсходованы денежные
средства и материальные ценности.
Основная цель его – выявление
технических нарушений финансового
законодательства, которые не были
установлены во время предварительного
и текущего контроля. В этой
форме контроля производится
проверка финансово-хозяйственных
операций за истекший период
на предмет законности и целесообразности
производимых расходов. Он производится
путем анализа отчетов, баланса,
проверок и ревизий непосредственно
на предприятии.
2.2 Методы фин.
контроля
Финансовый
контроль осуществляется при
помощи определенных способов
и приемов, которые принято
обозначать понятием «методы».
Методы финансового
контроля – это приемы, средства
и способы его осуществления.
К основным
методам относятся:
1) наблюдение
2) проверка
3) обследование
4) анализ
5) ревизия
1) Наблюдение- это
направленное на общее ознакомление
с состоянием финансовой деятельности
объекты контроля действия.
2) Проверка –
это исследование отдельных вопросов
финансовой деятельности, осмотр
помещений и других объектов
с целью выявления нарушения
финансовой дисциплины.
3) Обследование
– производится в отношении
отдельных сторон финансовой
деятельности. При этом используют
анкетирование и опрос.
4) Анализ –
направлен так же на выявления
нарушений финансовой дисциплины.
5) Ревизия –
детальное исследование финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого субъекта
с целью выявления нарушений
законности, целесообразности и
эффективности.
Ревизии подразделяются
на несколько видов:
1) по содержанию
( доказательные и фактические)
2) по способу
назначения ( плановые и внеплановые)
3) по степени
охвата данных ( сплошные и выборочные)
4) по объему
ревизуемой деятельности (комплексные
и тематические)
Проверки
и ревизии – самые эффективные
методы финансового контроля. Их
отличает друг от друга широта
и глубина проверяемых вопросов.
Как правило,
различают формальные, фактические,
встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные
проверки.
Формальная
проверка заключается в контроле
за правильностью оформления
самого документа. При этой
проверке выясняется: соблюдена
ли установленная форма документа,
написан ли на надлежащем бланке,
имеются ли на нем необходимые
подписи, печати, штампы и прилагаемые
к нему другие документы.
Фактическая
проверка имеет большое значение.
При ее проведении устанавливается
достоверность расходования и
оприходования материальных ценностей
и денежных средств. В данном
случае проводится инвентаризация,
на основе которой производится
сличение действительного наличия
материально-денежных средств с
учетными данными. При фактических
проверках могут производиться
контрольные замеры, химико-технологический
анализ и т.п.
Важным методом
установления достоверности финансово-хозяйственных
операций является встречная
проверка. Она производится в
тех случаях, когда возникает
сомнение в подлинности и правильности
документов и операций. В связи
с этим проверяется, нет ли
расхождения в документах подконтрольного
объекта с документами его
партнеров.
Корреспондирующая
проверка представляет собой
сопоставление одной и той
же операции, отраженной в различных
документах.
Аналитико-нормативная
проверка заключается в сопоставлении
учетных и отчетных данных
с установленными показателями
и нормами. Это дает возможность
выявить неоправданные отклонения
от них. Отсутствие отклонений
нередко связано с завышенными
нормами, что позволяет фактические
затраты показывать на уровне
таких норм. Завышенные нормы
– фактор, способствующий хищениям
товарно-материальных ценностей
и денежных средств. Проверки
так же могут быть тематическимии
комплексными.
Тематическая
ревизияпроводится по однотипным
предприятиям, учреждениям. Здесь
проверяется один и тот же
круг вопросов. Значение тематической
ревизии заключается в том,
что, охватывая большое число
однородных объектов, она дает
возможность проверить состояние
определенного участка, вскрыть
типичные недостатки и принять
меры к их устранению.
Комплексная
ревизия включает все участки
и широкий круг вопросов. Она
позволяет более глубоко проверить
деятельность ревизуемого объекта.
Такие ревизии проводятся, как
правило, группой ревизоров с
привлечением специалистов по
отдельным вопросам. Во время
такой ревизии обязательно производится
инвентаризация материальных ценностей
и денежных средств.
Практика
показывает, что самым действенным
методом финансового контроля
является ревизия, при которой
производится наиболее глубокое
обследование финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций,
учреждений с целью проверки
её законности, правильности и
целесообразности.