Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:07, реферат

Описание работы

Цель работы раскрыть сущность финансового контроля. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи: дать определение финансового контроля; перечислить его основные задачи, методы, виды, а так же органы, осуществляющие контроль; раскрыть основные направления деятельности Счетной палаты РФ и контрольно-счетной палаты Думы Кондинского района. Источниками информации для написания работы являются книги различных российских авторов, нормативно-правовая база, электронные источники.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение, задачи и методы финансового контроля 4
2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие 8
3. Счетная палата РФ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 52.55 Кб (Скачать)

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам  Счетной палаты предоставлены следующие  права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки  и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить  в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. Вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе18.

О результатах  проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются  в периодическом издании “Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации”, а также на официальном сайте www.ach.gov.ru.

Если  в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб  и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания  администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание  подписывается Председателем Счетной  палаты или его заместителем. Оно  является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет  или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять  решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную  ответственность, соответствующие  материалы передаются Счетной палатой  в правоохранительные органы.

Экспертно-аналитическая  деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических  материалов по вопросам финансового  контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен  непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий: предварительный контроль проекта бюджета будущего года; оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года; последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная  палата одновременно работает с бюджетами  трех лет – прошлого, текущего и  будущего. Бюджет прошлого года находится  в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более  подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в  проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они  сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов  и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении  страны, прогнозы развития экономики  в целом, отдельных отраслей и  регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией  Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения: соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам; прогноз исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета; основные характеристики бюджета и его особенности; доходы и расходы федерального бюджета; государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств; взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами; программная часть проекта бюджета, и др. Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность  поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса. Основными приемами оперативного контроля являются: анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса; обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами; анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета; обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты; выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета; экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная  палата составляется ежеквартальный отчет  об исполнении федерального бюджета. Форма  отчета утверждена Государственной  Думой по согласованию с Советом  Федерации. В нем отражаются фактические  показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с  утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим  итогом, то есть за истекший период с  начала года. Отчет утверждается Коллегией  Счетной палаты и после этого  направляется обеим палатам парламента.

После окончания финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

По результатам  комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых  измеряется несколькими сотнями, и  сводный акт. На этой основе Счетная  палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета  за соответствующий год, который  составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Экспертно-аналитической  деятельность Счетной палаты заключается  в экспертизе проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических  материалов по вопросам финансового  контроля.

Счетная палата проводит экспертизу проектов: федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита; законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы; международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета. По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений19.

Помимо  экспертиз законопроектов, Счетная  палата анализирует результаты проведенных  контрольных мероприятий, исследует  выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию  бюджетного законодательства, которые  направляются в Государственную  Думу.

Итогом  работы Счетной палаты является заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета. После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и составляет полтора месяца. После рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает решение о его утверждении. Если фактически исполненный бюджет не соответствует принятому закону, и при этом режим сокращения и блокировки расходов не вводился, отчет может быть отклонен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя  проделанную работу можно сделать  следующие выводы, что контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использование фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый  контроль - стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Финансовый  контроль обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые источники

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 06.09.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
  6. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

 

Литература

  1. Бабенко А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. – 425 с.
  2. Дубинина Е.С. Финансы. - М: Финансы и статистика, 2008. – 367 с.
  3. Зимин С.Л. Финансы. - М: Проспект, 2008. – 263 с.
  4. Малолетко А.Н. Контроль и ревизия: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 312 с.
  5. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: учебник. — М.: КНОРУС, 2006. – 640 с.
  6. Никифоров Н.Д. Бюджетная система России. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 346 с.
  7. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). – М.: Экономика, 2007. – 442 с.
  8. Суворов А.Н. Финансы и кредит. – СПб.: Аврора, 2009. – 368 с.
  9. Тимохина Е.В. Финансы и кредит. – СПб.: Питер, 2009. – 703 с.
  10. Фирулина Н.Т. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 390 с.

 

Электронные  источники

  1. http://www.grandars.ru
  2. http://www.budgetrf.ru
  3. http://www.consultant.ru
  4. http://www.mnogozakonov.ru

1 Дубинина Е.С. Финансы. - М: Финансы и статистика, 2008. – с. 122

2 Малолетко А.Н. Контроль и ревизия: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – с. 158

3 Малолетко А.Н. Контроль и ревизия: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – с. 160

4 http://www.grandars.ru

5 http://www.grandars.ru

6 Тимохина Е.В. Финансы и кредит. – СПб.: Питер, 2009. – с. 227-228

Информация о работе Финансовый контроль