Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе собирания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Вознесенский

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

Основными задачами внутреннего  финансового контроля являются: выявление  случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

 

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг

 

Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54 создана комиссия по аудиторской деятельности при  Президенте РФ, основная задача которой  состоит в организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Указанная комиссия в соответствии с Положением о ней выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования аудиторской деятельности; организует ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений; организует публикации в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т. д.

 

Комиссия по аудиторской  деятельности при Президенте РФ имеет  право направлять аудиторам, аудиторским  фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

 

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

 

Лицензии на осуществление  специального аудита выдаются: Центральным  Банком РФ - для проведения банковского  аудита, Департаментом страхового надзора  Министерства финансов РФ - для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Министерство финансов РФ.

 

Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

 

Обязательная аудиторская  проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

 

Обязательная аудиторская  проверка может также проводиться  по поручению органов дознания, следователя  с санкции прокурора, суда, арбитражного суда при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

 

Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению; порядком проведения аудиторской проверки, в частности, предусмотрены обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться; со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы); порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.

 

По окончании проведения аудиторской проверки составляется заключение, состоящие из вводной, описательной и итоговой частей. В случаях, предусмотренных  законодательством, третья, заключительная часть данного заключения подлежит опубликованию.

 

Рассмотрим условия допуска к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти лет в качестве специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу. Высокие требования, предъявляемые к квалификации лиц, желающих получить право на проведение аудиторских проверок, направлены на повышение уровня независимого финансового контроля. Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

- понесенные убытки  в полном объеме;

- расходы на проведение  перепроверки;

 

- штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

 

Органы, осуществляющие финансовый контроль.

 

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными органами исполнительной власти. В Российской Федерации государственный финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

 

      Субъекты  государственного финансового контроля:

–        Счетная палата Российской Федерации;

–        Центральный Банк Российской Федерации;

–        Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление

–   федерального Казначейства, департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

–        Министерство РФ по налогам и сборам;

–        Государственный таможенный комитет  Российской Федерации;

–       контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

–        иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием  средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

 

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов России. Счетная  палата Российской Федерации - постоянно  действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

 

К основным задачам Счетной  палаты отнесены:

–        организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходов    государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

–        финансовая экспертиза проектов федеральных  законов и нормативных;

 

–        правовых актов федеральных органов  государственной власти;

–       анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

–        контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в  Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных  учреждениях;

–        регулярное представление палатам  Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

    Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и  тематические проверки, не вмешиваясь  в оперативную деятельность проверяемых  организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

 

В случаях выявления  нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей  государству ущерб и требующей  пресечения,

 

Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

 

 

 

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:

–        проводит в пределах своей компетенции  комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

–        контролирует в установленном порядке  рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

–        проводит документальные ревизии и  проверки финансово-хозяйственной  деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

–        организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.    

 

Осуществляя государственный  контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

–        ограничивать, приостанавливать, а  в необходимых случаях и прекращать в  соответствии с законодательством  Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций  при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

–        взыскивать в установленном порядке  с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.

 

Финансовые органы субъектов  Российской Федерации при осуществлении  государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:

–        выработка и проведение единой государственной  налоговой политики;

–        в сфере взимания налогов и  сборов;

–        координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;

–        государственный контроль за соблюдением  законодательства РФ о налогах и  сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

 

 Министерство РФ  по налогам и сборам выполняет  следующие функции:

–        проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых  инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о  налогах и других платежах в бюджет;

–        производит в министерствах и  ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

Информация о работе Финансовый контроль